Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 12:40, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Теория государства и права".
Подходы к типологии государств:
1) формационный,при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно–экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;
2) цивилизационный,согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.
Для определения типа государства при таком подходе учитываются:
1) соответствие государства определенной общественно–экономической формации, типу производственных отношений;
2) класс, инструментом политической власти которого является государство;
3) социальное назначение государства.
Типы государств по формационному подходу:
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) буржуазный;
4) социалистический.
Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.
Достоинства формационного подхода:
1) продуктивность деления государств на основе социально–экономических факторов;
2) объяснение поэтапности, естественно–исторического характера развития государства.
Недостатки:
1) односторонность, формализм;
2) недооценка духовных факторов.
Цивилизация– это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби).В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.
В цивилизационном подходе различают
хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.
В рамках цивилизационного подхода выделяют теорию «стадий экономического роста» (У.Ростоу),теорию «менеджеризма», теорию «единого индустриального общества», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» (А. Д. Сахаров)и др.
Достоинства цивилизационного подхода:
1) выделение культурных факторов;
2) наличие более четкой типологии государств.
Недостатки:
1) недооценка социально–экономических факторов;
2) преобладание типологии общества, а не государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.
Элементы функций государства:
1) объект– сфера общественных отношений;
2) содержание– конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей.
Признаки функций государства:
1) функции отражают уровень развития общечеловеческого и классового начал (учет в государственной деятельности классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества);
2) функции исполняются всеми государственными органами, т. е. механизмом государства;
3) функции – устойчивая, повторяющаяся, разносторонняя деятельность государства в наиболее важных сферах общественной жизни;
4) содержание и перечень функций зависят от сущности государства и его социального назначения;
5) функции зависят от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе развития, т. е. обладают исторически меняющимся характером;
6) реализация функций обеспечивается преимущественно властно–принудительными и юридическими методами воздействия;
7) функции отражают особенности того или иного исторического типа и формы государства.
В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем.
Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.
В различные исторические периоды перед государством стояли классовые и общесоциальные задачи, поэтому и функции государства имели либо классовую, либо социальную направленность. Перечень и содержание государственных функций в разные исторические эпохи были различными.
При возникновении государство выполняло небольшой перечень функций, большинство из которых имели классовый характер, так как государство поддерживало экономически господствующие классы населения.
С развитием и усложнением социальных отношений функции государства отмирали, изменялись или возникали в новом качестве. Постепенно классовый характер в функциях государства исчезал.
В современных государствах функции существенно отличаются от функций государств древности и средневековья, так как имеют социальный характер и направлены на межгосударственное сотрудничество для решения проблем выживания цивилизации в целом.
Классификация функций государства–
выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:
1) по сфере деятельности государства:
а) внутренние– функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:
– функция охраны прав и свобод человека и гражданина;
– функция обеспечения правопорядка;
– экономическая функция;
– функция налогообложения;
– функция социальной защиты;
– экологическая функция;
– культурная функция;
б) внешние– функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:
– функция обороны страны;
– функция поддержания мирового порядка;
– функция сотрудничества с другими государствами и т. п.;
2) по продолжительности осуществления:
а) постоянные– функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;
б) временные– функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;
3) по значимости и степени общности:
а) основные– функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством; б) неосновные– функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;
4) по сферам общественной жизни,которые являются объектами государственного воздействия:
а) экономические;
б) политические;
в) социальные;
г) экологические;
д) фискальные (финансовый контроль);
5) по функциональному назначению:
а) охранительные;
б) регулятивные.
В классификации функций государства не следует выделять функции государственных органов, которые представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества.
Отличие функций государства от функций государственных органов– функции государства отражают всю деятельность государства, а не отдельных направлений, их осуществляют весь государственный механизм и входящие в него государственные органы.
Формы осуществления функций государства– упорядоченная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются функции государства.
Формы осуществления функций государства:
1) правовая деятельность– однородная по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов по поводу издания и реализации юридических актов:
а) правотворческая деятельность,направленная на издание, изменение либо отмену нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность,направленная на реализацию, исполнение нормативных правовых актов посредством издания актов применения права:
– оперативно–исполнительная деятельность государственных органов,связанная с разрешением повседневных вопросов по изданию актов применения права;
– правоохранительная деятельность государственных органов,направленная на охрану норм права от нарушений, защиту гражданских прав и обеспечение выполнения обязанностей;
2) организационная– однородная по своим внешним признакам и не влекущая юридических последствий деятельность государства:
а) организационно–
б) организационно–
в) организационно–
С другой точки зрения формы осуществления функций государства– деятельность основных звеньев государственного механизма, специфическая деятельность которых отличается от деятельности негосударственных организаций и объединений.
В связи с этим выделяют следующие виды форм осуществления функций государства:
1) законодательная– деятельность законодательных (представительных) государственных органов, направленная на издание обязательных для исполнения всеми нормативных правовых актов;
2) исполнительная– деятельность органов исполнительной власти, направленная на повседневную реализацию государственных функций в различных сферах общественной жизни;
3) судебная– деятельность судебных органов по осуществлению правосудия;
4) контрольно–надзорная– деятельность государственных органов по осуществлению государственного надзора и контроля над законностью на всей территории государства.
Методы осуществления функций государства– средства, посредством которых решаются задачи государства (убеждение, принуждение, прогнозирование, планирование и т. д.).
Форма государства– совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.
На форму государства оказывают влияние:
1) социально–экономические, культурные факторы;
2) исторические традиции;
3) национальные и религиозные особенности;
4) природные и климатические условия;
5) соотношение политических сил и т. д.
Структурные элементы формы государства:
1) форма правления,отражающая порядок организации государственной власти и ее взаимодействие с населением, органами государства;
2) форма государственного устройства,отражающая территориальную организацию государственной власти;
3) государственно–правовой (политический) режим,отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти.
Форма государства определяет:
1) порядок образования органов государственной власти;
2) структуру органов государства;
3) специфику территориальной обособленности населения;
4) характер межведомственных взаимоотношений;
5) особенности в отношениях государственных органов и населения;
6) методы и приемы осуществления политической власти и т. д.
Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканскойформой правления (ст. 1 Конституции РФ).
Характерные черты государственного строя Российского государства:
1) демократизм;
2) республиканская форма правления;
3) федерализм;
4) разделение властей;
5) идеологическое и политическое многообразие;
6) признание и гарантирование местного самоуправления;
7) правовое государство;
8) государственный суверенитет, носителем которого является многонациональный народ РФ;
9) социальный характер, так как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Форма правления– республиканская.
Российское государство– это полупрезидентская республика.
Российское государство по своему государственному устройству– федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма:
1) добровольность объединения субъектов РФ;
2) равноправие субъектов РФ;
3) государственная целостность;
4) самоопределение народов, наций и национальностей;
5) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ и т. д.
Государственно–правовой режим РФ– демократический.
Соотношение типа и формы государства:
1) тип государства является содержанием государства, а его форма – средство выражения;
2) тип государства определяет экономическую основу и политическое содержание государственной власти, а форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им;
3) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;
4) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"