Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:18, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".
4. Эволюционной причиной
5. Внешняя причина бывает
После августа 1991 г. в стране сложилась новая внутриполитическая обстановка. Распался Союз, рухнул тоталитарный режим, ушла в небытие КПСС, началась ломка старой экономической системы общества.
Однако сразу нельзя было уничтожить прежнюю правовую систему общества. В ней происходили лишь принципиальные изменения. Наглядным свидетельством этого являются те изменения и дополнения, которые вносились в Конституцию РСФСР 1978 г. В частности, в связи с новыми веяниями в ст. 12 Конституции вносится дополнение о продаже или ином отчуждении земельных участков, т. е. признается частная собственность на землю, но не пахотную. Подобная судьба постигла многие статьи Конституции, которые уже не соответствовали новым реалиям, сложившимся в Российской Федерации.
Вместе с тем в Конституцию вносятся новые статьи. Так, появляются ст. 11, регламентирующая несколько иначе статус государственной собственности Российской Федерации; ст. 67, закрепляющая за гражданами право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, и т. д.
Но как бы ни обновлялась Конституция РСФСР, она все же ни по структуре, ни по содержанию не могла служить юридической базой тех коренных преобразований, которые осуществлялись или осуществляются в Российской Федерации. Требовался новый основной закон государства, отражающий сложившиеся в стране принципиально иные общественные отношения по сравнению с теми, которые навязала обществу Советская власть. В результате Съездом народных депутатов Российской Федерации принято два постановления о подготовке проекта новой Конституции, так как старая включала в себя всевластие Советов, и это был тот барьер, перед которым начали останавливаться реформы.
Конс-ция 1978 г. стала входить в острое противоречие с процессами перестройки.Был учрежден новый высший орган гос.власти - Съезд народных депутатов. К искл. ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конс-ции РСФСР, внесение в нее изм-ний и доп-ний. Гос-во стало называться РФ, был введен пост Президента.В текст Конс-ции была инкорпорирована Декларация П и С чел-ка и гр-на РФ. Открылись возможности для создания пол. партий и общ. объединений.Над Верховным Советом стоял Съезд. Согласно Конс-ции Президент был наделен немалыми правами. Назначения главы Прав-ва и ряда министров осущ-лись Президентом с согласия Верховного Совета. Не допускались роспуск или приостановление Президентом деят-сти Съезда и Верховного Совета. Юр. несовершенство механизма гос.власти сказывалось тем, что в стране усилилась острая поляризация политических сил. В самом парламенте борьба двух тенденций - реформаторской и оппозиционной - постоянно порождала осложнения и кризисы. Когда началась радикальная экон.реформа (начало 1992 г.), Верх. Совет и особенно Съезд систематически противостояли деят-ности Президента. Антипрезидентские силы готовились к использованию ст. 121, к-рая предусм. отрешение Президента от должности. Началось резкое обострение отношений Президента с Верховным Советом. Такое развитие событий ясно указывало на то, что несовершенство Конс-ции постоянно приводит к кризисам, но не содержит способов их преодоления, более того, подталкивает полит. силы не к конст-ным, а к силовым методам разрешения противоречий, что таило опасность гражданской войны.
Порядок принятия Конституции Российской Федерации определялся Указом Президента Российской Федерации «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993 г. В соответствии с Указом Президента РФ процедура принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1992 г.
Положение о всенародном голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее существенные отношения, связанные с его проведением. Причем эта совокупность складывалась из двух четко выраженных групп правовых норм. Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования, т. е. его исходные начала, на основе которых осуществлялось голосование. Принципы устанавливали, как и каким путем должно было проводиться это голосование, кому принадлежит право участия в нем и кто не мог быть субъектом голосования. В частности, в соответствии со ст. 2 Положения всенародное голосование объявлялось всеобщим и равным, проводилось путем тайного голосования. Правом участия в нем наделены все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Его были лишены граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержавшиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору. Вторая группа охватывает нормы права, которые наполняют указанные принципы конкретным содержанием, устанавливают порядок проведения всенародного голосования.
Систему избирательных комиссий, на которых были возложены функции проведения всенародного голосования, возглавляла Центральная избирательная комиссия, состоявшая из председателя и 20 ее членов.
Участковые избирательные комиссии осуществляли непосредственное руководство голосованием, определяли его результаты по участку и сообщали сведения в окружную избирательную комиссию.
Согласно ст. 14 Положения о всенародном голосовании как гражданам, так и общественным объединениям предоставлялось право беспрепятственно вести агитацию «за» или «против» проекта новой Конституции.
По итогам всенародного голосования участковые избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывалось общее число избирателей, число неиспользованных бюллетеней, их количество, выданное в день голосования, число действительных голосов и т. д.
Окружные избирательные
Структура К-и – принятый в ней порядок,
посредством кот.устанавливаются определ.система
группировки однородных конст.норм в разделы,
главы и последовательность их расположения.
