Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:18, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_KPRF (1).doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Понятие института основ правого положения личности в Российской Федерации, его 
    структура, место в системе конституционного права.

Пр.статус чел-ка и гр-на - это юр-и закрепленное полож-е чел-ка и гр-на в общ-ве, гос-ве. Пр.статус чел-ка и гр-на, главное содерж-е кот.составляют П и О, закрепляется всеми без исключения отраслями рос.права, но ведущая роль принадл-т КП, устанавлив-му основы пр.статуса чел-ка и гр-на. Особый хар-р основ пр.статуса чел-ка и гр-на состоит в том, что они вкл-т в себя наиболее значимые права, свободы и обяз-ти, имеющие особую цен-ть как для чел-ка, так и для гос-ва. Содерж-е основ пр.статуса чел-ка и гр-на как конст.-пр.института образуют след.элементы: 1.конституц-я правосубъект-ть (право-и деесп-ть). Конст.правосп-ть означает способ-ть   лица иметь констит. права   и   нести обяз-ти.   Правосп-ть   чел-ка   возникает в момент его рождения и прекращ-ся смертью. Констит.деесп-ть - способность лица своими действиями приобретать и осущ-ть констит.права, создавать для себя конст.обяз-ти   и   исполнять   их.   Деесп-ть   в   полном   объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е.по достижении 18-летнего возраста. Однако общая констит.деесп-ть м.не совпадать со способ-тью осуществлять   отдельные   виды   прав.   Так, КРФ устанавливает, что депутатом Гос.Думы м.б. избран гр-н РФ, достигший на день голос-ния 21 года, а През-том РФ –гр-н, достигший возраста 35 лет.В отдельных установл-х з-ном случаях совершеннол-й гр-н м.б.признан недееспособным либо ограничен в деесп-ти. Это возможно только по вступившему в зак.силу реш-ю суда; 2.гражд-во. Обладание гражд-вом явл.условием полной правосуб-ти лица, обеспечивает ему защиту со стороны гос-ва независимо от того, находится данное лицо на терр-рии данной страны или за ее пределами; 3. принципы пр.статуса чел-ка и гр-на. К их числу относятся равноправие лиц в своем статусе (чел-ка или гр-на), гарантиров-ть прав, юр.обеспечение выполнения обяз-тей и др.; 4. Констит.права, свободы и обяз-ти чел-ка и гр-на; 5.гарантии реализ-и конст. П и С.

 

  1. Принципы конституционного статуса личности по Конституции России 1993 года.

Принципы КПС - это те идеи, осн. начала, .кот-ые составляют фундамент  статуса человека и гражданина, пронизывают и др.  его  содержание.  На  этих принципах строится и развивается целом этот институт:

1. Осн. права человека неотчуждаемы  и даны ему от рождения. 2. Права  и свободы человека явл-ся высшей  ценностью. 3. Права и свободы человека  и гражданина обладают приоритетом перед  целями и правами гос-ва. 4. Признание, соблюдение и защита прав человека - это обязанность гос-ва. 5. Каждый человек в рамках закона осущ-ет свои права прежде всего самостоят-но. 6. Все равны перед законом и судом и имеют равное право на защиту. 7. Осущ-ние прав и свобод человека не д. нарушать права и свободы др. лиц. 8. Права и свободы человека явл-ся непосредственно действующими. 9.  В  случае  противоречия  внутреннего  закон-ва   по   правам   человека    общепризнанным нормам м/н права приоритет отдается последним. 10.  Каждый  гражданин  несет  к.  обяз-ти,  выполнение  ~  необходимо   для нормального функционирования.

 

  1. Основные международные акты, регулирующие вопросы прав человека.

Всеобщая Декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г.

Обяз-ть гос-в осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо дискриминации была зафиксирована в Уставе ООН. Однако потребовалось время, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались).Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей. В ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Далее провозглашаются нрава на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права, на которые человек вправе претендовать как "член общества" (право на труд, социальное обеспечение, образование и др.). Нормы этого документа имеют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека.

 

  1. Понятие и принципы российского гражданства.

