Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".
Действие конст-ции - фактическое влияние, возможность реализации конст-ции. Действие конс-ции во времени (с 26.12.1993): К РФ вступает в силу со дня ее офиц. опубликования по рез-там всенародного голосования (одновременно прекращается действие других конст-ций). Действие конс-ции в пространстве: конституция действует на всей территории РФ (суда в территориальных водах, дипломатические посольства). Действие по кругу лиц: гр-не РФ (на территории страны и за ее пределами), иностр. гр-не (без дипломатической неприкосновенности), ЛБГ. Факторы действия: 1)фактор действия экон. плана - свобода передвижения товаров, услуг и финансовых средств; 2) материальный фактор - частная собственность. 3) действие конс-ции обеспечивается ее реализацией.
Реализация конст-ции - целенаправленное действие компетентных S-товв по осуществлению основ гос-го и общ-го строя, П и С личности. Главным S-том реализации выступает полит. система (гос-во, полит. партии, депутаты и т.д.). Сферой реализации конст-ции явл. все стороны жизни общ-ва, и в этом процессе должны участвовать все S-ты права. Особенностью процесса реализации явл. то, что главным и активным его участником д.б. народ, а затем гос-во и его S-ты. Этапы применения констит-ных норм можно разделить на 4 формы: соблюдение, исполнение, использование, применение. Соблюдение - S-ты КП сообразуют свое поведение с запретами, налагаемыми конст-цией (пассивное поведение). Исполнение - активное действие S-та КП на выполнение поставленных конс-цией задач одним из перечисленных способов: 1)гр-не обязаны исполнять свои конст-ные обязанности; 2)гос-во обязано исполнять свои конст-ные обязанности перед гр-нами. 3)Использование - процесс осуществления конст-ных П и С. Применение - властное вмешательство S-та КП, направленное на устранение нарушений предписаний конст-ции (н-р., Президента РФ). Механизм реализации конст-ции - совокупность средств и методов, с помощью к-рых происходит осуществление конст-ции.
К РФ 1993 г. в отличие от предшествующих ввела институт толкования Конст-ции. Здесь речь идет об офиц-ном толк-нии, имеющем юр. силу и обяз-ном для всех правоприменяющих субъектов. Цель толк-ния закл. в том, чтобы юр. точно опр., как понимать норму Конст-ции. Причины необходимости института офиц-го толк-ния.Конст-ция краткий НПА и вместе с тем предназначена для регулирования самой широкой сферы общ-ных отн-ний, Конст-ция не всегда может учесть неординарность возникающих в жизни ситуаций, требующих решения на основе конст-ных норм. Конст-ция не свободна и от применения понятий и терминов, допускающих неоднозначное восприятие правоприменяющими S-тами, могущих иметь различный смысл. Это в опр. мере объясняется свойственной русскому языку многозначностью терминов, несовершенством законод. техники. Действующая К РФ закрепила ф-цию толк-ния Конст-ции за Кон.Судом . Это обусловлено тем, что Конст-ция была принята на референдуме и потому ее толкование должно осуществляться особым образом - путем квалиф-ной юр. экспертизы текста норм тем органом, к-рый осуществляет суд.власть путем конст-ного судопроиз-тва. Конст-ция четко опр., по чьей инициативе Кон. Суд может давать толк-ние Конст-ции. К органам, полномочным обращаться с запросами в Кон. Суд по этим вопросам, относятся Президент РФ, СФ, ГосДума, Прав-во РФ, орг. законод.власти S-тов РФ. Вопросы толк-ния Конст-ции рассм. только на пленарных заседаниях Кон. Суда .Давая толк-ние констит-ных норм, Суд применяет самые различные методы толк-ния: логический, грамматический, системный, исторический и др. Запросов о толк-нии констит-ных норм было множество. В отдельных случаях Кон. Суд отказывал в рассмотрении запроса. Кон.Суд дал толк-ние многих статей К РФ. Давая толк-ние Конс-ции, Кон.Суд не создает новых конст-ных норм. Он не явл.органом, принимающим новые правовые нормы. Суд путем сложного процесса глубокого проникновения в суть констит-ных норм, путем их системного анализа и др. приемов толк-ния выявляет смысл нормы, адекватный изначально заложенному в ее содержание.
