Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 12:40, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Теория государства и права".
3) межотраслевые принципы– исходные начала, характеризующие общность и специфику нескольких смежных отраслей права и действующие в рамках двух или нескольких отраслей права:
а) принцип гласности;
б) принцип состязательности;
в) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.
Соотношение экономики с политикой и правомдолгое время игнорировалось. В настоящее время считается, что экономикапредопределяет содержание политики и права, так как является системой отношений, возникающих в сфере производства, распределения и потребления материальных благ.
Сущность и содержание правапредопределяются системой экономических отношений, так как отражение в праве экономических факторов выступает в качестве необходимости и определенной закономерности правового развития. Нормативные правовые акты, созданные без учета экономических условий, экономической необходимости и обоснованности, не действуют, так как остаются только на бумаге.
Средства оптимального решения задач, стоящих перед обществом, определяет политика,которая имеет непосредственную связь с государством. С помощью политических решений общество реагирует на жизненные ситуации. Политика может быть реальной, когда отражает интересы всего населения государства и определяет объективные закономерности функционирования конкретной политико–правовой системы.
Важнейшие решения политики реализуются через право,которое концентрирует наиболее важные политические интересы и является эффективным инструментом их достижения.
Соотношение права и государства выражается в:
1) единстве,так как право и государство являются средствами социальной регуляции, которые имеют общее происхождение, типологию, взаимосвязь с экономическими, культурными и другими сторонами общественной жизни, дополняют друг друга при выполнении социального назначения;
2) различии,проявляющемся в различных социальных назначениях, форме, структуре и содержании, так как государство устанавливает и обеспечивает определенный порядок, а право создает для его осуществления юридический механизм;
3) взаимодействии,выражающемся в наличии многообразных форм влияния права и государства друг на друга, так как право создается, обеспечивается государством, но с его помощью закрепляются внутренняя организация, форма, аппарат, структура государства, устанавливаются основные виды и направления государственной деятельности, а также осуществляются задачи и функции государства;
4) противоречии,возникающем в случаях выхода государственной власти из–под контроля общества и стремлении права ограничить власть, гарантируя от произвола государства.
Модели взаимоотношений права и государства:
1) тоталитарная,в которой государство находится выше права и не связано им;
2) либеральная,в которой право находится выше государства;
3) прагматическая,в которой государство одновременно создает право и связано им.
Функции права– основные направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.
Виды функций:
1) общесоциальные– функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:
а) экономическая– функция, направленная на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;
б) политическая– функция, направленная на правовое регулирование между субъектами политической власти;
в) культурно–историческая– функция, направленная на собрание и развитие культурно–духовных ценностей;
г) воспитательная– функция, посредством которой формируются убежденность в справедливом и целесообразном порядке правового регулирования;
д) функция социального контроля– функция, которая заключается в осуществлении воздействия права на поведение субъектов с помощью стимулирования, поощрения, удержания от неправомерных действий и т. д.;
2) специально–юридические функции– функции, с помощью которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:
а) регулятивная– функция, направленная на осуществление правового воздействия, которое нацелено на организацию социально значимых отношений с помощью формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене:
– регулятивная статическая– функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения посредством закрепления их состояния в институтах права;
– регулятивная динамическая– функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения посредством их оформления и стимулирования;
б) охранительная– функция, которая заключается в охране положительных, правомерных и вытеснении негативных явлений общественной жизни, а также предупреждении, пресечении и восстановлении нарушенных прав:
– восстановительная– функция, направленная на восстановление нарушенного права либо положения;
– компенсационная– функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред либо нанесенный ущерб;
– ограничительная– функция, направленная на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;
– карательная– функция, которая заключается в назначении наказания за совершенные правонарушения.
