Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
1. социальное активное (это высшая форма правомерного поведения. Субъект действует не из-за страха перед наказанием, и не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения как самого себя, так и других субъектов). Этот вид поведения наиболее значим, т.к. связан с реализацией не только личного, но и общественного интереса, с борьбой за утверждение в жизни принципов права, законности и порядка.
2. конформистское (поведение основывается на подчинении правовым предписаниям без из глубокого и всестороннего осознания, без проявления собственной активности, как бы за одно со всеми). Этот вид наиболее распространен в обществе с невысоким уровнем правовой культуры, которая включает в себя и юридическую практику.
3. маргинальное ( совпадает с виктимологией). Это деяние, которое соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения из-за страха перед наказанием.
Говоря о правовом поведении надо обратить внимание на его необычайную форму - злоупотребление правом – это, когда по форме все правильно, а по сути издевательство – Ленин. Предполагает реализацию собственного субъективного права в ущерб законным интересам и правам других субъектов.
Формально являясь правомерным злоупотребление правом по мере развития правовых систем все чаще включается в качестве самостоятельного состава уже правонарушения.
Правомерное поведение – это деяние субъекта, соответствующее нормам права и социально-полезным целям.
Билет 15
1. Гос-венный орган: понятие, признаки и классификация.
Первичным и
важнейшим структурным
Гос-венный орган — это звено (элемент) меха¬низма гос-ва, участвующее в осуществлении функ¬ций гос-ва и наделенное для этого властными полно¬мочиями.
Признаки гос-го органа:
1. Хотя орган
гос-ва и обладает
2. Орган гос-ва
состоит из гос-х слу¬жащих,
которые находятся в особых
правоотношениях между собой
и органом. К числу гос-х
служащих относятся и долж¬
3. Органы гос-ва
имеют внутреннее строение (стр-ру).
Они состоят из подразделений,
скрепленных единством целей,
ради достижения которых
4. Важнейшим
признаком органа гос-ва являет
5. Согласно своей
компетенции орган гос-ва обла¬
6. Для осущ-я
своей компетенции орган гос-
7. Орган гос-ва активно участвует в реа¬лизации функций гос-ва, используя для этого соот¬ветствующие формы и методы.
Органы гос-ва классифицируются по различным основаниям
По способу
возникновения они
Признаки гос-х органов:
1) наличие гос-венно - властных полномочий
2) порядок формирования и деятельности, стр-ра и компетенции предусмотрены нормами права
3) наделен правом издания юридических актов
4) опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться частью средств
5) может обладать статусом юридического лица, а может и не обладать
6) гос-венный орган способен осуществлять свою компетенцию только во взаимодействии с другими органами или организ-ями
7) физическим воплощением гос-го органа является отдельное лицо или группа иерархически связанных между собой лиц.
Классификация гос-х органов:
1) по компетенции (Конституция РФ, закон, подзаконный акт)
2) по ветвям власти (закон-я, испол-я, судебная)
3) по территориальному принципу (центральные, местные, региональные)
4) по времени действия (постоянные, чрезвычайные, временные)
5) по характеру компетенции (общие, отраслевые,специальные)
6) по порядку образования (выборные, назначаемые)
7) по количеству работающих (единоличные, коллегиальные).
2. Право как социально-культурная ценность. Основные типы правопонимания.
Право – это сис общеобяз-х, формально опр-ных норм-х предписаний, кот устан-тся и обеспеч-ся гос-вом, выр-т интересы общ-ва, регул-ют социально значимые общ-ные интересы, предоставляя суб-ные пр и возлагая юр-ие обязанности.
Право-действенный рычаг решения эколог-ских проблем как внутри отдельно взятого гос-ва, так и в рамках мирового сообщества.
Тип правопонимания — опр-ное направ-е в познании сущности и соц-го назнач-я права.
В любом типе
правопон-я встречается 3 эл-та в
понятии права - это норма права,
правосознание и
Классификации правопониманий и понятий, кот создаются в рамках этих правопониманий.
Сущ-ет 4 типа правопонимания: нормативный, философский (нравственный), соц-ский и интегративный.
1.Право в нормативном правопонимании
Правом признается гос-ная воля, выр-ная в обяз-ном нормат-м акте, обеспеч-м принудит-ной силой гос-тва.
