Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".

Файлы: 1 файл

Вопросы к госам по тгп.docx

— 139.23 Кб (Скачать файл)

Вопрос №30.Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат представляет собой совокупность органов и  должностных лиц, с помощью которых  осуществляются управленческие функции  государства.

Деятельность государственного аппарата направлена на разработку и принятие общеобязательных правил поведения (юридических  норм), использование их в процессе социально-политической регуляции, обеспечение  эффективности системы юридических  гарантий и санкций. Признаками государственного аппарата являются:

-формируется по воле государства  с целью реализации целей и  задач, стоящих перед государством;

-от своего имени государство  разрабатывает, принимает, наделяет  юридической силой правила поведения  общезначимого, общеобязательного  характера;

-обладает монополией на государственное  принуждение;

-в основу формирования и функционирования  государственного аппарата положен  профессиональный принцип (сотрудники  государственного аппарата осуществляют  свои полномочия на профессиональной  основе и не занимаются иной  возмездной общественно-полезной  деятельностью кроме как управленческой);

-государственный аппарат включает  органы государственной власти  и материальные придатки (армию,  полицию, налоговую и таможенную  службу), необходимые для обеспечения  реализации государственно-властных  предписаний.

Формирование государственного аппарата осуществляется путем создания органов  государственной власти, деятельность которых непосредственно связана  с реализацией функций государства. В настоящее время, наиболее распространенными  способами замещения управленческих должностей являются выборы и назначения. Как правило избираются депутаты законодательных собраний и главы государств - президенты (при республиканской форме правления), однако в ряде случаев предусматривается выборный порядок замещения должности монарха.

Назначение в отличие от выборов  осуществляется не всеми дееспособными  гражданами, а индивидуальными либо коллективными органами. Например, Президент России может в индивидуальном порядке решите вопрос о назначении министра обороны, министра внутренних дел, а в исключительных случаях и Председателя Правительства. Если решение принимается коллегиальным органом, то в отношении кандидата на должность проводится голосование. Напри­мер, назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В большинстве случаев назначение не предполагает альтернативы. Если представленный кандидат не утверждается на должность, то либо представляется новая кандидатура, либо обсуждение и голосование по поводу той же кандидатуры проводится еще раз. Например, Президент России выносит на обсуждение Государственной Думы кандидатуру возможного Председателя Правительства. В случае если Государственная Дума отклоняет представленную кандидатуру, Президент может в течение недели представить Думе нового кандидата, либо оставить прежнего (ст. 111 Конституции РФ).

Основными принципами функционирования государственного аппарата являются законность, демократизм, централизм, профессионализм, взаимная ответственность государства  и гражданского общества и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 32.Принцип разделения властей и современное Российское государство

 

В советской и постсоветской  юридической науке принцип разделения властей ни сам по себе, ни как  признак правового государства  не привлек к себе столь широкого и пристального внимания, как это  имело место на Западе.

Как известно, до начала «перестройки» (весна 1985 г.) о теории, или принципе разделения властей, если и говорилось, то в основном с сугубо академических  позиций или в критическом  плане. Со ссылкой на классиков марксизма-ленинизма  утверждалось (и не без оснований), что в западных странах, в частности  в США, эта концепция применяется  господствующим классом буржуазии  лишь в той мере, в какой она  соответствует сложившимся отношениям.

С началом «перестройки» и вплоть до нынешних дней о теории разделения властей с изначального благословения  власть имущих, весьма чувствительных ко всему западному, а значит, безусловно цивилизованному, прогрессивному, говорят  и пишут довольно много, размашисто, по-пропагандистски ярко, идеологически доходчиво. Но среди массы в основном газетных, журналистского уровня публикаций— статей и пр. превалируют упрощенные, не аналитического и не критического плана издания. Повсеместно проводилась мысль о том, что наличие в государственном механизме России принципа разделения властей — это, безусловно, хорошо, а его отсутствие — это очень плохо. «Из-за отсутствия в нашей политической системе постоянно действующей, профессиональной сферы законодательной власти, разделения властей и механизма сдержек и противовесов, — писал в связи с этим один из авторов, — сосредоточения власти в едином центре, в партийных органах на различных уровнях и при бюрократической иерархиче­ской структуре организации процесса управления наше общество столкнулось с тем, что на каждом уровне власти высший руководитель..•

С принятием Конституции России 12 декабря 1993 г. в развитии, точнее, применении теории разделения властей в нашей  стране начался новый, третий период, который продолжается вплоть до настоящего времени.

Конституция РФ 1993 г. не только декларировала  принцип разделения властей, но и  довольно четко закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению  вопросов, их компетенцию.

Согласно Конституции, законодательным  и представительным органом Российской Федерации является Федеральное  Собрание — парламент. Он состоит  из двух палат — Совета Федерации  и Государственной Думы (ст. 94, 95).

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110).

Судебная власть осуществляется «посредством конституционного гражданского, административного  и уголовного судопроизводства) (ст. И 8). В системе государственных  органов, осуществляющих судебную власть, в конституционном порядке выделяются следующие.

Конституционный Суд Российской Федерации  выступает как судебный орган  конституционного контроля, «самостоятельно  и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».

