Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Продолжая линию Конта, Дюги критиковал народный суверенитет и противопоставлял ему «синдикалистский федерализм» как новую политическую систему, призванную заменить традиционные либерально- парламентарные учреждения, обеспечить общественную солидарность и гармонию классов, предотвратить социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата.
Всеобщее «
представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество должно быть переустроено на основе синдикатов, которые станут политико-юридической формой и средством координации различных классов и социальных групп. В результате социальная борьба сведется к минимуму, и будет достигнуто примирение классов. «Мы отвергаем господство пролетарского класса, как и господство класса буржуазии», — писал Дюги.
Соединение синдикатов в федерацию, по Дюги, приведет к децентрализации, диффузии политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть распределится между различными синдикатами, а деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.
Дюги обвинял идеологов
18. Ранние формы права и государства
Ранние формы права:
1) обычаи (при первобытно-общинном
строе) – они закрепляли
2) индивидуальные решения,
3) представления о добре и
зле, мифы, легенды о поведении
герое как образец для
В связи с расслоением общества, появлением бедных и богаты, рабов, военачальников, воинов, князей, священников, ремесленников и др. создавались новые правила, появлялись новые обычаи, регулирующие новые общественные отношения. Постепенно происходило разделение норм по видам общественных отношений (имущественные, земельные, трудовые, уголовные и т.д.). Эти нормы стали той базой, на основе которой в последующем сложились соответствующие правовые нормы и отрасли права (превращение этих правил, обычаев в правовые нормы произошло в результате утверждения их князем, царем и защиты их от нарушения).
Правовые нормы складывались преимущественно тремя путями:
1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства
2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законы, указы, постановления и др.)
3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел)
- Происхождение и ранние формы государства
Возникновению государства предшествовал первобытнообщинный строй, который представлял собой негос. организацию общества.
Этапы первобытнообщинного строя:
1) собирательный – существовали
бродячие группы людей,
2) производящий – организованное
состояние человеческого
3) складывается устойчивое
Для родовой формы характерна первобытная демократия – власть осуществлял старейшина, который избирался всем взрослым населением; военачальник избирался на время войны; их власть опиралась на авторитет, личные качества, доверие; важнейшие вопросы решались на собрании рода.
Постепенно несколько родов объединялись в племена. Характерные черты догос. организации общества:
• племя имело свою территорию и имя,
• соплеменники говорили на одном языке, имели общие культовые обряды
• во главе племени стоял совет, состоявший из старейшин и военачальников рода, совет заседал публично
Постепенно развитие орудий труда, способов обработки земли, образование семей привело к расслоению общества, появились богатые и бедные семьи, военнопленных перестали убивать, их обращают в рабов, с возможностью обработки металлов появляются деньги, развивается торговля. Все это более усиливает имущественное неравенство людей, особенно со стороны вождей, военачальников, жрецов
Старая родовая демократия уступает место новой форме организации власти: власть переходит в руки более богатых, становится наследственной, образуются органы насилия – все это приводит к созданию специального аппарата управления.
Этапы образования государства:
1) переплетение родовых связей и государственных форм (существование родоплеменных органов власти на местах и гос. – властное управление из центра; разделение общества на богатых (на них распространялся гос. – правовые формы демократии) и бедных (они зависели от «хозяев»)
2) абсолютная власть монарха
– собственностью монарха
Отличие государства от родоплеменного образования:
1) разделение населения по
2) создание органов публичной власти, осуществляемой специальными людьми – управленцами (в родовом строе такого не было)
3) гос. власть вводила и
4) государство создало право – общеобязательные правила поведения, исполнение которых гарантировалось принудительной силой государства (в родовом строе отношения регулировались обычаями)
Закономерности возникновения государства:
1) возникновение государства – это длительный процесс
2) это объективный процесс, который не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц
3) государство
возникает, если усложнившаяся
соц. структура не может
4) государство – это результат внутреннего развития общества
5) однажды
возникнув, государство уже
Формы возникновения государства (2 точки зрения)
I) по способу производства
1) азиатский способ производства (Египет, Индия, Вавилон, Китай и др.) – процесс возникновения государства связан с необходимостью проведения масштабных соц. работ (в частности, ирригационных); эдесь устойчивыми оказались структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и пр.
