Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"
Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
Рациональная легитимность основана на принципе рациональности, с помощью которого устанавливается политическая власть.
Можно выделить три уровня легитимности власти: идеологический, структурный и персоналистский.
Идеологический уровень основан на соответствии власти определенной идеологии.
Структурный уровень характеризует устойчивость политической системы общества, при которой отработаны механизмы формирования ее институтов.
Персоналистская легитимность есть одобрение населением конкретного властвующего лица.
В обществе и государстве должна господствовать власть права, основанная на свободе, культуре и интересах народа, отдельной личности.
Понятие легитимности больше по объему и включает в себя понятие законности. Легитимность характеризует систему: общество - право, а законность охватывает систему: 1) право - поведение субъектов общественной жизни и 2) право - нормативные акты. Если законность выступает свойством права, а последнее исходная для нее категория, то легитимность выступает за рамки права и способна его характеризовать с точки зрения конкретного общества. Законность ориентирует законодателя и правоприменителя на предмет уголовно-процессуального регулирования, а легитимность охватывает этот предмет с позиции “объекта” регулирования.
От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти. Идеальной легитимности В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам. Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность. Легитимность представляет собой форму поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления, либо государством в целом, либо его отдельными структурами. В одних политических системах власть может быть легальной и не легитимной, как, например, при правлении метрополий и колониальных государствах, в других - легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в-третьих, -- и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах. В качестве основных источников легитимности рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.
Билет 14 1. Форма гос-ва: понятие, элементы, виды и факторы влияния.
Форма – внешнее выражение сущности и содержания гос-ва.
ФОРМА ГОС-ВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму гос-го устройства и форму гос-го режима.
Форма гос-ва показывает особенности устранения и функционирования гос-в. Она включает в себя три института: форма правления, форма гос-го устройства и гос-венный режим. Под формой гос-ва понимают организ-ю гос-ной власти и её устройство. Форма гос-ва проливает свет на то, как организованна власть в гос-ве, какими органами представлена, порядок образования органов. От того, как организованна власть, зависит эффективность гос-го руководства. Форма гос-ва выступает в разных аспектах:
? порядок образования и организ-я высших органов гос-ной власти
? это способ территориального устройства
? это приёмы и методы осущ-я гос-ной власти
Различают монархии,
парламентарные и президентские
республики, унитарные и федеративные
гос-ва, демократические и
Все формы гос-ва - это внешнее выражение системы органов гос-ва, их деятельности, взаимоотн-й между основными элементами этой системы, в первую очередь между ее высшими и местными звеньями.
Гос-ва одного истор-го типа имеют многообразие форм, так как один и тот же господствующий класс в различных странах, на разных этапах может использовать разнообразные формы гос-ва. Обобщенно соотн-е типа гос-ва и его форм может быть выражено в двух вариантах: 1) один тип гос-ва не исключает многообразие форм; 2) одна форма гос-ва используется в гос-вах разных исторических типов. Сохранение одной формы гос-ва при смене его типа не означает, что в этой форме не происходит никаких изменений. Рабовладельческие, феодальные и буржуазные республики - это одна форма правления с весьма значительными различиями, ибо используются разными социальными силами и в разных условиях.
Вопрос выбора форм гос-ва существенно важен не только для тех сил, которые с помощью гос-ва организуют свое господство (лидерство), осущ-ют гос-венную власть. Он важен для всех социальных слоев общ-ва. Монархия или республика, их конкретные разновидности, унитарное или федеративное гос-венное устройство, демократические или антидемократические методы осуществление власти - выбор конкретных форм гос-ва предопределяет сис-му гос-х органов, принципы их организации и деятельности, а тем самым отражаются в жизни общ-ва в правовом и фактическом положении граждан, затрагивают их интересы.
На выбор
новых и изменение существующих
форм гос-ва оказывают влияние разные
внутренние и внешние факторы, включая
ступень и своеобразие экономич
Влияние внешних факторов на формы гос-ва может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях.
Фактором влияния на формы гос-ва может быть и географическое положение страны, ее размеры, национальный состав населения, особенности соц-ной структуры общ-ва, религия.
2. В конст-ции
РФ 1993 года права и свободы
человека и гражданина
1 – равноправие
и социальная справедливость(гр
2 – сочетание
личных и общественных
3 – постоянное расширение и углубление прав и свобод;
4 – соответствие между правами и обязанностями и их единство; 5 – расширение гарантий реализации прав и свобод по мере созревания для этого соц-но-экономических и других условий.