2. Право в социологическом правопонимании
Право - реальное поведение людей, удовл-щее их интересам и потреб-ям, это то, что должно "наполнять" з-ны своим реалистичным сод-ем.
Осн-я идея: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни".
3. Право в философском правопонимании
Право - это сов-сть высших, постоянно действ-х, незав-х от гос-ва норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справ-сть, объективный пор-к ценностей, мудрость Бога, не только явл-ся директивами для законодателя, но и действ-х прямо, при кот произвол 1 ( лица) совместим с произволом др с т зр всеобщего закона свободы. (По Канту)
4. Право в интегративном правопонимании
Право - это сов-сть признаваемых в данном обществе и обеспеченных офиц-ной защитой нормативов рав-ва и справ-ти, регул-щих борьбу и согласование своб-х воль в их взаимоот-нии др с др.
3. 61. Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка. Эффективность права.
Гарантии законности – это средства и условия, обеспечивающие соблюдения правовых предписаний, беспрепятственное осуществление прав и свобод субъектами права.
В теории шесть видов гарантий:
1. социально-экономические (степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, режим собственности, экономическая свобода),
2. политические (степень демократизма правового строя и политической системы общества, степень влияния партий на государственную власть, разделение государственной власти на ветви),
3. организационная (они обеспечиваются правомерной деятельностью органов специальной компетенции – прокуратуры, суда, контролирующих соблюдения законодательства),
4. общественные (комплекс мер, которые принимаются общественными объединениями для недопущения нарушения законодательства – демонстрации, митинги, шествия).
5. Идеологические (уровень правосознания и нравственного воспитания в обществе, уважение к правовым предписаниям).
6. Специально-юридические (специальные способы и средства, установленные в права с целью предупреждения, устранения и пресечения правовых требований) – принцип презумпции невиновности, порядок рассмотрения и возбуждения уголовного дела, льготы, поощрения.
Эффективность права
Эффективность права в юридической науке обычно рас¬сматривается как отношение цели, с которой принята юри¬дическая норма, к результату ее действия.
Конкретизируя,
можно сказать, что
Действие правовой нормы проявляется в том, что она:
» определяет субъектов правоотношений,
» устанавливает,
после каких фактов они
» указывает
на определенные образцы
» устанавливает средства, обеспечивающие должное поведение вплоть до санкций за его отклонение.
Билет 16
1. . Механизм гос-ва: понятие, стр-ра и соотн-е с гос-ным аппаратом.
Механизм
гос-ва есть та реальная
Механизм гос-ва
— это целостная иерархичес¬кая
система гос-х органов и
Характерные признаки механизма гос-ва.
1. Это целостная
иерархическая система гос-х
2. Первичными
структурными частями (
3. Для обеспечения
гос-х властных велений он
4. При помощи механизма практически осущ-ся власть и выполняются функции гос-ва.
Между функциями гос-ва и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того что механизм как раз и создается для выполнения функций гос-ва, послед¬ним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы гос-ва и учреждения вынуждены подстраиваться к из¬меняющимся его функциям.
Единый и целостный механизм гос-ва дифферен¬цируется (расчленяется) на составные части — органы, под¬системы. Между ними сущ-ет своя иерархия: различ¬ные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в гос-венном механизме, находятся в сложных отноше¬ниях субординации и координации.
Стр-ра механизма гос-ва изменчива и разно¬образна, но при всех условиях в него входят органы управл-я и органы принуждения.
Механизм современного гос-ва отличается высо¬кой степенью сложности, многообразием органов и учреж¬дений, подразделяется на крупные подсистемы.
К органам гос-ва примыкают гос-е уч¬реждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоц-е функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.
Под структурой гос-ва понимается гос-венный аппарат, организации, обеспечивающие выполнение функции, и люди, работающие в этих организ-ях.
Отличие гос-го механизма от гос-го аппарата:
- гос-венный механизм придает гос-венному аппарату определенную функциональную обусловленность и стройность, дополняя иерархические связи связями, обусловленными системой сдержек противовесов разделения властей;
- гос-венный механизм включает в себя те дополнительные элементы, которые выполняют свои функции не только за счет бюджета, но и за свои собственные средства (университет, регистрационная палата, казенные предприятия, а также с гос-х долей капитала РАО Газпром, РАО ЕЕС).
2. Субъективное
право – законный интерес
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"