Система права и система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

В свой теме я постараюсь раскрыть основные направления системы права и системы законодательства, т.к. основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому - установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.).

Содержание работы

1. Введение - 3
2. Понятие системы права - 4-7
2.1. Реализация права - 8-12
2.2. Применение права - 13-14
2.3. Стадии применения права - 15-19
2.4. Акты применения права - 20-23
3. Система законодательства - 24-25
3.1. Пробелы в законодательстве. Применение
права по аналогии - 26-29
3.2. Юридический процесс - 30-34
4. Тенденции развития системы права и системы
законодательства - 35-37
5. Заключение - 38
6. Список использованной литературы - 39

Файлы: 1 файл

курсовая раб.docx

— 162.05 Кб (Скачать файл)

10. Уголовно-процессуальное  право объединяет нормы, определяющие  порядок производства по уголовным  делам. Нормы данной отрасли  регулируют деятельность органов  дознания предварительного следствия,  прокуратуры, суда и их взаимоотношения  с гражданами при расследовании,  в ходе судебного разбирательства  и при разрешении уголовных  дел. 

11. Исправительно-трудовое  право регулирует отношения, складывающиеся  при исполнении мер уголовного  наказания и связанные с исправительно-трудовым  воздействием. Нормы этой отрасли  устанавливают порядок отбытия  осужденными назначенной им меры  уголовного наказания, а также  регламентируют деятельность по  исправлению осужденных при отбытии  наказания.

 

Основания классификации норм по отраслям: Предмет  и метод правового регулирования.

Предмет и  метод правового регулирования  — это наиболее существенные основания  для деления системы права  на отрасли. Предмет правового регулирования— это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной  основой, которая вызывает к жизни  право и вносит в него системообразующие  признаки.

Каждая отрасль  объединяет такие правовые нормы, которые  регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих  от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим  отличие одной отрасли права  от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими  отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права  регулируют отношения, связанные с  исполнительными функциями государственной  власти, а нормы гражданского права  определяют порядок имущественных  связей в государстве.

Предмет правового  регулирования — это качественно  однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования  является главным основанием для  распределения правовых норм по отраслям права. При указании на отрасль права  можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть «свой  предмет» т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений - конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «свое законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскому праву - гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).

Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования

Вторым, вспомогательным  основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового  регулирования. Под ним понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Метод правового регулирования - это  особый юридический режим, который  во многом ориентирован на способы  правового регулирования - дозволения, запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям уголовное; к обязываниям - административное.

Метод правового  регулирования состоит из следующих  элементов:

специфического способа взаимосвязи  прав и обязанностей между участниками  урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового  метода является "вертикальный" характер взаимного расположения субъектов  отношений, которые находятся в  состоянии власти и подчинения. В  гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, позиции; той или  иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В административном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве — из договора, в гражданско-процессуальном праве — по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо государственных органов, особых способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и иными способами; санкций, способов и процедур их применения.

Каждая отрасль права имеет  достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих  нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере  уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых  могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система  мер государственного принуждения  в остальных отраслях права также  носит специфический характер и  сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов  формируется метод правового  регулирования конкретной отрасли  права. При этом различное сочетание  способов, приемов правового воздействия  на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который  последовательно проводится через  все институты и нормы отрасли  и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей  сферы общественных отношений.

Общая характеристика отраслей права Российской Федерации

 

Отрасли права  Российской Федерации могут быть подразделены на три основных звена:

1. Профилирующие,  базовые отрасли, охватывающие  главные правовые режимы; базовая  отрасль всей системы - конституционное  право; материальные отрасли -гражданское,  административное; уголовное право,  соответствующие им три процессуальные  отрасли. Именно здесь, в этой  группе сконцентрированы главные,  первичные с правовой стороны  юридические средства регулирования.

2. Специальный  отрасли, где правовые режимы  модифицированы, приспособлены к  особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право,  финансовое право, право социального  обеспечения, семейное право,  право социального обеспечения,  семейное право, исправительно-трудовое  право. 

  1. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое, право, прокурорского надзора, морское право.

Вывод: В любом государстве право как регулятор общественных правовых отношений строится по определенной системе отраслей единого права. Без такой систематизации и законодателю, и науке, и учебным дисциплинам обойтись практически невозможно. Правовых норм в каждом государстве огромное множество. Поэтому для удобства пользования ими и для научной разработки определенных правовых образований необходима соответствующая классификация этих норм. Такая классификация ведется по отраслям права.