Права чел-ка и права гр-на отличаются по происхождению, способам защиты и др признакам. Права чел-ка – это его естественные права, принадлежащие ему по рождению; они неотчуждаемы, чел-ка нельзя лишить этих прав.
Принято основные права, свободы (и обязанности) подразделять на такие виды (группы):
1)личные (право на жизнь, здоровье, охрану достоинства, личная неприкосновенность, свобода совести);
2)политические
(право на объединение,
3)экономические
(свобода предпринимательства,
4)социально-культурные (право на образование, социальное обеспечение, право пользоваться достижениями культуры и т.д.).
Защита прав и свобод.
наиб. эффективна – судебная.
В РФ действ. законы, согл. которым люди м. обращ. за защитой таких прав, о кот. в законе не говорится
Совр. росс. законы разреш. обращ. за защитой своих прав в м/н орг-ции – если исчерпаны внутригос. способы.
Лекция Лясковского (установочная):
Права и свободы в законном смысле – мера возможного поведения, закрепленная в нормах права и гарантированная гос-вом.
Сфера свободы – предполагает социальное значение. Человек не м/б социально свободен в обществе (если только он не находится на необитаемом острове – там может быть свободным).
Свобода в юридическом смысле имеет субъективное начало.
Принцип собственности – субъективный, т.к. разная степень эффективности собственника: один владеет механизмом защиты, другой – нет.
Своблда – гарантируется гос-вом, как вид возможного поведения, закрепленного в нормах права.
Человек не может помешать другим людям, если понимает, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
Права и свободы в разных сферах: права человека; права гражданина; права личности.
Права и свободы человека – есть возможность проявления личности.
Классификация – начало 20 в., после организации ООН, в м/народных пактах 1966 г.: права гражданские (политические); права социально-экономические (на культуру, информацию, здоровье, экологию); права личные; права социально-культурные.
Механизм защиты:
- юрисдикционный (административно-судебный);
- неюрисдикционный
(профилактика
Способы защиты (по ГК РФ):
- признания права;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
- признания
оспоримой сделки
- признания
недействительным акта
- самозащиты права;
- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
- возмещения убытков;
- взыскания неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращения или изменения правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
- иными способами, предусмотренными законом.
Неюрисдикционные способы:
- самозащита;
- гарантия права на необходимую оборону;
- обоснованный риск;
- крайняя необходимость.
Механизм защиты распространен в реалистической школе права. (на-ер: сообщить о п/нарушении с целью его пресечения).
Субъективное
право – законный интерес любого
субъекта права (праву корреспондируется
юридическая обязанность в
Законный интерес – производная от стимула вступать в отн-ния – это неконкретизированное дозволение общего характера. (т.е. может привести к тому, что лицо вступает в п/отношения, а если п/отношения не реализуют его интерес, то лицо просто входит в отн-ния).
Законный интерес складывается из 4-х элементов:
1) благо материальное;
2) стремление к этому благу;
3) возможность достижения блага в средствах защиты;
4) постоянная обеспеченность при признании законного интереса.
(на-ер: получить
и сдать экзамен; быть
В законном интересе нет обязанности других лиц. Каждому надо доказать, что нарушается стремление к благу.
Субъективный закон может не обладать правосубъектностью. (на-ер: появляется представитель недееспособного лица: опекун, попечитель).
Законное право – жить в достойных условиях.
Защищая законное право надо обосновать мотивированно, что нарушается стремление к общему благу. (реализация принципа гласности, законное право на сохранение персональных данных).
3. 62. Правомерное поведение лица: понятие и виды.
Правомерное
поведение – это деяние
Признаки правомерного поведения:
1. находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект);
2. социально полезно, т.е. не противоречит общественным интересам и целям (содержательный аспект);
3. является осознанным, что составляет субъективную сторону.
(Объективная сторона укладывается в первые два признака).
Виды правового поведения:
по степени социальной значимости:
1) необходимое (служба в армии, забота о несовершеннолетних детях);
2) желательное (научное и художественное творчество, рождение детей в семье);
3) допустимое (отправление религиозных культов, акции протеста:
в зависимости от его мотивов (субъективная сторона).
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"