Система права и система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

В свой теме я постараюсь раскрыть основные направления системы права и системы законодательства, т.к. основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому - установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.).

Содержание работы

1. Введение - 3
2. Понятие системы права - 4-7
2.1. Реализация права - 8-12
2.2. Применение права - 13-14
2.3. Стадии применения права - 15-19
2.4. Акты применения права - 20-23
3. Система законодательства - 24-25
3.1. Пробелы в законодательстве. Применение
права по аналогии - 26-29
3.2. Юридический процесс - 30-34
4. Тенденции развития системы права и системы
законодательства - 35-37
5. Заключение - 38
6. Список использованной литературы - 39

Файлы: 1 файл

курсовая раб.docx

— 162.05 Кб (Скачать файл)

Правовая  система как философское понятие  — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных  и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его  составляющих, так и отдельные  составляющие не могут выполнять  самостоятельные функции вне  системы.

Сразу же следует  обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть выражения, нужно четко  различать два понятия - «правовая  система» и «система права». Первое - это взятые в единстве основные правовые явления данной страны - и  собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика. Понятие «правовая система» имеет  существенное значение для характеристики права той или иной страны. Обычно, в этом случае говорится о «национальной  правовой системе», например, России, Великобритании, Китая.

И вот в  отношении той или иной страны использование понятия «национальная  правовая система» очень важно потому, что в ней наряду с собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в  свою очередь зависит весь строй, «весь мир» правовых явлений.

Именно поэтому  признаку выделяют семьи правовых систем:

семья нормативно-законодательных  систем континентальной Европы - романо-германское право (в этих системах на первом месте  стоит закон);

семья нормативно-судебных, англосаксонских правовых систем - прецедентное право Великобритании, США (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент);

семья религиозно-традиционных, заидеологизированных  систем - мусульманское  право, советское право (здесь главную  роль играют религия, партийная идеология).

Второе же, система права, касается только самого права, его строения.

Право как  система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, система  права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному  усмотрению людей, поскольку обусловлена  реально существующей системой общественных отношений. Право должно отражать потребности  общества. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности  общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом  произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных  потребностей общественной жизни.

Во-вторых, для  системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать  изолированно. Их регулирующая сила состоит  во взаимосогласованности и общей  целенаправленности. Любой структурный  элемент, извлеченный из системы  права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.

В-третьих, система  права как целостное образование  охватывает все нормы, действующие  в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права. В системе права  действуют связи четырех уровней:

  1. между элементами нормы права;
  2. между нормами, объединенными в правовые институты;
  3. между институтами соответствующей отрасли права;
  4. между отдельными отраслями права.

Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

 

Основная цель этого понятия - объяснить  одновременно интегрирование и деление  нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом. Последнее, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет собственное содержание и источники развития. Особо здесь нужно подчеркнуть то, что структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней связана.

Чтобы познать  и освоить право как систему, необходимо выявить основания построения, критерии интеграции и дифференциации юридических норм. Для этого целесообразно использовать различные подходы и измерения, раскрывающие основные формы существования и логику развития правовой материи.

С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек. Производными в этом плане могут "быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество. Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие право как единое целое связи и те связи, которые обусловливают его деление на естественное и позитивное. Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, т.е. те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе. Позитивное право представляет собой систему норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

Эти же критерии лежат в основе дифференциации права на частное и публичное. Первое направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц, второе охраняет общие интересы государства.

Исторический  подход позволяет проследить весь путь становления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее элементов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное право).

Исторический  взгляд, раскрывая генетические связи  системы права, составляющие ее основу, одновременно позволяет проследить динамику изменений системы во времени  и пространстве. Это связано, в  частности, с развитием человека как индивида и члена различных  социальных образований. Здесь проявляются  влияние на право различных религиозных, идеологических, этнических факторов, соотношение между ними. В этом плане, например, выделяются системы мусульманского права, индусского права.

Системно-структурный срез обозначает пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбинаций юридических норм обусловлены структурированностью общественных отношений и целенаправленностью их правового опосредования. Структурные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линейное, матричное), по степени жесткости, связанности элементов и др. В определенные периоды развития общества и права на передний план выступает наиболее оптимальная структура. В настоящее время таковой является образование, включающее в себя нормы, институты, отрасли права.

Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Норма права  самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования  отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).

Институт  права - это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен - трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Общественные  отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании  общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношение, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее  распространены и полярны по своим  характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

 

Вывод: Таким образом, хотелось бы заметить, что сегодня в России идет процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности, приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам других лиц, т.е. субъект, частное право которого гарантируется государством.

 

3. Соотношение  системы права и системы

 законодательства

Систему права не следует отождествлять  с системой законодательства. Система  права, складывается объективно в соответствии с существующими в каждой конкретной стране видами общественных отношений, система же законодательства является результатом его целенаправленного  формирования и упорядочения.

Законодательство в широком  смысле - система нормативно правовых актов. В России среди нормативно-правовых актов высшей юридической силой  обладают законы. Поэтому понятие  законодательства имеет и узкую  трактовку. В собственном смысле слова законодательство - совокупность законов, принятых органами народного  представительства или непосредственно  самим народом (на референдуме).

Различия между системой права  и системой законодательства принято  видеть в следующем.

1. Исходным элементом системы  права является правовая норма,  а первичным элементом законодательства - нормативный акт. В этом смысле  структура права и структура  законодательства соотносятся как  содержание и форма. 

2. Право и законодательство различны  по объему: законодательство не  охватывает всего разнообразия  нормативности, с одной стороны,  а с другой - включает в себя  кроме формулировок норм и  иные элементы - технические, количественные  и т. д. 

3. Система законодательства отражает  систему права и строится на  ее основе. В этом смысле система  права имеет первичный, исходный  характер, а система законодательства - производный. Система права служит  объективной основой для системы  законодательства.

Систематизация, и прежде всего  кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли  имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных).

Законодательство, как и право, есть также система, а не просто механическая масса различных актов. Элементы системы законодательства тоже обладают признаками единства и различия, соподчиненности, дифференциации, способности к обособлению.

В отличие от структуры права  структура (система) законодательства. имеет не только отраслевое (горизонтальное), но и вертикальное (иерархическое) и  федеративное строение.

В основе федеративной системы российского  законодательства лежат два критерия: 1) федеративная структура государства  и 2) компетенция субъектов федерации  в области законотворчества.

Информация о работе Система права и система законодательства