2) рабовладельческая (Древние Афины, Древний Рим) – рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы
3) прафеодальная
(Германия, Россия) – связано с
завоеванием обширных чужих
II) евроцентристская
1) древнегреческая (афинская) – считается классической; процесс возникновения государства не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой (государство возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы
2) древнеримская – процесс возникновения государства осложнялся борьбой внутри господствующего класса (патриции и плебеи)
3) древнегерманская
– образование государства
44. Патерналистские функции
Принцип социальной государственности в деятельности современного государства ориентирует это государство на осуществление патерналистских функций по отношению к гражданскому обществу и отдельным группам субъектов гражданского общества. Государственный патернализм является результатом общественных ожиданий в постиндустриальном обществе и проявляется как недоверие к саморегулированию, особенно в сфере производства и распределения. Но во второй половине XX в. общественные ожидания, связанные с воздействием государства на темпы экономического роста, планированием, содействием научно-техническому прогрессу, оправдались далеко не полностью, породили отрицательные побочные последствия как для общества, так и для государства. На основе этой практики в теории разработана типология задач современного социального правового государства, выходящих за пределы осуществления минимальных функций1.
^ Социально-экономическая задача — это задача поддержания эффективности народного хозяйства и способствования формированию такой социальной структуры, которая исключала бы антагонистические противоречия между отдельными группами. Решение этой задачи достигается путем перераспределения национального дохода и государственного стимулирования экономического роста. При этом должны создаваться условия, способствующие наибольшей экономической активности наибольшего числа людей (трансформация либерального принципа Дж. Бентама в эпоху государственного интервенционизма). Экономический и социальный аспекты решения этой задачи неразрывны: социальная деятельность государства возможна только на базе эффективной экономики.
Экономическая политика государства осуществляется как стимулирующая бюджетная, кредитная и налоговая политика на основе экономического прогнозирования, как предоставле-ние субвенций в малоэффективных, низкорентабельных или слаборазвитых отраслях народного хозяйства, сохранение и развитие которых выгодно обществу в целом, как приоритетные затраты на развитие транспорта и инфраструктуры. Создание, а тем более расширение государственного сектора в народном хозяйстве признается крайней мерой по поддержанию уровня занятости населения. Неэффективность этой меры подтверждается периодическими реприватизациями в государственном секторе.
Таким образом, в социально-экономической сфере современное государство осуществляет две взаимосвязанные функции. Во-первых, государство содействует экономическому развитию (по меньшей мере, обеспечивает стабильность). Во-вторых, оно способствует максимальной активности (занятости) населения и обеспечивает социально слабым уровень потребления, соответствующий современным представлениям о человеческом достоинстве. Патерналистский характер этих функций заключается в том, что государство, или правительство, определяет (по меньшей мере, стремится определять) приоритеты экономического и социального развития. Роль гражданского общества здесь сводится к тому, что оно реагирует на эффективность осуществления этих функций, и в результате к власти приходят политические элиты то левой, то правой ориентации. Экономическая и социальная функции реализуются главным образом в социальном законодательстве и в деятельности исполнительной власти.
^ Задача содействия развитию культуры — это задача создания благоприятных условий для развития творческих способностей человека. Социальное правовое государство тратит на выполнение этой задачи часть государственного бюджета, сопоставимую с расходами на экономические программы. Экологическая задача — это задача защиты, восстановления и формирования среды обитания человечества, регламентации разумного использования экосистем, предотвращения их разрушения в эпоху научно-технического прогресса. Вмешательство государства в этих целях в общественные отношения, с одной стороны, необходимо, поскольку только государство может эффективно защищать окружающую среду и только оно в процессе сотрудничества с другими государствами способно нести бремя расходов на финансирование экологических программ.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"