Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

проблемы ТГП.doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

Продолжая линию Конта, Дюги критиковал народный суверенитет и противопоставлял ему «синдикалистский федерализм» как новую политическую систему, призванную заменить традиционные либерально- парламентарные учреждения, обеспечить общественную солидарность и гармонию классов, предотвратить социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата.

Всеобщее «индивидуалистическое» избирательное право Дюги предлагает заменить «органически» пропорциональным

представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое  общество должно быть переустроено на основе синдикатов, которые станут политико-юридической формой и средством координации различных классов и социальных групп. В результате социальная борьба сведется к минимуму, и будет достигнуто примирение классов. «Мы отвергаем господство пролетарского класса, как и господство класса буржуазии», — писал Дюги.

Соединение синдикатов в федерацию, по Дюги, приведет к децентрализации, диффузии политической власти, к политическому  и правовому плюрализму. Власть распределится  между различными синдикатами, а  деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.

Дюги обвинял идеологов народного  суверенитета в метафизике и схоластике, но сам выдвинул не менее фиктивное (в условиях классового общества) понятие  социальной солидарности.

18. Ранние формы права  и государства

Ранние формы права:

1) обычаи (при первобытно-общинном  строе) – они закрепляли выработанные  веками наиболее рациональные  варианты поведения людей в  определенных ситуациях, передавались  из поколения в поколение и соблюдались автоматически. Обычай являлся общим (нормативным) правилом повеления, который был адресован всем члена группы, действовал постоянно при определенных обстоятельства

2) индивидуальные решения, приказы,  указания (действовали в отношении конкретного индивида) – в последствии нередко такие решения использовались при аналогичных делах, становились обычаем

3) представления о добре и  зле, мифы, легенды о поведении  герое как образец для подражания, ритуалы, табу, религиозные правила  – они тесно связаны с обычаями, он имеют самостоятельное значение

В связи с расслоением общества, появлением бедных и богаты, рабов, военачальников, воинов, князей, священников, ремесленников и др. создавались  новые правила, появлялись новые  обычаи, регулирующие новые общественные отношения. Постепенно происходило разделение норм по видам общественных отношений (имущественные, земельные, трудовые, уголовные и т.д.). Эти нормы стали той базой, на основе которой в последующем сложились соответствующие правовые нормы и отрасли права (превращение этих правил, обычаев в правовые нормы произошло в результате утверждения их князем, царем и защиты их от нарушения).

Правовые нормы складывались преимущественно  тремя путями:

1) перерастание мононорм (первобытных  обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства

2) правотворчество государства,  которое выражается в издании  специальных документов, содержащих  юридические нормы, - нормативных  актов (законы, указы, постановления  и др.)

3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел)

 

- Происхождение и ранние формы  государства

Возникновению государства предшествовал  первобытнообщинный строй, который представлял собой негос. организацию общества.

Этапы первобытнообщинного строя:

1) собирательный – существовали  бродячие группы людей, связанные  совместным добыванием пищи и  взаимной защитой от внешних  опасностей (люди собирали и потребляли  естественные плоды природы); во главе группы стоял вожак;

2) производящий – организованное  состояние человеческого общества, обусловленное развитием производительных  сил (оружие, примитивные орудия  труда, первобытное земледелие  и скотоводство, естественное разделение труда между мужчиной и женщиной)

3) складывается устойчивое объединение  – род, имеющий внутреннюю  структуру органов, руководивших  жизнью и деятельностью общества

Для родовой формы характерна первобытная  демократия – власть осуществлял  старейшина, который избирался всем взрослым населением; военачальник избирался на время войны; их власть опиралась на авторитет, личные качества, доверие; важнейшие вопросы решались на собрании рода.

Постепенно несколько родов  объединялись в племена. Характерные  черты догос. организации общества:

• племя имело свою территорию и имя,

• соплеменники говорили на одном  языке, имели общие культовые  обряды

• во главе племени стоял совет, состоявший из старейшин и военачальников рода, совет заседал публично

Постепенно развитие орудий труда, способов обработки земли, образование семей привело к расслоению общества, появились богатые и бедные семьи, военнопленных перестали убивать, их обращают в рабов, с возможностью обработки металлов появляются деньги, развивается торговля. Все это более усиливает имущественное неравенство людей, особенно со стороны вождей, военачальников, жрецов

Старая родовая демократия уступает место новой форме организации  власти: власть переходит в руки более богатых, становится наследственной, образуются органы насилия – все это приводит к созданию специального аппарата управления.