Последовательность расположения в к-и
соответствующих комплексов норм зависит
от нескольких факторов:учет взаимосвязи
этих норм др.с др.,первичность и производность
их др.от др.,определ.концепции,
В науке КП принято выделять юр.,пол.,
идеологическую, правовую, гумманистическую,
учредительную, организационную ф-ции
к-ции. 1).Юр-я ф-ция заключ.в том,
что к-ция явл.основным источником права,
содержащим исходные начала для всей прав.системы.
2)Пол.ф-ия состоит в том, что К устанавл.основы
организации гос.власти, основы взаимоотношений
гос-ва «личности, определяет принципы
функционирования пол.системы в целом.
Она заключ.в признании и закрепл-и полит.
многообразия,многопарт-ти,
Юр.св-ва К-ции - это признаки, позволяющ.отличить ее от актов текущего закон-ва. К юр.св-вам К-ции относятся: учредит.хар-р. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего закон-ва, реальность, программность. 1. Учред.хар-р К проявл.в том, что ее нормы закрепляют основы гос.и обществ.устр-ва, учреждают важнейшие гос.институты, через кот.реализуется гос.власть, пр-пы их создания и деят-ти. Кроме того, конст.нормы устанавливают порядок создания всех действующих в гос-ве пр.норм их иерархию в пр.системе. 2. Легитимность К.(она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом гос-ва – парл-м или же органом, спец.созданным для принятия к-ции, - учред.собранием), кот. принадлежит вся полнота гос.вл. 3. Верхов-во КРФ означает ее приоритетное полож-е в системе НПА, действующих на тер-и РФ. Верхов-во КРФ проявл-ся не только по отнош-ю к закон-ву, кот.будет принято в будущем, но и к закон-ву, принятому до вступления КРФ в силу. Верх-во КРФ обеспеч-ся особым порядком ее принятия и изменения; приданием конст.нормам высшей юр.силы; повышенной пр.защитой конст.предписаний. 4. Стабильность К-и - важнейшее условие режима зак-ти, устойчивости всей пр.системы и организации гос.вл., определенности отнош-й м/у личностью и гос-вом. Стабильность К зависит от многих факторов (от расклада соц.-пол.сил, действующих на пол.арене страны, от уровня пол.и пр.культуры гр-н, от совершенства полож-й самой К-и и др.). Гарантией стабильности КРФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конст.поправок. 5. КРФ имеет прямое действие: нормы КРФ явл.непосредственно действующими, т.е. для их осуществления не требуется в кач-ве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующ.отраслевых пр.норм. Многие нормы КРФ, в силу высокого уровня обобщенности пр.регулирования, нуждаются в дополнит. регламентации путем принятия актов текущего закон-ва. 6. Реал-ть К: соответствие конст. предписаний складывающимся в действ-ти обществ.отнош-м.Т.е.к-я д.отражать достигнутую ступень развития общ.отнош-й в пол., эк., соц.сферах, в противном случае она будет фиктивной. 7. К явл.юр.базой текущего закон-ва. Данное св-во К проявл.в том, что конст.нормы служат отправной точкой для всех отраслей рос.права. 8. Программность К:сформулированные в ней нормы-пр-пы, нормы-цели определяют осн.направления, цели и задачи дальнейшего развития общ-ва и гос-ва.
Конст-ция - это фундамент КП, а след., только часть его. Каждая норма Конст-ции обрастает др. нормами из различных источников, чтобы конст-ные положения не растворились в море КП и не потеряли свой приоритет опред. нормам конст-ции или всей конст-ции законодатель придает статуе прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному S требовать защиты своих прав в суд.порядке, ссылаясь только на конституц-ную формулировку. Такое прямое действие конст-ции наиболее важно для защиты П и С гр-н. В России о непосредственном действии П и С чел-ка и гр-на говорится в ст.18 К РФ, а о прямом действии К РФ - в ч. 1 ст. 15. Прямое и непосредственное действие фактически предусм. и в др. нормах К РФ ( н-р, не требует никакого доп. разъяснения или доп-нения норма К РФ о том, что Президент РФ вносит законопроекты в ГосДуму . В др.случаях, однако, для применения конст-ной нормы требуется принятие ФЗ или ФКЗ. ВС РФ постановлением от 1995 г. разъяснил судам, что при рассм.дел следует оценивать содержание з-на или иного НПА и во всех необходимых случаях применять К РФ в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно К РФ: 1) когда закрепленные нормой К РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют доп.регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия ФЗ, регулирующего П и С, обязанности чел-ка и гр-на и др. положения; 2) когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на территории РФ до вступления в силу К РФ, противоречит ей; 3) когда суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу К РФ, находится в противоречии с соотв. положениями К РФ; 4) когда з-н либо иной НПА, принятый S РФ по предметам совместного ведения РФ и S-тов РФ, противоречит К РФ, а ФЗ, к-рый должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. Прямое действие конст-ции означ: Конст-ция опр.смысл и содержание з-нов, деят-сти законод.власти; непосредственно обязывает суд ссылаться в решениях на статьи Конс-ции; возможность для гр-н и их объед-ний обращаться в суд за защитой своих прав, устан. в Конст-ции; Конс-ция опр.применение з-нов в работе исполн. власти.
К-ция - акт долговременного действия.
Ее важнейшим св-вом явл.