Гражд-во - это устойчивая пр.связь лица с гос-вом, выраж-ся в совок-ти их взаимных прав, обяз-тей и отв-ти, основ-я на признании и уважении дост-ва, основных П и С чел-ка. КРФ и З-н о гражд-ве устанавл-т общие пр-пы, кот.опред-т сущностные черты отнош-й гражд-ва: 1) гражд-во РФ явл.единым. 2) гражд-во РФ явл. равным независимо от оснований приобр-я. Законод-во не устанавл-т никаких особ-тей в пр.статусе лиц, ставших гр-нами РФ по разл.основан-м: по рождению, в связи с принятием в гражд-во, восстановл-м в гражд-ве, усыновл-м и др. Не имеет пр.значения вр.приобретения гражд-ва; 3) гражд-во РФ имеет откр-й и свободный хар-р. Это выраж-ся в том, что в РФ каждый чел-к имеет П на гражд-во; в наличии такой формы приобр-я гражд-ва, как прием, осуществл-й на доступных для чел-ка основаниях; 4) гр-н РФ не м.б.лишен своего гражд-ва или права его изменить. 5) возмож-ть двойного гражд-ва. Гр-н РФ м.иметь гражд-во иностр.гос-ва в соотв-и с ФЗ или межд.дог-ром РФ. Наличие у гр-на РФ гражд-ва иностр.гос-ва не умаляет его П и С и не освобождает от обяз-тей, вытекающих из рос.гражд-ва, если иное не предусм-но ФЗ или межд.дог-ром РФ; 6) гражд-во РФ сохр-ся за лицами, прожив-ми за пределами РФ; 7) РФ гарантирует своим гр-нам защиту и покровит-во за ее пределами. Гос.органы РФ, дипломатич-е представит-ва и консульские учрежд-я РФ, их долж.лица обязаны содействовать гр-нам РФ в обеспеч-и им возмож-ти польз-ся в полном объеме всеми правами, установл-ми законод-вом гос-ва их пребыв-я, межд.дог-рами России, в защите их прав и охр-мых з-ном инт-сов, а при необход-ти принимать меры для восстановл-я наруш-х прав гр-н РФ; недопуст-ть выдачи рос.гр-на иностр.гос-ву; сохр-ние гражд-ва РФ при заключ-и и расторж-и брака. 10) почетное гражд-во,кот.предоставл-ся През-том РФ лицу, не явл-муся гр-ном РФ, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообщ-вом. Граж-во как гос.-пр. институт представляет собой совок-ть юр. норм, регулир-х порядок приобр-я, измен-я и прекращ-я гражд-ва. Источники гражд-ва: КРФ; ФЗ "О гражд-ве"; Полож-е о порядке рассмотр-я вопросов гражд-ва РФ, утвержд-е Указом През-та РФ; межд.дог-ры РФ.

 

  1. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации.

Гр-во приобрет-ся: 1) В рез-те его признания. Гр-нами РФ признаются все гр-не бывшего СССР,постоянно проживающие на терр-рии Федер-и, если в теч.года они не заявят о своем нежелании слстоять в гражд-ве РФ. 2)По рожд-ю. Ребенок,род-ли кот.на момент его рожд-я состоят в гражд-ве РФ,явл.ее гр-ном независимо от места рожд-я. Если один из род-лей ребенка на момент его рожд-я состоит в гр-ве РФ,а др.-представляет собой лицо без гражд-ва,ребенок явл.гр-ном РФ независимо от места рожд-я. При разл.г-ве род-лей,если только 1 из них состоит в гражд-ве РФ,вопрос о гражд-ве реб-ка независимо от места его рожд-я определ-ся  письм-м соглаш-м род-лей. При отсутствии такого соглаш-я реб-к приобретает гражд-во РФ,если он родился на ее терр-рии либо если иначе он стал лицом без гр-ва.Ребенок,родивш-ся на терр-рии РФ от лиц без гр-ва,или чьи род-ли не известны,или от род-лей состоящих в гражд-ве др.гос-в,если последдние не предоставляют ему своего гр-ва, приобретает гражд-во РФ. 3)В порядке его регистр-и. Это упрощ-й порядок приобр-я гр-ва. Она осущ-ся соответств-ми органами внутр.дел. Для тех,у кого супруг либо родств-к по прямой восходящей линии явл.гр-ном РФ,а так же тех,у кот-х на момент рожд-я хотя бы 1 из род-лей б.гр-ном РФ,но кот.приобрели иное гр-во по рожд-ю, установлен порядок приобр-я гражд-ва путе-м регистр-ции. Последние м.воспольз-ся правом регистр-ции рос.гражд-ва в теч.5 лет по достиж-и ими 18 лет. Это П распр-ся на детей бывших гр-н РФ,родивш-ся после прекращ-я у род-лей гр-ва. 4)В рез-те приема в гражд-во. Этим м. воспольз-ся деесп-ый иностр.гр-н или лицо без гражд-ва, достигшее 18-летнего возраста,проживающее на терр-рии РФ в теч.5 лет или 3 года непрерывно непоср-но перед ходат-вом. Для беженцев срок сокращ-я вдвое.5) в рез-те восстановл-я в гражд-ве РФ: для тех,кого насильно лишили гр-ва РФ; когда реб-ка увезли род-ли из РФ и в теч.5 лет после 18 лет,он м.попросить о восстановл-и в гр-во. ; 6) Оптация. Выбор при передаче терр-рии др.стране или при присоед-и к терр-рии РФ.