Юр.верховенство к-и предполагает контроль за ее соблюдением. Существуют специализированные и неспециализиров. органы, кот. обязаны не допускать применение з-нов и др. актов, противоречащих к-и. Специализ. констит. надзор-важнейший способ защиты к-и юр. св-вами. Наряду с ним действуют и др. виды контроля: прокурорский надзор за законностью,роль през-та как гаранта к-и. Констит. контроль-это проверка уполномоченным гос. органом действий и реш-й суб-тов КП на предмет соответствия их К. Констит.котроль очень часто отождествляется с понятием констит. надзора. Цель: обеспечение верховенства и прямого дейсвия К. Задачи: 1.защита констит.гарантированных прав и свобод личности,2.обеспечение баланса м/у ветвями власти,кот.определен К. В РФ ф-ции констит. контроля и надзора возложены на КС РФ. КС – суд. орган констит. контроля, самостоятельно и независимо осуществл. суд. власть посредством констит. судопроизводства. В констит. контроле в пределах своей компетенции участвуют и др. органы –През-т,прав-во,законод.и исполнит.органы суб-тов фед-и,обычные суды,прокуратура. Виды констит.контроля: 1.По вр.существ-я: а)предварительный (до вступления в силу реш-я,касается межд.дог-ров,невступивш.в силу,проектов реш-й,кот. выносятся на референдум), б)последующий(после вступления в силу реш-я).2.по правовым последствиям: а)постановляющий(при нем выносится общеобяз.реш-е), б)консультативный (предполаг. вынесение рекоменд. реш-я, не имеющ. общеобяз. силы).3. по суб-там осуществления: а) контроль главы гос-ва - Пр-та (он вправе преостановить реш-я суб-тов РФ), б) органы суд.власти(общие и арбитр.суды РФ),КС, прокуратура.4.По объектам:а)контроль пр.норм, б)контроль инбивид.-пр.норм,в)контроль конституц-ти действий.5.по связан-ти с применением норм: а)абстрактный (не предполаг. никакой связи с применением нормы в жизнь), б) конкретный (предполаг., что проверка проходит с применением норм). 6.От оснований проверки: а) формальный (проверяется действие или реш-е с внешн.стороны, т.е.наличие у органа полномочий на совершение данного действия), б) материальный (сопоставление смысла проверяемого акта или действия, кот.совершено,с полож-м к-и.
Основы КС- это главные устои гос-ва, раскрывающие его сущность, содержание деят-сти и важнейшие ценности, признаваемые общ-вом и гос-вом. В качестве основ в К РФ закреплены: 1)провозглашение РФ демократ.федерат.правовым гос-вом с республиканской формой правления. 2)объявление человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод чле-ка и гр-на-обязанностю гос-ва. 3)пр-цип народовластия, предполагающий, что единств.источником гос.власти явл.народ. 4)пр-цип гос.суверенитета, хар-зующий верховенство и полноту власти в нашей стране и независимость ее во во вне 5)пр-цип федерализма, такая террит.орган-ция гос-ва, при к-рой РФ явл.сложным образованием, состоящим из субъектов Ф, пользующихся опр.полит.самост., равных по своему полож-ю, имеющих своей целью сохранение терр.целостности, единства деят-сти гос-ва в инетерсах общ-ва, в составе РФ 89 субъектов. 6)пр-цип соц. гос-ва, выполняя свое соц-назначение гос-во призвано обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие чел-ка. 7) пр-цип раздел.властей на закон., испол. и судебную; направленный на обеспечение подлинного народовластия, против узурпации власти в одних руках. 8) признание частной собствен-ти, в качестве авной с гос., муницип.и иными видами, гос-во гарантирует равную охрану и защиту и равные условия развития всех форм собствен. 9) полит. и идеологич.плюрализм, к-рый не допускает существование какой-либо идиолгии в качестве офиц-ной. 10) РФ-светское гос-во, не существует офиц-ной религии, церковь отделена от гос-ва 11) пр-цип верховенства К РФ, означает её высшую юр.силу, обязанность её соблюдения всеми орг.гос.власти, МСУ, должност.лицами, гр-нами, соответ.НПА К РФ. Провозглашается незыблемость, устойчивость основ КС РФ, что обеспечивается невозможностью пересмотра гл. 1 К РФ ФС РФ.
