Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

Вопросы к госам по тгп.docx

— 139.23 Кб (Скачать файл)

во-вторых, обеспечение всеобщей доступности  и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу  которых относятся прежде всего медицинское обслуживание и общее образование;

в-третьих, создание для трудоспособного  населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных  доходов обеспечивать более высокий  уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования  и здравоохранения, достойный уровень  жизни в пожилом возрасте;

в-четвертых, формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность  максимально полной мобилизации  средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – обеспечение  высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых  социальных благ и услуг.

Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют  строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства  ресурсов и возможностей. Только в  этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором  экономического роста.

Последовательное осуществление  политики, базирующейся на указанных  ориентирах, предполагает переход к  модели “субсидиарного государства”, которое обеспечивает перераспределение  социальных расходов в пользу самых  уязвимых групп населения при  одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. При  таком подходе граждане, которые  обладают самостоятельными источниками  финансирования социальных потребностей, сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать практически все  расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование. В перспективе  значительную часть социальных благ этой категории граждан следует  предоставлять преимущественно  на конкурентной основе через предприятия  негосударственных форм собственности.

В то же время государство не должно ослаблять усилий, направленных на оказание социальной помощи, а также  предоставление ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения  и образования той части населения, которая без государственной  помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам.

Безусловным приоритетом в области  социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому предлагаемая Программа предусматривает опережающий  рост ассигнований на цели здравоохранения, образования и культуры по сравнению  с большинством других направлений  государственных расходов.

Реализация предлагаемой модели социальной политики требует осуществления  следующих мер.

Проблемы создания социального  государства в  России

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

Россия  еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

в России не создан "средний слой" собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

не  ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

снижен  уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи "профессиональных" идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики ("политика - дело грязное");

существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

в процессе освобождения российского  общества от тотального вмешательства  государства по инерции снижена  социальная роль государственности, то есть российское государство впало  в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 33.Легитимность и легальность государственной  власти в России.

В широком смысле легитимность —  это принятие власти населением страны, признание ее права управлять  социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной  правовыми нормами.

Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной  власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит  отражение и юридическое закрепление  в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации  гласит: «Носителем суверенитета и  единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный  народ». Значит, Конституция провозглашает  и определяет многонациональный  народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

Государственные органы приобретают  свойство леги-тимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод  государственного принуждения.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация  — насильственный противозаконный  захват власти каким-либо лицом или  группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов  или их фальсификация. Узурпировать можно и ле-гитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т. е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т, е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать  вг рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная — на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 34.Основные концепции  правопонимания

Право – одно из самых сложных  общественных явлений. Поиск правопонимания ведется многие века, и это вполне объяснимо. В правопонимание отражаются представление людей об обществе, о его критериях и духовных ценностях. И поскольку развивается человеческое общество, и изменяются условия жизни людей, их представления и идеалы, поскольку меняются и будут меняться представление о праве.

 История цивилизации знает  десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в  течение веков бились над разгадкой  феномена права, раскрытием его  сущности. Правовые теории прошлого  являлись завоеванием человеческой  культуры, стремлением научной мысли  проникнуть в самую сердцевину  человеческих отношений. К сожалению,  долгие годы мы относились  к этому наследию высокомерно.

 Право, как и государство является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно- организованном обществе, как основной нормативный регулятор общественных отношений.

 Учение о праве демонстрируют  огромное разнообразии подходов, оценок, результатов. И все же  можно констатировать, что все  представления о праве опираются  на общую основу: право для  людей всегда выступало как  определенный порядок в обществе. Но за этой общей основой  начинались различия.

 Многообразие учений о праве  касалось и содержания права,  и его формы. Когда речь идет  о содержании права как определенного  порядка в обществе, подразумевается,  чьи интересы в обществе отражает  и закрепляет этот порядок,  какие группы общества за этим  стоят, в пользу кого и против  кого направлен этот порядок.  Коротко говоря, под содержанием  права мы понимаем его социальное  качество, его служение тем или  иным общественным слоям.

Право, правовая действительность, правовая материя выступают, в трех проявлениях, в трех формах: во-первых, в форме  правосознания, идеи, представления  о праве; во-вторых, в форме правовых норм; в-третьих, в форме общественных отношений, порождающих правовые нормы  и, в свою очередь, испытывающих воздействие  этих норм. Правосознание —это часть общественной идеологии, та ее часть, которая связана с правом. Правовые нормы часть социальных регуляторов, возможно, наиболее важная часть. Наконец, правовые отношения — это одновременно источник правовых норм в результате их действия.

 Эта триединая сущность права  практически присутствует во  всех научных представлениях. Но  вот роль и значение каждого  из трех правовых начал оказываются  различными в различных правовых  школах. Происхождение, логика развития и содержание всей правовой действительности свидетельствует о том, что правовые нормы и системы права являются результатом «следования» субъектов правосознания и правотворчества за наиболее значимыми социальными проблемами и противоречиями, за потребностями в общественной практики.

 Все правовые, юридические явления  могут быть осознаны как проявление  социальной необходимости, как  естественный атрибут общественного  развития. Из этого можно сделать  вывод, что право и все правовые  явления действительно не имеют  и не могут иметь собственной  истории и не являются самодостаточной и саморазвивающийся идеей.

 Основное теоретическое и  практическое значение правопонимания и права состоит не в том, что это одна из форм выражения и отражения реально существующих явлений, вещей, а именно в том, что наше сознание не только отражает объективный мир, но и во многом творит, создает его. Правовые явления как продукт сознания, конструкция всякого правосознания.

 Вопрос о сущности права  остается в центре внимания  и современной правовой и политической  мысли, а понятие права и  сегодня – одна из основных  категорий общей теории права.  Ведь от понимания права, его  сущности зависит подход к  пониманию многих правовых и  иных социальных явлений, решение  очень важных как теоретических,  так и практических вопросов  жизни общества.

 Современные учения о сущности  права представляют собой конгломерат  отдельных концепций, направлений.

 Плюрализм (множество школ  и теорий) имеет свои причины.  В их ряду можно отметить;

. Возникновение теорий на различных  этапах развития общества, каждый  этап выдвигает свои проблемы, которые и отражаются в теориях  права;

. Связь теории права с разными  философским воззрениями.

. Обусловленность теорий национальными,  религиозными традициями, особенностей  формирования правовых систем  в той или иной стране.

. Школы и теории могут выражать  интересы разных социальных сил,  меняются интересы, меняются и  взгляды.

 

Обострение классовой борьбы приводит к появлению солидаризма в праве;

. Одной из важных предпосылок  множественности теорий является  сложность механизма правого  регулирования, который предполагает  наличие различных элементов:  норм права, юридических фактов, правоприменительных актов, в  том числе и судебных, влияние  на право и правовое регулирования правосознания, нравственности с их представлениями о добре и зле, справедливости, разумности, добросовестности.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"