 

  1. Основание и порядок прекращения гражданства Российской Федерации.

Гр-во РФ прекращ.: а) вследст-е выхода из гр-ва РФ; б) по иным основ-ям, предусм. ФЗ или МД РФ. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:   а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;  в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

 

  1. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.

Исходным принципом при изменении  гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, учесть желание детей, которые могут в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, по возможности сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В ст. 25 Закона о гражданстве содержатся общие положения о том, что  гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству  родителей; гражданство детей в  возрасте от 14 лет до 18 лет изменяется при наличии их письменного согласия; гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ, то при соблюдении указанных выше условий соответственно меняется гражданство детей. В случае если один из родителей приобретает гражданство РФ, то ребенку предоставляется ее гражданство по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство РФ прекращается только у одного родителя, то ребенок сохраняет это гражданство. По ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого российское гражданство ребенка прекращается, но только если он не останется лицом без гражданства.

На аналогичных подходах основывается и норма Закона о гражданстве  детей при усыновлении. Во всех возможных  случаях обеспечиваются сохранение или приобретение усыновленными  российского гражданства.

Однако, исходя из интересов одинакового гражданства в семье, не исключается и иное решение вопроса. В качестве условий предусматривается наличие ходатайства об этом, соглашение усыновителей и предоставление ребенку другого гражданства, т.е. недопустимость его безгражданства.

Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.

Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве  детей и недееспособных лиц рассматриваются  в судебном порядке, исходя из интересов  ребенка или недееспособного лица.

 

  1. Органы, рассматривающие вопросы гражданства, и процедура решения вопросов о 
    гражданстве.

Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов относятся: Президент РФ, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. Закон о гражданстве закрепляет полномочия каждого из них.

В Законе подробно регламентируется порядок производства по делам о  гражданстве – порядок подачи и форма заявлений и ходатайств, порядок вынесения заключений и  представлений по ходатайствам, сроки  подачи и рассмотрения заявлений и ходатайств, исполнение решений по делам о гражданстве. Строгая регламентация в данном отношении призвана исключить чиновничий волюнтаризм в решении вопросов гражданства и защитить права человека.

Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства является возможность обжалования этих решений. Так, отказ в регистрации приобретения или прекращения гражданства либо в принадлежности к гражданству Российской Федерации может быть обжалован в месячный срок в суд. Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков их рассмотрения, а также другие действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнение решений, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Порядок рассмотрения вопросов российского гражданства установлен Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 27 декабря 1993 г.

 

  1. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Иностр.гр-н -  лицо,  обладающее гражд-ом иностр.гос-ва и не имеющее гражд-ва РФ. По отнош-ю к рос.юрисд-ии иностр.гр-не делятся на: подчин-х рос. юрисд-и полностью (туристов, студентов, стажеров, специал-в); подчин-х юрисд-и РФ в опр.мере (люди с консульским иммунитетом, члены экипажей иностр.судов, военных самолетов); в принципе освобожд-х от юрисдикции РФ (дипломат.раб-ки и иные лица, пользующ-ся дипломат.иммунитетом). Иностр.гр-нам предоставл-ся права и возлагаются обяз-ти наравне с гр-нами РФ, кроме случаев, установл-х ФЗ или межд.дог-рам РФ. Ех, они не подлежат призыву на воен.службу, не м.занимать гос.долж-ти, не имеют права проводить и участв-ть во многих публ.меропр-х на терр-рии РФ. В соотв-и с межд.дог-рами РФ и ФЗ иностр.гр-не, достигшие 18 лет и обладающие активным избират-м правом, м. принимать участие в местном референдуме и выборах в органы МСУ, если они проживают на терр-рии данного муниципального образования. Иностр.гр-не могут въезжать в РФ и выезжать из нее при наличии российской визы. Но Россия имеет право отказать в получении визы иностранцам и лицам без гражданства в следующих случаях: 1) если это необходимо в целях обеспечения безоп-ти гос-ва; 2) если в период своего предыдущего пребывания они были осуждены за совершение особо тяжкого преступления либо были выдворены за пределы РФ в принудительном порядке — в течение пяти лет после отбытия наказания или в течение одного года со дня выдворения; 3) если они не предоставили необходимые документы для получ-я визы; если они не предоставили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. Во многих демократических государствах иностранцы по своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за отдельными изъятиями.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"