Вопрос о  системе права в нашей стране был и остается дискуссионным. Ему  были посвящены специальные научные  дискуссии в 1938-1941 гг. и 1955-1958 гг., затем  он всестороннее рассматривался в 1982 году. Итогом первой дискуссии стала выработка  положения о наличии в единой системе права основных отраслей, к которым были отнесены государственное, административное, гражданское, земельное, финансовое, трудовое, семейное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое право.

Однако процесс  теоретического осмысления системы  права невозможно остановить, как  и любой процесс познания. Предварительный  анализ литературы показал, на теоретические  представления о системе права  влияют существенные изменения в  жизни общества, достижения научно-технического прогресса, новые проблемы регулирования  определенных крупных групп правовых отношений, встававшие перед государством. Именно этим объясняется возникновение  таких новых отраслей права, как  право социального обеспечения, сельскохозяйственное (аграрное), жилищное, атомное, космическое, природоохранное  право и т.д. Не вызывает сомнения существование транспортного права, внутри которого четко выделяются право  железнодорожное, морское, автомобильное, воздушное.

С.С. Алексеев в своей работе по теории права  отметил, что именно при таком  подходе к системе права все  входящие в него отрасли можно  разделить на две группы: профилирующие (фундаментальные) и вторичные (комплексные).

Сегодня ситуация по вопросам классификации отраслей права регламентирована в ст. ст. 71, 72 Конституции РФ, выделяющей три  группы отраслей законодательства: 1) одноименных  с отраслями права; 2) комплексные отрасли законодательства; 3) отрасли законодательства «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности. В то же время есть мнение о том, что наиболее удобной классификацией отраслей права является деление права на частное и публичное, признанное правовыми системами всех европейских стран.

Таким образом, возможно отметить, что вопрос классификации  отраслей права стоит сегодня  так же остро и требует подробного рассмотрения.

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

 

Из изложенного, в курсовой работе можно сделать  вывод о следующем:

 Система  права - это внутренняя структура  права, состоящая из взаимосвязанных  норм, институтов и отраслей права.

Она обладает своими чертами:

- ее первичным  элементом выступают нормы права; 
          - ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;

- она обусловлена  социально-экономическими, политическими,  религиозными, культурными, историческими  факторами;

- имеет объективный  характер.

 Понятие  «системы права» не следует  отождествлять с понятием «правовая  система». Последнее шире по своему  объему и включает в себя, помимо  системы права, юридическую практику  и господствующую правовую идеологию.  Таким образом правовая система  и система права соотносятся  как целое и часть.

Отрасль права - это совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Отрасль наиболее крупное подразделение системы  права.

Таким образом, в  заключение хотелось бы заметить, что  сегодня в России идет процесс  становления частного права. Государство  встает на защиту тех договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности, приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам других лиц, т.е. субъект, частное право которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспози-тивного метода правового регулирования.

Принципиально новым феноменом в истории  российской системы права является наделение всех субъектов РФ правом издания законов, что приведет к формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема - коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.). Это значительно усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров и коллизий.

Российская  система права и система законодательства находятся ныне в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением их развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список использованной литературы.

 

  1. Конституция РФ. - М., 2005. - 40 с
  2. Алексеев С.С. Общая теория права. Ч. I.- M.: Юридическая литература, 1981.-С. 252-261
  3. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987 год.
  4. Карташов В.Н. Применение права. Иркутск, 1980 год.

   5. Мицкевич А.В. Соотношение  системы права и системы законодательства // ВНИИКЗ. М. 1987

    1. Пиголкин А.С. «Общая Теория Права», Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996 г.

   7.  Синюков В.Н. Российская правовая система. С. 1994.

8.  Аманацкий  Ю.В и др. Теория государства  и права схемы и комментарии.- Санкт-Петербург, 2000.-208 c.

9. Баглай  М.В. Конституционное право Российской  Федерации.- М., 2002.- 800 c.

10. Бахрах  Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. НОРМА, 2002.

11. Богуславский  М.М. Международное частное право  - М. Юрист, 2004.

12. Болтанова  Е.С. Земельное право.- М., 2003.- 192 c.

13. Веденин  Н.Н. Экологическое право.- М., 2000.- 336 c.

14. Гришина  И.И., Гришин И.П. Семейное право  - М. Городец, 2004.

15. Гапоненко  В.Ф. и др. Трудовое право.- М., 2003.- 463 c.

    16. Сенякин И.Н. Правотворчество  и законодательство. Курс лекций.   М. 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКОВСКИЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Информация о работе Система права и система законодательства