Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".
Пр-цип полит. многообразия (плюрализма) означ. создание возможностей оказывать влияние на полит. процесс всем соц.-полит. или иным организациям, деят-сть к-рых имеет полит. аспект и находится в рамках Конст-ции.Полит. плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в полит. деят-сть широких слоев населения, легализует конст-ную полит. оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма. В РФ, указывается в КРФ (ст. 13), признаются полит. многообразие, многопартийность. Общ. объед-ния равны перед законом. Запрещается создание и деят-сть общ. объед-ний, цели или действия к-рых направлены на насильственное изменение основ конст-ного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности гос-ва, создание вооруженных формирований, разжигание соц., расовой, национ. и религиозной розни.Полит. плюрализм - это свобода полит. мнений и полит. действий, что проявляется в деят-сти независимых объед-ний гр-н. Вот почему надежная конст-но-правовая защита полит. плюрализма - предпосылка не только реализации при-ципа народовластия, но и фун-вания правового гос-ва.Основные хар-ки данного пр-ципа: 1)идеологическое многообразие означ. возможность нормального сосуществования в общ-ве различных философских, полит., правовых, экономю, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Пр-цип идеологического многообразия явл. развитием неотъемлемых прав чел-ка на свободу мысли, слова, инф-ции, совести, вероисповедания; 2)невозможность установления никакой идеологии в качестве гос-ной или обязательной - необходимая гарантия пр-ципа идеологического многообразия. Эта гарантия означ., во-первых, что гос-во не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения к-л идеологическому направлению, в т.ч. полит., во-вторых, гос-во не вправе устанавливать к-л идеологию в качестве общеобязательной, т.е. ограничивать права чел-ка на свободу совести, мысли и слова; 3)пр-цип полит. многообразия, или многопартийность, свобода образования и деят-сти полит. партий. Полит. партии явл.ажнейшими S-тами полит. отн-ний, а также правовых отн-ний по формированию орг.гос.власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В полит-ки развитом общ-ве партии занимают промежуточное положение между индивидом и гос-вом, выступая в качестве соединительного звена между ними. Пр-цип многопартийности означ., что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной партий и запрещение др. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими; 4)свобода общ-х объед-нии. Общ. объед-ния - это добровольные формирования гр-н, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общ. объед-ниям относятся и полит.партии. Ст.13 закрепляет равенство общ-х объед-ний перед законом; 5)пределы пр-ципа идеологического и полит.плюрализма. Свобода идеологической и полит., а также иной общ. деят-сти не м.б. безграничной. Пределы такой свободы К РФ устанавливает через запрет создания и деят-сти общ. объед-ний, цели или действия к-рых направлены на: 1)насильственное изменение основ конст-ного строя и нарушение целостности РФ; 2)подрыв безопасности гос-ва; 3)создание вооруженных формирований; 4)разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Общ-ным объед-нием явл. добровольное формирование, возникшее в рез-те свободного волеизъявления гр-н, объединившихся на основе общности интересов. Право гр-н на объед-ние вкл. в себя право создавать на добровольной основе общ. объед-ния для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общ. объед-ния либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общ.объед-ний. Создание общ. объед-ний способствует реализации прав и законных интересов гр-н.Учредителями общ. объед-ния явл. физ. лица и юрид. лица - общ. объед-ния, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на к-ром принимается устав общ. объед-ния, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общ. объед-ния - физ. и юрид. лица - имеют равные права и несут равные обязанности.Члены общ. объед-ния - физ. и юрид. лица - имеют равные права и несут равные обязанности. Участниками общ. объед-ния являются физ. лица и юрид. лица - общ. объед-ния, выразившие поддержку целям данного объед-ния и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деят-сти без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусм. уставом. Участники общ. объед-ния - физ. и юрид. лица - имеют равные права и несут равные обязанности.Учредителями, членами и участниками общ. объед-ний м.б. гр-не, достигшие 18 лет, и юрид. лица - общ. объед-ния, если иное не установлено настоящим ФЗ, а также з-нами об отдельных видах общ. объед-ний. Иностранные гр-не и ЛБГ наравне с гр-нами РФ могут быть учредителями, членами и участниками общ. объед-ний, за исключением случаев, установленных ФЗ или международными договорами РФ.Членами и участниками молодежных общ. объед-ний м.б. гр-не, достигшие 14 лет.Общ. объед-ния могут создаваться в одной из след. организационно-правовых форм:общ.организация;общ. движение;общ. фонд;общ. учреждение;орган общ. самодеятельности;Общ. объед-ния независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деят-сть общ. объед-ний основывается на пр-ципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общ. объед-ния свободны в опр. своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деят-сти. Деят-ность общ. объед-ний д.б. гласной, а инф-ция об их учредительных и программных документах - общедоступной.