Верховный Суд Российской Федерации  является «высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам подсудным судам  общей юрисдикции» (ст. 126 Конституции, РФ).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации выступает как высший судебный орган «по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами» (ст. 127 Конституции  РФ).

Формально-юридическом плане это означает, что судебная власть, так же как и законодательная, является относительно самостоятельной ветвью власти по отношению к исполнительной власти и по отношению друг к другу они оказывают сдерживающее влияние и уравновешивают друг друга.

Однако, как показывает опыт функционирования властей после принятия Конституции  России 1993 г., обладая относительной  самостоятельностью и сдерживая  в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.

В особенности это касается законодательной  и исполнительно-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с  другими ветвями и разновидностями  властей, неизменно доминирует президентская, а точнее, исполнительная власть.

Вo взаимоотношениях с судебной властью это предопределяется прежде всего тем, что президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст. 83 и 128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.

 

В отношениях с законодательной  властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право  роспуска Государственной Думы, право  назначения выборов в Государственную  Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в  Думу, подписание и обнародование  федеральных законов. Президент  обладает также правом вето на принимаемые  законы.

Согласно Конституции РФ, законодательная  власть имеет определенные рычаги обратного  воздействия («сдерживания«) на исполнительную власть. Среди них наиболее действенными считаются, например, такие, как полномочия Государственной Думы на решение  вопроса о доверии Правительству  России, право Совета Федерации на основе выдвинутого Государственной Думой обвинения против президента на решение вопроса об отстранении его от должности и др.

Данные и другие подобные им полномочия, несомненно, являются важными рычагами влияния законодательной власти на исполнительную власть и оказывают  определенное «сдерживающее» по отношению  к ней воздействие. Однако по своей  силе они заметно уступают средствам  воздействия исполнительной власти на законодательную.

Кроме того, некоторые средства сдерживания  исполнительной власти со стороны законодательной  в значительной мере нейтрализуются потенциальной возможностью применения обратных, более сильных мер.

В качестве примера можно сослаться  на ст. 103 Конституции РФ, которая  представляет Государственной Думе в качестве одного из средств влияния законодательной власти на исполнительную власть право давать (или не давать) согласие президенту на назначение Председателя Правительства России, а также право решать вопрос о доверии правительству. Это право, помимо того что является относительным, имеет еще одну, негативную по отношению к законодательной власти грань.

А именно в связи с выражением недоверия правительству или  в связи с отказом Государственной  Думы утвердить предлагаемую президентом  кандидатуру председателя Правительства  может возникнуть вопрос вообще о  дальнейшем существовании в данном составе самой Думы.

Так, в соответствии с Конституцией в случае выражения Думой недоверия  правительству и несогласия с  этим решением президента Дума  Вправе повторно выразить в течение трех месяцев свое прежнее мнение о правительстве. Однако в данном случае она рискует быть распущенной президентом, если он сочтет невозможным объявить отстав} правительства.

Государственная Дума может быть распущена  президентом и в другом случае. А именно, если она трижды отклонит представляемые € на рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства  РФ. В это случае президент сам назначает председателя правительства, распускает Думу и назначает новые выборы.

Таким образом, право законодательной  власти в лице Государственной Думы давать или не давать согласие на назначение Председатель Правительства, так же как и право на выражение недоверия  правительству как средство влияния  на исполнительную власть, является весьма относительным и довольно легко нейтрализуются исполнительной властью.

Такие «суперпрезидентские» полномочия предопределяют фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 32.Понятие и основные цели социального государства. Проблемы формирования социального государства в России.

Социальное государство - это правовое государство развитого гражданского общества, которое , соединяя в своей деятельности принципы свободы и равенства, социальной справедливости, надклассовости, реально обеспечивает социально-экономические права человека.

Социальное государство и правовое государство - единое целое в том  смысле, что социальное государство  это сторона правового государства., т.е. государства реальных прав человека, среди которых есть социально-экономические  права (право на труд, справедливые условия труда, социальное обеспечение, достойный человека прожиточный  минимум и др.), обеспечение реальности которых - задача социального государства.

Социальное государство - надклассово, в том смысле, что оно направлено на организацию нормальной жизни  и развития всего общества в целом, оно защищает права, свободы, законные интересы всех его граждан, народов, является орудием снятия социальной напряженности в стране.

Социальное государство - это государство  развитого гражданского общества (создающего материальные блага ,иные ценности ), являющегося условием существования и развития социального государства, развитое гражданское общество как бы обратная сторона социального государства, последнего без первого не бывает.

Социальное государство нивелирует неоправданные социальные различия, обеспечивает достойные условия  существования своих граждан, социальную защищенность населения, участвуя в  производстве и распределении экономических  благ, оно вмешивается в свободную  экономическую деятельность ( в интересах всего общества в целом).

Социальное государство способствует формированию в стране т.н. «среднего  класса» ( часть общества, которая обеспечена в той мере, когда не ощущается потребность в необходимом, но и не богата настолько, что это вызывает у малообеспеченных слоев населения поползновение к разделу их собственности).

Цели социальной политики

Преобразования в социальной сфере  должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

во-первых, обеспечение максимально  эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и  потому объективно нуждаются в государственной  поддержке;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"