Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 12:40, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Теория государства и права".
3) корпоративные нормы– это система правил поведения, устанавливаемые определенной корпоративной организацией с целью регулирования отношений между ее членами, но только в пределах установленных государством полномочий;
4) политические нормы– это совокупность правил поведения общего характера, которые устанавливаются и санкционируются субъектами политической системы по поводу формирования и использования государственной власти;
5) организационные нормы– это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с производственными и организационными вопросами.
Также социальные нормы делят на следующие виды:
1) нормы морали;
2) этические нормы;
3) семейные нормы;
4) нормы традиций и привычек;
5) деловые обыкновения;
6) правила этикета.
Особенности социальных норм:
1) в качестве предмета регулирования выступают общественные отношения;
2) субъектами социальных норм выступают люди, являющиеся представителями социальной сферы.
Технические нормы – это правила поведения, которые регулируют отношение человека к природе и технике и возникают по поводу их наиболее целесообразного использования.
Технические нормы обеспечивают целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, технических достижений и орудий труда, так как определяют оптимальные методы, приемы и средства обращения людей с техническими объектами.
Особенности технических норм:
1) в качестве предмета регулирования выступают не социальные отношения, а технические;
2) субъектами технических норм выступают не только люди, но и природа, техника. Между техническими и социальными нормами осуществляется взаимодействие, так как некоторые технические нормы затрагивают существенные интересы определенных социальных общностей и становятся технико–социальными.
Технико–социальные нормы– это общеобязательные нормы, которые поддерживаются не только силой природы, но и правом и государством, их невыполнение влечет за собой юридические последствия.
Нормы права– это обязательное для всех и формально определенное правило поведения.
Нормы морали– это правила поведения, которые регулируют общественные отношения на основании исторически складывающихся представлений о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом и несправедливом.
Право и мораль объединяют:
1) единая основа – общечеловеческая система социальных ценностей и представлений о добре, справедливости, честности, равноправии и т. д.;
2) нормативно–регулятивный характер – право и мораль выступают в качестве определителей границ поведения людей в типичных жизненных ситуациях:
а) единый объект регулирования – общественные отношения;
б) достижение одинаковых конечных целей – социально полезного развития общества;
в) фундаментальные общеисторические ценности и показатели уровня развития социальной и культурной жизни общественно–политической системы.
Различия между ними заключаются в:
1) разных способах и субъектах формирования (право создается в особом порядке государством непосредственно либо с его санкции, а мораль – стихийно всем обществом);
2) характере и способе воздействия на сознание, поведение людей (мораль выступают в качестве внутреннего регулятора поведения и духовной жизни личности, а право регулирует отношения по поводу субъективных прав и юридических обязанностей);
3) формах внешнего выражения (право официально и письменно закрепляется в юридических актах государства, а мораль существует только в сознании людей);
4) методах и средствах обеспечения реализации (право обеспечивается государством, а мораль – общественным мнением);
5) требованиях и оценочных критериях (право регулирует только внешние поступки людей, а мораль предъявляет более высокие требования и оценивают поступки с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости). Взаимодействие права и моралипроявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной юридической и нравственной культуры, ответственности, правосознания.
Мораль– нравственная основа права, которое влияет на формирование и защиту норм морали. Действия, поощряемые правом, поощряются и нормами морали, а любое противоправное поведение признается и противонравственным.
Противоречие между правом и моралью может выражаться:
1) в несовпадении интересов общества и государства;
2) в различных методах регулирования;
3) в разнице критериев оценки поведения;
4) в расхождении между правом и моралью вследствие развития общественной жизни и государства;
5) в неравномерном развитии норм морали и норм права и т. д.
Правосознание– это совокупность чувств, эмоций, взглядов и иного, в которых выражается отношение людей к действующему, желаемому и предполагаемому праву и иным явлениям правовой действительности.
Структура правосознания:
1) правовая идеология– понятия, принципы, убеждения, выражающие отношения людей к действующему или желаемому праву;
2) правовая психология– переживания и чувства, которые испытывают люди по отношению к праву.
Признаки:
1) самостоятельность;
2) взаимодействие с религиозными, нравственными, политическими и иными формами;
3) охват всей сферы бессознательного и духовного опыта людей;
4) представление о прошлом, настоящем и будущем права.
Виды:
1) в зависимости от глубины отражения правовой действительности:
а) обыденное,которое формируется стихийно, отражает внешние стороны правовых явлений и выступает в форме правовой психологии;
б) теоретическое,которое отражает внутренние стороны правовых явлений и выступает в абстрактной и систематизированной форме (правовая наука и идеология);
в) профессиональное,которое складывается у юристов в процессе получения ими юридического образования и опыта;
2) в зависимости от субъектов правосознания:
а) общественное;
б) групповое (классовое);
в) индивидуальное. Функции правосознания:
1) познавательная –функция, которая связана с осмыслением правовой действительности и накоплением определенных знаний;
2) оценочная– функция, посредством которой осуществляется сравнение отношений к правовым явлениям и процессам на основе повседневного и научного опыта, сопоставления социальных ценностей;
3) регулятивная– функция, посредством которой определяются ориентиры поведения людей и вырабатываются стереотипы поведения в определенных ситуациях;
4) прогностическая– функция, которая проявляется в составлении прогнозов относительно развития правовой системы;
5) информационная– функция, посредством которой осуществляется информационное обеспечение людей.
