Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
Законный интерес
– производная от стимула вступать
в отн-ния – это
Законный интерес складывается из 4-х элементов:
1) благо материальное;
2) стремление к этому благу;
3) возможность достижения блага в средствах защиты;
4) постоянная обеспеченность при признании законного интереса.
(на-ер: получить
и сдать экзамен; быть
В законном интересе нет обязанности других лиц. Каждому надо доказать, что нарушается стремление к благу.
Субъективный закон может не обладать правосубъектностью. (на-ер: появляется представитель недееспособного лица: опекун, попечитель).
Законное право – жить в достойных условиях.
Защищая законное право надо обосновать мотивированно, что нарушается стремление к общему благу. (реализация принципа гласности, законное право на сохранение персональных данных).
3. 64. Состав правонарушения: понятие, элементы и виды.
Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя:
1) характеристику объекта правонарушения, объективной стороны;
2) субъективной
стороны и субъекта
Обязательным
признаком состава
Субъект правонарушений – необходимый элемент состава правонарушения. Субъект производит все действия, преступления и поступки. Тем самым он воздействует на объект и собственными действиями привносит изменения во внешний мир. Таким образом, если объект – это внешнее явление, которое существует независимо от субъекта, то субъект является носителем действия. Субъект и объект находятся постоянно в таком взаимодействии между собой, когда на одном полюсе расположен субъект, а на другом – объект. Учитывая общефилософское понимание взаимодействия субъекта и объекта как единства двух противоположностей в правовых взаимоотношениях, субъект и объект постоянно должны быть вместе, так как:
1) субъект и объект определяют наличие или отсутствие правонарушения;
2) в правонарушении
объект не существует без
Субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица.
Субъективную сторону правонарушения считают еще одним нужным признаком состава правонарушения:
1) в ней обнаруживается
вредность противоправного
2) характер субъективной стороны правонарушений отличает собственно правонарушения от объективно противоправных проступков;
3) субъективную
сторону правонарушения
Психологи делят деяние человека на два этапа:
1) принятие решения,
а именно деятельность
2) поведение
человека, которое выражено внешне,
а именно связано с
Таким образом, внешняя и внутренняя стороны поведения человека находятся в очень тесной взаимосвязи, и противопоставлять или отрывать одну сторону от другой невозможно.
Вина – это определенное психическое отношение человека к своему конкретному внешнему поведению и его следствию, а не состояние психики этого лица вообще. В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность.
Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица.
Билет 17
1. 20. Социальное гос-во: понятие и функции.
СОЦ ГОС-ВО – хар-ка (принцип), относ-ся к констит-прав статусу гос-ва, предполаг-я констит-е гарант-ние экон-ких и соц-х пр и св чел-ка и гр-на и соотв-щие обяз-сти гос-ва. Т.е. гос-во служит обществу и стремится искл неоправданные социальные различия.
КРФ (ст. 7): "РФ
– соц-е гос-во, политика кот напр-на
на создание условий, обеспеч-х достойную
жизнь и своб-ное разв-е чел-
Признаки соц гос-ва:
1. Демократ-я орг-я гос-ной власти.
2. Высокий нравств-й уровень гр-н и прежде всего — должн-х лиц гос-ва.
3. Мощный экон-кий потенциал, позв-щий осущ-ть меры по перераспр-ю доходов, не ущемляя сущ-но полож-я соб-ков.
4. Соц-но ориентир-я структура эк-ки, что проявляется в сущ-нии различных форм соб-сти со значит-й долей соб-сти гос-ва в нужных обл-х хоз-ва.
5. Правовое развитие гос-ва.
6. Сущ-е гр-кого общ-ва, в руках кот гос-во выступает инструм-м проведения соц-но ориент-ной пол-ки.
7. Соц-я направ-ть политики гос-ва, разработка соц-х программ и приорит-ть их реализации.
8. Наличие таких целей, как устан-е всеобщего блага, утв-ние в обществе соц-ной справ-сти, обеспеч-е каждому гр-ну: а) достойных условий сущ-ния;б) соц-й защищ-ти;в) равных стартовых возм-тей для самореализ личности.
9. Наличие развитого соц-го зак-тва (например Кодекса соц-х законов, как в ФРГ).
10. Закрепление формулы «соц-ное гос-во» в конст-ции страны.
Функции соц-ного гос-ва:
а) ему присущи все традиционные ф-ции, обусловленные его природой гос-ва как такового;
б) на сод-ние всех ф-ций соц-го гос-ва налагает отпечаток его общее соц-ное назначение, то есть традиц-ные ф-ции ч/з призму целей и задач соц-ного гос-ва, т.е. общей соц-ной ф-ции (общем соц-ном назначении);
в) в рамках общей соц-ной ф-ции можно выд-ть спец-кие напр-ния деят-сти соц-го гос-ва — спец-кие ф-ции:
поддержка соц-но незащищ-х категорий нас-я; охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, матер-тва, отц-ва и детства; сглажив-е соц-го неравенства путем перераспр-я доходов м/у различ соц-ми слоями ч/з налогообложение, гос-ный бюджет, спец-ные соц-ные программы; поощрение благотв-ной деят-сти (путем предост-я налог-х льгот предприн-ким структурам, осущ-щим благотвор-ю деят-сть); финансирование и поддержка фундаментальных научных исслед-й и культ-х программ; борьба с безработицей, обеспеч-е трудовой занят нас-я, выплата пособий по безработице; поиск баланса м/у своб-й рыночной эк-кой и мерой возд-я гос-ва на ее развитие с целью обеспеч-я достойной жизни всех гр-н; участие в реализ межгос-х экол-ких, культ-х и соц-ных программ, реш-е общечел-ких проблем; забота о сохр мира в общ-ве.
Однако пока Россию можно назвать лишь страной, нах-йся на переходной стадии к соц-му гос-ву, а положение Конст — расценивать как программную установку.
Т о, в шир смысле гос-во - это организ-ное полит-кой вл общ, подчин-е правовым з-нам, целостность кот создается публично- властными структурами, олицетвор-ми в гос-правовых институтах и отн-ях. В узком смысле гос-во - это система различных учреждений публ власти, аппарат упр-я, обособл-й от общества и выраж-й как интересы опр-ных социальных групп
2. Соотношение
системы права (СП) и законодательства
(СЗ). СП и СЗ-тесно взаимо¬
Объ¬ективность
СП-она обусловлена различными видами
общ-х отношений. Необходимость проведения
различия вызывается, по¬требностями
систематизации закон-ва, т.е. деят-тью
гос.органов, направленной на упорядочение
законодательства, приведение его в
стройную, логичную систему. Систематизация
законодательства-деят-ть,
В результате систематизации
закон-ва устраняется противоречие
между правовыми нормами, отменяется
редакция устаревших норм, включается
в текст новые, более совершенные нормы, отвечающие
потребностям гр-н и гос.органов. 4 вида
систематизации:Учет-
3. 68. Правосознание: понятие, структура и виды. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Понятие, структура и виды правосознания
Это – отношение людей к праву, основанное на знаниях и восприятие правов. явлений.
Структура 1. Правовая
идеология – отношение общест-
Классифиц-ся: по субъекту:индивидуальное, групповое, корпоративное (различных профессий, отдельных пред-приятий), общественное (всего общества);
по уровню: обыденное (право не является основным занятием); профессиональное (сложилось в результате спец. подготовки); научное (ученые-правоведы).
Функции: информационно-познавательная
(высокий уровень
Правовой нигилизм и идеализм
Нигилизм – негативное, отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на правовой невоспитан-ности к праву населением.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"