Одно из наиболее важных мест в институционной основе полит. плюрализма занимают полит. партии, выражающие полит.волю своих членов и содействующие выражению полит. воли гражд. общ-ва. Партии явл. важнейшим элементом полит. системы любого демократ. гос-ва. Без них сегодня практически невозможно само осуществление гос.власти. В РФ общ-ные отн-ния, возникающие в связи с реализацией гражд. права на объед-ние в полит. партии и особенностями создания, деят-ти, реорганизации и ликвидации полит. партий, регулируются ФЗ от 11 июля 2001 г. «О полит. партиях».Согл. этому з-ну (ст. 3) полит. партия - это общ-ное объед-ние, созданное в целях участия гр-н РФ в полит. жизни общ-ва посредством формирования и выражения их полит. воли, участия в общ-ных и полит. акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов гр-н в орг.гос.власти и орг.мсу. Партийные системы современных демократ. стран весьма разнообразны, что объясняется соц, национ. историч., религиозными и иными особенностями, свойственными каждому гос-ву. Необходимость многопартийности в демократ. странах и ее специфические черты обусловлены прежде всего тем, что соц. основой многопартийности явл. само общ-во, состоящее из различных соц. слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее соц. структура общ-ва, тем больше причин для образования различных полит. партий. Кроме того, многопартийность в демократ.общ-ве обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, к-рые борются между собой за влияние в парламентских и др. выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности. Полит. партии имеют программные док-ты, публикуемые для всеобщего сведения. Полит. партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться гос. СМИ. В представит. орг.гос. власти и МСУ разрешается создание организационных структур полит. партий. В др. гос. орг-х и орг-хмсу, а также в Вооруженных Силах РФ создание организационных структур полит. партий не допускается. Полит. плюрализм - это не только возможность состоять в любой действующей в рамках К РФ партии. Такая возможность гарантирует равные права гр-нам на участие в полит.процессе, независимо от их партийной принадлежности.
религиозных объединений.
В К РФ (ч.1 ст.14), сказано, что РФ-светское гос-во. В РФ не существует офиц-ной, гос-ной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным, содержание этого положения раскрывает ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 1997 г., где сказано, что религиозные объедин-я равны перед з-ном. Религиозные объединения отделены от гос-ва, т.е. гос-во не вмешивается в опред.гр-ном своего отн-ния к религии и религиозной принадлежности.Деят-сть орг.гос власти и мсу не сожет сопровождаться публичными религиозными обрязами и церемониями. В то же время гос-во охраняет законную деят-сть религиозных объединений. С др.стороны религиозные объединения не выполняют ф-ций орг.гос.власти, не участвуют в выборах в органы гос.власти и в оргнаы мсу.Отделение религ.объединений от гос-ва не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с др.гр-нами в управлении делами гос-ва. Школа свободна от церкви.
конституционного строя.
В экономической сфере жизни общества государство признает все формы собственности, в том числе и частную собственность, устанавливая принцип экономического плюрализма. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашем государстве “гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”.
“Важную роль в обеспечении единства экономического пространства играет единство правового пространства, которое обеспечивается установлением правовых основ единого рынка”, а также закрепление в Конституции принципа верховенства федерального закона.
Факторами обеспечения единства экономического пространства являются также установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития Российской Федерации, единых стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета, запрещение введения и эмиссии других денег, кроме рубля, который является денежной единицей Российской Федерации.
Успешное функционирование рыночной экономики неразрывно связано с обеспечением свободы экономической деятельности, которая означает право граждан и их объединений на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Свобода экономической деятельности - необходимое условие формирования и функционирования рыночной экономики. Однако, поощряя свободу экономической деятельности, Конституция запрещает такую экономическую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Для экономической системы РФ характерно
многообразие форм собственности. Правовое
регулирование отношений
Главной задачей конституционного регулирования является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых и защищаемых государством. В Российской Федерации такими формами являются частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Под частной собственностью понимается собственность граждан, их объединений, юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными организациями и предприятиями. Государственная собственность Российской Федерации выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. Муниципальная собственность - собственность, принадлежащая местному самоуправлению.
