Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа
В свой теме я постараюсь раскрыть основные направления системы права и системы законодательства, т.к. основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому - установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.).
1. Введение - 3
2. Понятие системы права - 4-7
2.1. Реализация права - 8-12
2.2. Применение права - 13-14
2.3. Стадии применения права - 15-19
2.4. Акты применения права - 20-23
3. Система законодательства - 24-25
3.1. Пробелы в законодательстве. Применение
права по аналогии - 26-29
3.2. Юридический процесс - 30-34
4. Тенденции развития системы права и системы
законодательства - 35-37
5. Заключение - 38
6. Список использованной литературы - 39
Как известно, Федеративным договором
от 31 марта 1992 года и Конституцией РФ
1993 года предусмотрено три типа субъектов
федерации: национально-государственный
тип (республики в составе РФ), административно-
В соответствии с этим законодательство
(в широком значениями этого понятия)
Российской Федерации состоит из
четырех уровней: 1) федеральное законодательство
(Конституция РФ, Основы законодательства
РФ и субъектов Федерации, Основы
политики РФ, федеральные законы и
иные нормативно-правовые акты федерации);
2) законодательство республик в
составе Российской Федерации (Конституции
республик, законы и иные нормативные
акты республиканского законодательства);
3) уровень краев и областей (нормативно-правовые
акты - Уставы, законы, решения, постановления
краевых, областных, городских Москвы
и Санкт-Петербурга представительных
органов, глав соответствующих администраций)
В основе отраслевой (горизонтальной)
системы законодательства лежат
два критерия: 1) система права
и 2) система отраслей государственного
управления. В соответствии с этими
критериями горизонтальная плоскость
системы законодательства расчленяется
на отрасли законодательства, соответствующие
отраслям права (конституционное право
- конституционное
Таким образом, отраслевая (горизонтальная) структура законодательства России состоит из образований разного уровня: надотраслевых массивов (комплексных отраслей), основных отраслей, подотраслей, институтов законодательства, нормативных актов.
В основе вертикальной (иерархической)
системы российского
Поэтому вертикальная структура отечественного
законодательства представляет собой
систему нормативно-правовых актов
Российской Федерации; от законов, принятых
высшими представительными
В сфере источников (форм в юридическом смысле) нашего права сейчас происходят сложные, во многом неоднозначные процессы. Правовая реформа внесла в эту область правовой системы большую неопределенность, даже анархию, чудовищное размножение одних и вымирание других, не менее ценных видов актов.
Основной юридический источник
(форма) российского права - закон, принятый
представительным органом государственной
власти либо непосредственным народным
волеизъявлением на референдуме. Длительное
время статус и значение закона в
отечественной правовой системе
принижались, выхолащивались потоками
подзаконного и ведомственного нормотворчества.
В настоящее время мы, вероятно,
находимся еще в самой
Прежде всего, необходимо уяснить
фундаментальный факт, что восстановление
полнокровного статуса закона находится
в тесной связи с системным
упорядочением и поддержкой всех
без исключения нормативных источников
правовой системы. В свое время, в
рамках политической, экономической
и правовой реформ с учетом засилья
подзаконного регулирования был
взят курс на резкое увеличение удельного
веса законов в общем нормативном
массиве правовой системы. Этот курс
стал осуществляться на основе упрощенного
понимания формулы “
Не вызывает никакого сомнения, что
в целом тенденция к введению
правового регулирования, особенно
его жизненно важных, принципиальных
сфер, связанных с правами человека,
развитием экономики, новых форм
жизнедеятельности в рамки
Каждый источник права - и закон,
и подзаконный акт, и индивидуальное
решение выполняют
Усмотрение социальной ценности закона как формы, которая чуть ли не сама по себе способна решать все проблемы, стоит только одним махом увеличить ее удельный вес в правовой системе - старый и любимый предрассудок нашей теории, с которым она до сих пор не хочет расставаться, но который на практике лишь подстегивает безудержное производство, инфляцию и быстрое обесценение законов. Каждая правовая система, каждая конкретная историческая ситуация знает меру законов как источников права. Формула этой меры в российской правовой системе - фундаментальная проблема отечественной науки. Скорее всего, эта мера ничего не имеет общего со схемой “чем больше, тем лучше”, когда приводятся ”аргументы” о количестве законов, принимаемых за одну сессию Конгрессом США. Сам подход к такой аргументации свидетельствует о поверхностности ”нового” правового мышления, когда даже сами юристы выводят прямые и упрощенные следствия из сравнения столь различных правовых систем и социально-исторических контекстов. Соотношение источников права закономерно не только для каждой правовой семьи, но и для их национальных разновидностей. Нарушение пропорций этого соотношения чревато потерей равновесия всей правовой культуры.