Формы правосознания:
1) правовой инфантилизм– неполноценное ориентирование населения в правовой действительности в связи с недостатком жизненного опыта и незнанием основ действующего законодательства;
2) правовой идеализм– переоценка возможностей права;
3) правовой нигилизм– отрицательное отношение к праву;
4) перерожденное правосознание– негативное отношение к праву, которое вызывает осознанные противоправные поступки.
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права.
Правовое воспитание формирует у населения государства чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулируя этим правовую активность отдельной личности, которая предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.
Характер правового воспитания системный.
Основные элементы правового воспитания:
1) субъекты– государство, государственные органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане;
2) объекты– отдельные личности, социальные и иные группы населения государства;
3) содержание воспитания– передача юридического опыта общества, которая выражается в приобщении населения государства к ценностям, идеям, принципам, информации и т. п.;
4) методы воспитания– различные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на население:
а) убеждение;
б) принуждение;
в) личный пример;
г) поощрение;
д) наказание и т. д.;
5) формы воспитания – внешняя и поведенческая сторона взаимоотношений воспитателя (государство, общественность) и воспитуе–мого (население государства). Среди различных форм правового воспитания выделяют основные организационные формы:
1) правовое обучение– передача, накопление и усвоение правовых знаний в общеобразовательных школах, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях;
2) правовая пропаганда– распространение правовых идей и правовых требований среди населения государства посредством средств массовой информации (телевидения, радио и др.);
3) правовое просвещение;
4) юридическая практика– передача юридической информации и знаний, которая осуществляется посредством участия населения в правоприменительной деятельности, и т. д.;
5) самовоспитание– обучение населения, которое связано с личным опытом, самообразованием, а также собственным анализом правовых явлений.
Виды форм правового воспитания:
1) письменная форма– правовое воспитание, осуществляемое через газеты, плакаты, книги, журналы и т. д.;
2) устная форма– правовое воспитание, осуществляемое через лекции, беседы, встречи с юристами, преподавателями и т. д.
Правовая культура– это особое юридическое богатство общества, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности, общества и социальной группы.
Виды правовой культуры:
1) правовая культура общества– это часть общей культуры, которая показывает уровень правового сознания и правовой активности общества.
Черты правовой культуры общества:
а) правовая активность населения государства;
б) уровень совершенства законодательства;
в) степень развития юридических норм, литературы и образования;
г) соотношение в праве общечеловеческого и национального начал;
д) эффективность осуществления деятельности правоприменительных органов;
2) правовая культура личности– это культура отдельного человека.
Элементы правовой культуры личности:
а) знание, а также понимание права;
б) отношение человека к праву – привычка, которая выражается в правомерном и законопослушном поведении человека;
в) навыки правового поведения – юридические значимое поведение, которое может выражаться в наличии у человека навыков эффективного использования правовых средств с целью реализации субъективных права и свобод, а также для достижения своих личных целей;
г) правовая психология;
д) правовая идеология;
3) правовая культура социальной группы– специфическая культура для таких социальных групп, как молодежь, профессиональные группы и т. д.
Черты правовой культуры социальных групп:
а) знание, уважение права и законодательства;
б) соблюдение законности;
в) наличие умения пользоваться предоставленной властью;
г) наличие способности по эффективному обеспечению прав и свобод граждан;
д) правовое воспитание и обучение;
е) наличие способности быстро и правильно оформлять необходимые юридические документы.
Функции правовой культуры:
1) познавательно–
2) праворегулятивная,которая направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом;
3) ценностно–нормативная,прояв
4) правосоциализаторская,посре
5) коммуникативная,осуществляе
Правовой нигилизм– это форма правового сознания, которая выражается в отрицательном либо равнодушном отношении к праву.
Причины возникновения правового нигилизма:
1) особенности в историческом развитии государства;
2) самодержавие и деспотичный характер государственной власти;
4) применение репрессивного законодательства;
5) несовершенство законодательства, правовой системы;
6) отсутствие в государстве развитых демократических и правовых традиций;
8) распространение административно–командных методов в экономической и политической жизни общества;
9) переходный период, который вызвал множество трудностей в правовой системе (кризис законности, неотлаженность механизма реализации нормативных актов и т. д.);
10) несовершенство в судебной и правоохранительной деятельности.
Признаки правового нигилизма:
1) широкое распространение и повсеместность;
2) наличие разнообразных форм его проявления;
3) неподконтрольность;
4) усиление иными видами нигилизма (религиозным, нравственным и т. д.);
5) соединение с различными формами протеста;
6) распространение в литературе, кинофильмах, средствах массовой информации (эстетизация).
Формы выражения правового нигилизма:
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"