К РФ рассм. чел-ка, его П и С в качестве высшей ценности, тем самым она декларирует свое понимание взаимоотн-ний гос-ва и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и её защита явл.обязанностью гос-ва. Признание чел-ка, его П и С выс.ценн. явл. фундаментальной нормой КС РФ, образующей основу не только констит-нно организ-го общ-ва, но и правовой защиты этого общ-ва от возраждения попыток подавления личности, ущемления её прав, игнорирования индивид.интересов и потребностей людей. Этот пр-цип служит опр.ориенитром для совершенствования всей сис-мы основных прав и свобод чел-ка и гр-на в условиях развития демократ.общ-ва, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов. Защита чел-ка, его П и С требует от гос-ва активных действий и предоставления ему соотв.П. на случай возможных нарушений П и С чел-ка в повседневной жизни. П и С д. защищаться гос-вом с помощью разнообразных норм матер.-го и процесс-го.права. Необходимо повысить эффективность суд.защиты. Но так же необходимо повысить материл.и дух.уровень жизни чел-ка (н-р, обеспечение гр-н прожиточным минимумом, развитие соц.обеспечения, образования, здравоохранения, культуры).
Отношения, регулируемые нормами гл. 1 Конституции РФ, обеспечивают целостность общества, основанного на общих началах экономического и политического устройства. Поэтому их называют базовыми, основополагающими. Российская Федерация - Россия (провозглашается в ст. 1 Конституции РФ) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч.2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Формами непосредственного
Представительная форма
Таким образом, народовластие осуществляется (механизм осуществления народовластия) через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии. Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как тягчайшее преступление и преследуется по Закону (ч.4 ст.3 Конституции РФ).
В РФ законод-тво о референдуме состоит из К РФ, ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме РФ», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гр-н РФ», ФЗ «Об общих принципах организации мсу в РФ», законодательства S-тов РФ. В соотв. со ст. 84 К РФ отн-ния по проведению референдума РФ д.б. урегулированы ФКЗ. Таким з-ном явл. ФКЗ «О референдуме Р Ф». З-н опр. референдум РФ как всенародное голосование гр-н РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам гос-го значения. З-н ограничивает круг вопросов, к-рые м. б. вынесены на общероссийский референдум: 1) изменения статуса S-тов РФ; 2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Гос Думы ФС РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, ГосДумы или досрочного формирования СФ ФС РФ либо об отсрочке таких выборов (формирования); 3) принятия и изменения федер.бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств гос-ва; 4) введения, изменения и отмены федер.налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистии и помилования. Референдум РФ не может проводиться в условиях военного или ЧП, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после отмены военного или ЧП. Повторный референдум РФ не проводится в течение 1 года после офиц-го опубликования рез-тов референдума РФ с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.Процесс подготовки и проведения референдума РФ (референдумный процесс) включает несколько стадий: 1)выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку; 2)назначение референдума; 3)образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума; 4)проведение агитации; 5)голосование и определение рез-тов референдума; 6)вступление в силу решения, принятого на референдуме. Субъектами права инициативы проведения референдума РФ явл.: 1)не менее 2 мллн. гр-н РФ, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного S-та РФ или в совокупности за пределами РФ находится мж не более 50 тыс. из них; 2)Конституционное Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой К РФ на всенародное голосование.