Проблема юридической силы закона
имеет во многом формальное истолкование
как вопрос непременного соответствия
закону всех издаваемых в стране нормативных
актов. Именно поэтому, на наш взгляд,
эта проблема стала фактически вечной,
ибо добиться абсолютного соответствия
многообразной практики, в том
числе и нормотворческой, изолированным,
отвлеченным и к тому же - как
правило, быстро устаревающим законам
заведомо нереалистично. Следует отметить,
что и сам подход к законотворчеству
в таком его истолковании вызывает
стремление сделать законодательство
(в узком его смысле) универсальным
центром правового
Вероятно, не случайно, что после провозглашения курса на резкое увеличение доли законов в правовой системе прежние ее пороки: неэффективность законодательства, юридический произвол на всех уровнях социальной организации, правовая незащищенность людей не только не были устранены, но, наоборот - многократно обострились.
В начале перестройки много писалось
о вреде подзаконного нормотворчества,
его корректирующей законодательство
роли. Безусловно, существует проблема
нарушения законодательства, в том
числе и через ведомственные
и правительственные акты. Однако
на этот вопрос можно и пора взглянуть
и с иной стороны. По мнению Синюкова
В.Н., перед нами, скорее всего, не столько
негативный, сколько весьма обнадеживающий
социальный феномен, свидетельствующий
о том, что подзаконная сфера
уже в период “застоя” занимала
самостоятельную позицию по отношению
к действовавшему законодательству,
что говорит о ее зрелости и
большей жизненной адекватности
по сравнению с любым иным видом
источников правовой системы. Если учесть,
что наши законы при всем к ним
уважении как классической юридической
форме не отличались адекватностью
ни до, ни, тем более, после политических
перемен в стране, то сфера подзаконного
регулирования скорее выглядит институтом,
спасшим правовую систему от окончательного
разложения и краха в результате
непродуманных массированных
Суть проблемы состоит не в устранении
или ограничении подзаконного регулирования
как такового вытеснении его большей
части регулированием законодательным,
а в изменении самого законодательства
как юридического и социального
института. Смысл такого изменения
- в придании российскому законодательству,
характеристик элемента национальной
правовой системы, в определении
его меры и удельного веса в
этой системе, которые не должны вести
к утратам структур подзаконного
регулирования. Подзаконные акты всегда
ближе к непосредственной социальной
практике, тоньше ее чувствуют, локализуясь
в среде профессиональной (ведомственной),
региональной или иной специфической
деятельности. Поэтому подзаконное
регулирование, нуждаясь, безусловно,
в устранении своих бюрократически-
Эффективность законодательства, положившего в свою основу общие юридические нормы, теснейшим образом связана с действенностью подзаконного и поднормативного регулирования, квалифицированности и ориентированности на закон юридической деятельности.
К формам, не менее приоритетным, чем закон, должны относиться уставы организаций и объединений самого различного - политического, экономического, творческого, научного характера, прошедшие соответствующую регистрацию; акты юридических сделок (договоры), юридическая сила которых, если они приняты в рамках закона, должна быть приравнена к силе последнего; судебные акты по конкретным делам; обычаи, имеющие ныне незначительный и неупорядоченный статус в правовом регулировании.
Не монополия закона как документа
“высшей” юридической силы, заведомо
господствующего над всеми
Российское законодательство - явление
историческое. Введение в него новых
элементов может быть полезным, если
будет проходить в виде ненасильственного
процесса. В этом плане нуждаются,
на наш взгляд, в сохранении и
укреплении центры ориентирования правовой
системы с параллельным избавлением
ее от прямого вмешательства
Следует также иметь в виду, что
неконтролируемый “взрыв” источниковедческой
базы права может повлечь далеко
идущие неблагоприятные последствия.
Безудержное наращивание
Информация о работе Система права и система законодательства