Внутренние функции государства– это
основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества и выполнению конкретных задач:
1) функция охраны правового порядка, направленная на:
а) охрану прав и свобод человека и гражданина;
б) защиту всех форм собственности;
в) обеспечение общественного порядка и режима законности;
г) борьбу и профилактику преступности и т. д.;
2) функция регулирования межнациональных отношений,направленная на предотвращение межнациональных и религиозных конфликтов;
3) экономическая функция, направленная на:
а) структурную перестройку, планирование и прогнозирование развития экономики;
б) поддержку стратегических и социально значимых отраслей производства;
в) осуществление централизованной инвестиционной политики;
г) управление государственной собственностью;
д) создание правовых основ и т. д.;
4) фискальная функция (финансовый контроль), направленная на:
а) установление системы налогов и их сбор;
б) формирование государственного бюджета и контроль над его исполнением и расходной частью;
в) осуществление контроля над денежным обращением на российской территории;
г) проведение финансовой политики;
5) социальная функция, направленная на:
а) установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни;
б) поддержку и защиту наиболее уязвимых слоев населения, а также тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться;
в) обеспечение занятости населения;
г) развитие пенсионного обеспечения и страхования;
д) развитие здравоохранения и т. д.;
6) функция развития культуры, науки и образования, направленная на:
а) поддержку со стороны государства науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;
б) сохранение имеющих историко–культурное значение памятников, архивов, музеев и т. д.;
в) признание и обеспечение свободы всех видов творчества;
г) охрану интеллектуальной собственности;
д) развитие образования и установление государственных стандартов;
е) выдачу лицензий, дающих право заниматься культурно–образовательной деятельностью, и др.;
7) экологическая функция, направленная на:
а) разработку экологической программы;
б) принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;
в) установление правового режима природопользования;
г) установление экологических показателей и т. д.
Внешние функции государства– это основные направления деятельности государства на международной арене, которые направлены на решение конкретных внешнеполитических задач.
Виды внешних функций Российского государства:
1) функция обороны страны– одно из важнейших направлений внешней политики Российского государства, которое осуществляется по таким направлениям, как:
а) укрепление Вооруженных Сил;
б) развитие оборонной промышленности;
в) охрана государственных границ;
г) организация гражданской обороны;
д) ведение разведки и контрразведки;
е) подготовка мобилизационных резервов и др.;
2) функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как:
а) политическое сотрудничество с другими государствами;
б) укрепление режима нераспространения оружия массового поражения;
в) сокращение обычного вооружения;
г) участие в работе международных организаций;
д) участие в разрешении межнациональных и региональных конфликтов и др.;
3) функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как: а) укрепление сотрудничества РФ со странами СНГ в области экономики, политики, культуры и т. д.;
б) создание системы коллективной безопасности;
в) совместная охрана государственных границ;
г) обеспечение прав человека и национальных меньшинств;
д) создание единого национального пространства и др.;
4) функция интеграции в мировую экономику и научно–технического сотрудничества с другими странами в решении глобальных экономических проблем– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как:
а) участие в международном разделении труда;
б) установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими государствами в области экономики, бизнеса, торговли, науки и техники;
в) участие в деятельности международных экономических организаций;
г) совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности и т. д.;
5) функция сотрудничества с мировыми странами в решении глобальных проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом– функция, которая осуществляется по таким направлениям, как:
а) освоение космоса;
б) безопасность планеты;
в) защита Мирового океана;
г) охрана растительного и животного мира;
д) осуществление борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями;
е) предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий и катастроф и др.
Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.
Структура правовых систем:
1) правосознание;
2) правовая идеология;
3) правовая культура;
4) право;
5) законодательство (религиозные трактаты!);
6) правоотношения;
7) правопорядок;
8) юридическая практика и т. д.
Признаки, характеризующие элементы
структуры правовой системы:
1) неоднородность;
2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;
3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;
4) отражение состава юридических явлений;
5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;
6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;
7) функциональная взаимосвязь;
8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т. д.
Элементы структуры! правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.
Классификация правовых систем:
1) национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения.
Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты;
2) правовая семья– это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.
Виды правовых семей:
а) англосаксонская (система общего права);
б) романо–германская (система континентального права);
в) традиционная (система обычного права);
г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);
3) группа правовых систем– группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право и т. д.).
Англосаксонская правовая семья– система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.
Структура англосаксонской правовой семьи:
1) общее право;
2) «право справедливости»;
3) статутное право.
Основной источник системы общего права– правовой прецедент.
Вспомогательные и дополнительные источники права– статутное право и юридические обычаи.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"