По своему юридическому содержанию любая форма собственности означает право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Конституция гарантирует равную защиту всех форм собственности. Действующем законодательстве реализуется принцип единства квалификации и санкций за преступления против собственности, чьей бы она ни была. Таким образом, Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях.
Согл.ч.1ст.7 К РФ Россия-СГ. Главная задача СГ-достижение такого общ-го прогресса, к-рый основывается на закрепленных правом принципах соц.равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответств-ти. СГ д.стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех гр-н и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.Признаки СГ: 1) гос-во стремиться свести к минимуму соц.различия; средством, к-рое использует СГ, чтобы противостоять соц.неравенству явл.соц.обеспечение 2) гос-во создает условия достойной жизни и свободного развития чел-ка;, обеспечивая прожиточным минимумом, закрепл.свободы труда, защита от безработицы. 3) защита детей и молодежи, обеспечение гос-ной поддержки семьи, материнства, отцовства, инвалидов и пожилых гр-н. 4) гос-во охраняет окруж.среду 5) устанавл.гос-ные пенсии и пособия и др. Наиболее хар-ные черты СГ отражаются в его соц.политике, к-рая предст.собой часть общей политики гос-ва. главной задачей соц.пол-ки явл. достижение благосостояния чел-ка и общ-ва, обеспечения равных и справедливых возможностей для развития личности. Главная задача соц.равзития российс.общ-ва определяет основные направления соц.пол-ки.
В соот. со ст.1 К РФ РФ-ПГ. Пр-ципы ПГ: 1)высший приоритет П и С чел-ка и гр-на." все что не запрещено, то дозволено" . К РФ закрепила за чел-ком и гр-ном П и С, соответ. международным правовым стандартам. В ст.2 К РФ установлено, что признание, соблюдение и защита П и С челк-а и гр-на-обязанность гос-ва. 2) организ-ция и функ-рование суверенной гос.власти на основе ПРВ. К РФ предусм.:гос.власть в нашей стране осуществл. на основе разделения на закон., исполн. и суд. (ст.10). Закон. власть осущ. ФС (СФ и ГД), испон.-Правит-во, суд.-органы правосудия, суды. Президент, по К РФ, обеспечивает согласованное функцион-ние и взаимодействие органов гос.власти. 3)взаимная правовая ответст-ть гос-ва и гр-н. На гос-во возложена ответст-ть за создание условий для достойного и свободного развития личности, а гр-н ответст-нен перед гос-вом за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него К РФ и иными законод-льными актами. 4) приоритет норм международ.права над нормами национальн.права. ч.4 ст.15 К РФ закрепила приоритет общепризнанных принципов и норм междунард.права 5) верховенство права, означ.прежде всего верх.з-на, выражается: а) в том, что основополагающие общ-ные отн-ния регулируются з-нами, тем самым обеспечивается реальность и незыблемость П и С гр-н, их надежный правовой статус, юридическая защищенность. б) во всеобщности, не д.оставаться неурегулированными наиболее существенные области жизни общ-ва. в) господстве, К РФ закреп, что орг.гос.власти, органы мсу, должн.лица, гр-не и их объединения обязаны соблюдать К РФ и законы. 6) конституционное закрепление независимости судей., К РФ закр. в ст. 120, независимость судей и что они подчиняются только К РФ и ФЗ.7) сформированность ГО, единство ГОи ПГ в том, что они формируются одновременно на опр.этапе историч.развития при наличии опр.условий, ГО базируется на рыночной экн-ке, полит.плюрализме, связи с ДГ. Организ-ция и деят-сть основных институтов ГО осущ. с участием гос-ва и в соотв.с К РФ, действующим.законод-вом.
Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по ФЗ (ст.3 К РФ). Цели: 1)возрождение России; 2)соблюдение прав человека, обеспечение гражданского мира и согласия. Органы: 1)Президент РФ - гарант Конст-ции, может отменять антиконституционные акты, накладывать вето, может вносить запрос в КС РФ (ст.82 К РФ); 2)ФС РФ; 3)Кон.Суд РФ; 4)армия. Процедуры: особый порядок принятия и изменения Конст-ции РФ и главы 1. Средства: конституционно-правовые и уголовно-правовые (запрет организации и деятельности общ. объединений, призывающих к насильственному свержению власти - ст.13 К РФ).