Этапы образования государства:

1) переплетение родовых связей  и государственных форм (существование  родоплеменных органов власти  на местах и гос. – властное  управление из центра; разделение общества на богатых (на них распространялся гос. – правовые формы демократии) и бедных (они зависели от «хозяев»)

 

2) абсолютная власть монарха  – собственностью монарха признавалась  вся страна и населяющие ее  люди

Отличие государства от родоплеменного образования:

1) разделение населения по территории, а не по родственным связям

2) создание органов публичной  власти, осуществляемой специальными  людьми – управленцами (в родовом  строе такого не было)

3) гос. власть вводила и собирала  налоги

4) государство создало право – общеобязательные правила поведения, исполнение которых гарантировалось принудительной силой государства (в родовом строе отношения регулировались обычаями)

Закономерности возникновения  государства:

1) возникновение  государства – это длительный процесс

2) это  объективный процесс, который  не зависит от желания и  усмотрения конкретных лиц

3) государство  возникает, если усложнившаяся  соц. структура не может управляться,  а общественные противоречия  – разрешаться в рамках родового  строя

4) государство – это результат внутреннего развития общества

5) однажды  возникнув, государство уже никуда  не исчезает

Формы возникновения государства (2 точки  зрения)

I) по  способу производства 

1) азиатский  способ производства (Египет, Индия,  Вавилон, Китай и др.) – процесс возникновения государства связан с необходимостью проведения масштабных соц. работ (в частности, ирригационных); эдесь устойчивыми оказались структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и пр.

2) рабовладельческая  (Древние Афины, Древний Рим) – рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы

3) прафеодальная  (Германия, Россия) – связано с  завоеванием обширных чужих земель

II) евроцентристская 

1) древнегреческая (афинская) – считается классической; процесс возникновения государства не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой (государство возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы

2) древнеримская  – процесс возникновения государства осложнялся борьбой внутри господствующего класса (патриции и плебеи)

3) древнегерманская  – образование государства связано  с внешними завоеваниями; необходимость  управления завоеванными территориями  привела к трансформации народного собрания в собрание знати, а власть вождя – в королевскую власть.

44. Патерналистские функции государства

Принцип социальной государственности в  деятельности современного государства  ориентирует это государство  на осуществление патерналистских функций по отношению к гражданскому обществу и отдельным группам субъектов гражданского общества. Государственный патернализм является результатом общественных ожиданий в постиндустриальном обществе и проявляется как недоверие к саморегулированию, особенно в сфере производства и распределения. Но во второй половине XX в. общественные ожидания, связанные с воздействием государства на темпы экономического роста, планированием, содействием научно-техническому прогрессу, оправдались далеко не полностью, породили отрицательные побочные последствия как для общества, так и для государства. На основе этой практики в теории разработана типология задач современного социального правового государства, выходящих за пределы осуществления минимальных функций1.

^ Социально-экономическая задача — это задача поддержания эффективности народного хозяйства и способствования формированию такой социальной структуры, которая исключала бы антагонистические противоречия между отдельными группами. Решение этой задачи достигается путем перераспределения национального дохода и государственного стимулирования экономического роста. При этом должны создаваться условия, способствующие наибольшей экономической активности наибольшего числа людей (трансформация либерального принципа Дж. Бентама в эпоху государственного интервенционизма). Экономический и социальный аспекты решения этой задачи неразрывны: социальная деятельность государства возможна только на базе эффективной экономики.

Экономическая политика государства осуществляется как стимулирующая бюджетная, кредитная и налоговая политика на основе экономического прогнозирования, как предоставле-ние субвенций в малоэффективных, низкорентабельных или слаборазвитых отраслях народного хозяйства, сохранение и развитие которых выгодно обществу в целом, как приоритетные затраты на развитие транспорта и инфраструктуры. Создание, а тем более расширение государственного сектора в народном хозяйстве признается крайней мерой по поддержанию уровня занятости населения. Неэффективность этой меры подтверждается периодическими реприватизациями в государственном секторе.

Таким образом, в социально-экономической  сфере современное государство  осуществляет две взаимосвязанные  функции. Во-первых, государство содействует  экономическому развитию (по меньшей  мере, обеспечивает стабильность). Во-вторых, оно способствует максимальной активности (занятости) населения и обеспечивает социально слабым уровень потребления, соответствующий современным представлениям о человеческом достоинстве. Патерналистский характер этих функций заключается в том, что государство, или правительство, определяет (по меньшей мере, стремится определять) приоритеты экономического и социального развития. Роль гражданского общества здесь сводится к тому, что оно реагирует на эффективность осуществления этих функций, и в результате к власти приходят политические элиты то левой, то правой ориентации. Экономическая и социальная функции реализуются главным образом в социальном законодательстве и в деятельности исполнительной власти.

^ Задача  содействия развитию культуры — это задача создания благоприятных условий для развития творческих способностей человека. Социальное правовое государство тратит на выполнение этой задачи часть государственного бюджета, сопоставимую с расходами на экономические программы. Экологическая задача — это задача защиты, восстановления и формирования среды обитания человечества, регламентации разумного использования экосистем, предотвращения их разрушения в эпоху научно-технического прогресса. Вмешательство государства в этих целях в общественные отношения, с одной стороны, необходимо, поскольку только государство может эффективно защищать окружающую среду и только оно в процессе сотрудничества с другими государствами способно нести бремя расходов на финансирование экологических программ.


Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"