РФ явл. суверенным гос-вом, и значит российской гос.власти присущи . 1) верховенство гос.власти проявляется в том, что над ней не стоит и не может стоять др.власть, гос-во законодательствует, судит, чеканит манеты, облагает налогом, требует верности и повиновения, объявляет войну и мир, опр.внутреннюю политику, имеет армию и свои символы. 2) независимость гос.власти означает, что оно самостоятельно в отн-ниях с др.гос-вами, 3) единство гос.власти проявляется в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую гос.власть в стране, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления ф-ций гос-ва, различные органы гос.власти не могут предписывать гр-нам взаимоисключающие правила поведения, РФ опр.общие принципы организации представительной и исполнит.власти, существует единая система исполнит.власти в стране.Сув-т РФ отнесен К РФ к основам констит.строя. Соглас. ст.4 К РФ, сув-т России распространяется на всю её террит., обеспечивая целостность и неприкосновенность этой территории. Одним из проявлений верховенства гос.власти служит распространение действия К РФ и ФЗ на всю террит. России, их верховенство и приоритет по отношению к др.актам. Сув-т принадлжедит к самой Федерации, а нееё субъектам, посокольку, он не м.б. поделен между входящими в состав РФ образованиями.Сув-т обеспечивается рядом гарантий: 1) эконом-е-национальн.богатство народов России, к-рое состовляют земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир, др.природ. и сырьевые ресурсы страны, а также культур., исторические ценности. 2) политич.- служит Декларация от 12 июня 1990 г. "О гос-ном сув-те РСФСР", в к-рой Россия хар-ется как суверенное гос-во, созданное исторически объединившимися в нем народом. 3) юрид.-е- прежде всего К РФ, в ст. 3 носителем сув-та и единственным источником власти объявлен многонациональный народ Росии. он осуществляет свою власть как непосредственно, так и черз органы гос.власти и мсу.юр.гар-тии образуют установление Россией статуса гос-ной границы, прямое действие на всей террит. страны ФЗ, иных общероссийских НПА.4) военные для защиты своей террит. от внешнего вторжения и охраны гос.сув-та РФ распологает Вооруж.Силами., а также органами внешней разведки, пограничными войсками и т.д. 5) международные-Россия, как субъект международ-х отн-ний находится под защитой международ.организ-ций, н-р, ООН.
Разделение властей-это принцип орган-ции и деят-сти гос.аппарата, опред. распределение всех органов гос-ва между 3 самостоятельными по предметам веденеия ветвями власти-закон., исполнит. и судебной.ПРВ позволяет отметить, что все 3 ветви власти одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению др.к др. Они д.оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования одной из властей, предотвращать возможные злоупотребления.Конкретное содержание ПРВ состоит в след.: 1) з-ны д.обладать высшей юр.силой и приниматься только законод.органом. 2) исполн.власть д.заниматься в основном исполнением з-нов и только ограниченным правотворчеством, быть подотчетным Президенту 3) между закон.и исполн. органом д.б. обеспечен баланс полномочий, искл. перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного их них. 4) суд.органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно 5) ни одна из 3 властей не д. вмешиваться в прерогативы др.власти, а тем более сливаться с др.властью. 6)споры о компетенции д. решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. КС РФ.7) констит.сис-ма д. предусматр.правовые способы сдерживания каждой власти двумя др., т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей. В РФ в соот. со ст.10 К РФ закреплен ПРВ, разделение властей есть разделение полномочий гос.органов при сохранении конституционного пр-ципа единства гос.власти.Президент как бы не входит ни в одну из 3 властей. Он глава гос-ва и О. обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов гос.власти.Но фактически Президент явл.главой Правительства, т.о. конституционная конструкция "1+3" фактически оборачивается в конструкцию "2+2".