Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 12:40, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Теория государства и права".
3) в зависимости от широты компетенции:
а) органы общей компетенции – президент, правительство и др.;
б) органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;
4) в зависимости от числа государственных гражданских служащих:
а) коллегиальные – правительство;
б) единоличные – президент;
5) в зависимости от организационно–правовых форм деятельности:
а) законодательные;
б) исполнительные;
в) судебные;
г) контрольно–надзорные органы;
6) в зависимости от действия в пространстве:
а) федеральные государственные органы;
б) органы государственной власти субъектов федерации;
7) в зависимости от длительности действия:
а) постоянные;
б) временные;
8) в зависимости от правовых форм деятельности:
а) правотворческие;
б) правоприменительные;
в) правоохранительные.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата– основополагающие идеи построения, функционирования и развития аппарата государства.
Требования к принципам:
1) нормативность,т. е. прямое либо косвенное закрепление в законодательстве и обязательность при формировании государственных органов;
2) непротиворечивость,т. е. недопущение наличия двух взаимоисключающих принципов;
3) полнота,т. е. предварительное определение наиболее важных аспектов формирования и осуществление деятельности государственных органов;
4) относительная самостоятельность,т. е. исключение возможности взаимного дублирования нескольких принципов.
Виды принципов организации и деятельности государственного аппарата:1) общие– принципы, которые относятся к государственному механизму в целом: а) социально–политические:
– разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
– демократизм, предоставляющий одинаковую возможность для всех граждан влиять на политику и осуществлять контроль над государственными органами;
– гласность, предусматривающая постоянное и систематическое освещение деятельности государственных органов средствами массовой информации;
– законность, означающий соблюдение и непротиворечие всеми государственными органами правовых предписаний;
– профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие определенных знаний и навыков для управленческой деятельности;
– гуманизм, соблюдение которого обеспечивает приоритет прав и интересов личности при осуществлении деятельности государственным аппаратом;
– национальное равноправие, определяющее предоставление возможности любому лицу для замещения им государственной должности на равных условиях и независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. д.;
– федерализм, закрепляющий равноправность региональных государственных органов с общефедеральными государственными органами;
б) организационные:
– иерархичность;
– дифференциация и законодательное фиксирование функций и полномочий;
– ответственность за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в пределах предусмотренной компетенции;
– сочетание коллегиальности и единоначалия, выборности и назначения;
– соотношение отраслевых и территориальных начал управления;
2) частные – принципы, которые распространяются только на отдельные органы механизма государства.
Политическая система общества– это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико–правового характера.
Структура политической системы:
1) политические организации– субъектыы политической системы;
2) политическое сознание– идеи, теории, учения, убеждения и иное, в соответствии с которыми осуществляется политическая деятельность;
3) политические отношения– отношения, возникающие между субъектами по поводу осуществления государственной власти;
4) политическая деятельность– деятельность, направленная на обеспечение функционирования, развитие, защиту политической системы;
5) политические и правовые нормы– правила поведения, регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти;
6) политическая культура– система ценностей, используемая для регулирования деятельности внутри системы.
Субъекты политической системы:
1) государство;
2) политические партии;
3) политические движения;
4) общественные организации и объединения;
5) органы местного самоуправления;
6) церковь и т. п.
Функции политической системы:
1) политическое целеполагание, т. е. выработка целей развития общества;
2) определение стратегии развития общества;
3) властно–политическая интеграция общества;
4) упорядочение политических процессов;
5) представительство интересов различных социальных групп общества;
6) обеспечение единого воздействия на социально значимые отношения.
Виды политических систем:
1) распределительные,характери
2) рыночные,основанные на свободном предпринимательстве и товарно–денежном распределении материальных и духовных благ, когда государство обеспечивает только координацию деятельности субъектов, не вмешиваясь в их производственные действия;
3) смешанные.
Государство в политической системе занимает центральное место, так как ему присущи:
1) единственное официальное представительство всего населения в пределах территориальных границ;
2) суверенитет;
3) специальный государственный управленческий аппарат;
4) специально созданный карательный (правоохранительный) аппарат;
5) монополия на правотворчество;
6) специфический набор материальных ценностей.
Право– это система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.
Признаки права:
1) государственно–волевой характер,т. е. выражение государственной воли общества, которая обусловлена различными условиями общественной жизни;
2) нормативность,т. е. выражение в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в качестве системы официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм;
3) взаимосвязь права и государства,которая проявляется либо при применении мер государственного принуждения в указанных правом случаях, либо при создании, санкционировании и охраны правовых норм государством;
4) общеобязательность,так как все принятые правовые предписания адресуются неопределенному количеству лиц и являются обязательными для исполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;
5) формальная определенность,т. е. выражение общественной воли в форме официальных юридических актов, которые устанавливаются государственной властью и содержат предписания, определяющие границы свободы субъектов права;
6) системность и иерархичность,так как все нормативные предписания применяются не изолированно, а в совокупности, в которой предписания взаимодействуют и дополняют друг друга;
7) регулирующее воздействие,осуществляемое с помощью предоставления субъектам определенных субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей;
8) установление и обеспечение государством,так как оно обладает монополией на правотворчество, а все другие субъекты правоотношений могут принимать участие в правотворческой деятельности только с санкции государства.
Сущность праваотражает главные и устойчивые свойства права.
По своей сущности право является общесоциальным, так как выражает согласованную общественную волю, служит интересам всех без исключения, обеспечивает организованность и развитие социальных связей, выступает мерой свободы и ответственности субъектов правоотношений и их объединений, средством удовлетворения различных интересов и потребностей.
Социальная ценность права определяется:
1) общесоциальной востребованностью– состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека;
2) инструментальной востребованностью– использованием права в качестве инструмента особого механизма, который посредством юридических средств осуществляет регулятивное воздействие и обеспечивает точность и определенность в общественных отношениях.
Естественно–правовая теория правасложилась на территории Древней Греции и Древнего Рима.
В этой школе различали:
1) естественное право,основанное на естественных законах развития человека и принадлежащее ему с момента рождения и до смерти. Оно является вечным и неизменным, не требует признания со стороны государства или иной власти;
2) позитивное право,которое не является вечным, официально признается государством и получает письменное выражение в правовых актах государственной власти. Представители: Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищеви др.
Историческая школа прававозникла в начале XIX в.на территории Германии.
Согласно этой школе нет единого для всех народов права. Каждый народ имеет свое право, которое определяется присущим этому народу духом и имеет национальную специфику.
Право не зависит от воли государства и выражается в обычаях, известных всему народу, а создаваемый властью закон мало известен. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухтаи др.
Психологическая школа права,сложившаяся в конце XIX – начале XX вв.
Основоположник – Л. И. Петражицкий,различавший объективное и субъективное право. Объективное право – право, созданное государством и являющееся основой юридической науки. Субъективное право (влияние отдельной личности) игнорируется.
Сторонники психологической школы права различали позитивное (официально действующее в государстве и выраженное в нормативных актах государственной власти) и интуитивное (заложенное в психике людей и складывающееся из того, что они переживают) право.
Представители: А. Росс, Г. Гурвич, М. Рей–снер.
Нормативистская теория права– теория,
которая была создана в начале XX в.
Согласно этой теории весь мир делится на не связанные между собой «мир сущего» (реальная общественная жизнь) и «мир должного» (право), представляющий собой пирамиду, в основе которой находятся индивидуальные акты, а в вершине – «основная норма».
Представители – Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П. И. Новгородцеви др.
Социологическая теория правасформировалась в начале XX в. в европейских странах.
Согласно данной теории право – это не нормы, содержащиеся в законах, а «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений, способными участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуациях.
Представители – Е. Эрлих, Дж. Дьюги, Р. Паунд, С. А. Муромцеви др.
Материалистическая теория правабыла
представлена в работах В. И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельсаи их последователей. Согласно этой теории право – это возведенная в закон государственная воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными и производственными условиями.
Принципы права– это исходные и основополагающие начала, которые закрепляются законодательно и выражают сущность и социальную обусловленность права.
Свойства принципов права:
1) отражение экономической, политической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни с точки зрения;
2) наличие основополагающего характера;
3) фиксирование в законодательстве;
4) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;
5) устойчивость;
6) системность;
7) отражение своеобразия, т. е. природы, сущности, специфики правовой системы;
8) наличие самостоятельного регулятивного значения, так как принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.
Виды принципов права:
1) общие (общеправовые) принципы– исходные начала, имеющие нормативно–руководящий характер и раскрывающие сущность и социальную природу всего права в целом:
а) принцип федерализма,отражающий федеративное устройство государства, определяющий соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов федерации и т. д.;
б) принцип законности,означающий обязанность всех субъектов общественных отношений точно и неуклонно соблюдать все нормативные правовые акты, а также обеспечение верховенства и единства закона, равенство всех перед законом и судом;
в) принцип гуманизма,означающий уважение личности, создание всех условий для нормального существования и развития человека, закрепление прав и свобод человека, запрещение любой деятельности, посягающей на человеческое достоинство, и т. д.;
г) принцип равноправия,означающий законодательное закрепление равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
д) принцип справедливости,закрепляющий использование при регулировании отношений средств убеждения для необходимого определенного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
е) принцип единства прав и обязанностей,означающий наличие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей (не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав);
2) отраслевые принципы– исходные начала, действующие в рамках какой–либо одной отрасли права и отражающие ее специфику;
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"