Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа
В свой теме я постараюсь раскрыть основные направления системы права и системы законодательства, т.к. основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому - установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.).
1. Введение - 3
2. Понятие системы права - 4-7
2.1. Реализация права - 8-12
2.2. Применение права - 13-14
2.3. Стадии применения права - 15-19
2.4. Акты применения права - 20-23
3. Система законодательства - 24-25
3.1. Пробелы в законодательстве. Применение
права по аналогии - 26-29
3.2. Юридический процесс - 30-34
4. Тенденции развития системы права и системы
законодательства - 35-37
5. Заключение - 38
6. Список использованной литературы - 39
шкалой естественного права. Принципиально иное место занимает юридический
процесс в англосаксонской правовой системе. Здесь судебные процедуры
явились основой развития правовой системы. Судьи должны были строжайшим
образом соблюдать все процессуальные правила при установлении фактических
обстоятельств рассматриваемого дела, но не были связаны какими-либо нормами
при вынесении решения по нему. Лишь постепенно стремление к единству и
непротиворечивости судебной практики привело к становлению прецедентного
права. Судебный прецедент стал основным источником права в Англии, т. е.
материальное право
В современной
правовой науке юридический
трактовку и связывается не только с правоприменением, но и с
правотворчеством. Законодательный процесс осуществляется на основе
соответствующего регламента и рассматривается как разновидность
юридического процесса, поскольку регламент содержит процессуальные нормы,
регулирующие порядок законодательной деятельности.
Юридический процесс - это урегулированный процессуальными нормами
порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в
подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений
общего или индивидуального характера.
В правовом
государстве или в
правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть
организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е.
по заранее установленным юридическим правилам.
Особенности
юридического процесса
это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-
вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано
процессуальными нормами; в-третьих, это деятельность, направленная на
принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального
(акты применения права) характера.
Юридический процесс - это сложная, длящаяся во времени деятельность,
состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную
последовательность. По содержанию он представляет собой цепь
взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений,
фиксируемых в соответствующих документах. Например, в ходе расследования
уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как
осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных
доказательств и т.д., и выносит различные процессуальные решения —
постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в
квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п.
При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя
процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно-
процессуального закона. На законодательном уровне регламентируются также
принятие законов в парламенте, рассмотрение дел об административных
правонарушениях, работа комиссий по назначению пенсий, деятельность всех
иных органов правотворчества и правоприменения.
По характеру
принимаемых решений
правотворческим и правоприменительным.
Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты.
Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих
процедур процессуальными
нормами существенно
органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума,
губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет
законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до
вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета
Федерации.
Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального
юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры
принятия правоприменительных решении многообразны. Они более просты для
органов и должностных
лиц исполнительно-
Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о
приеме работника на работу и т. п.). Наиболее сложны процедуры принятия
актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в
зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие
виды:
1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение.
Такая процедура предусмотрена, например, нормами Гражданского
процессуального кодекса (ст. 247-251);
2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических
споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);
3) процесс определения мер юридической ответственности (так, Кодекс
РСФСР об административных правонарушениях содержит раздел «Производство об
административных правонарушениях»
осуществляется по нормам
Уголовно-процессуального
В литературе
предлагается выделить еще
процесса - праворазъяснительный. Для этого есть некоторые основания: в ходе
право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические
решения - интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от
нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель
пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и,
следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического
процесса.
Специфические особенности имеет также производство по исполнению
правоприменительных решений:
судебных приговоров, решений по гражданским делам, постановлений об
административном аресте и других решений о применении мер государственного
принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность государственных
органов следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного
процесса.
Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку.
В системе российского права есть две процессуальные отрасли: гражданское
процессуальное и уголовно-
гражданское судопроизводство и предварительное расследование и
судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по
административным делам, связанным с применением мер юридической
ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер
государственного принуждения. В отечественной юридической науке высказано
мнение о том, что формируется новая отрасль - административное
процессуальное право. С этим следует согласиться, если учесть, что
совершенствование процессуального законодательства укрепляет правовые
основы деятельности должностных лиц и органов Российского государства,
способствует формированию административной юрисдикции. Таким образом, по
отраслевому признаку выделяются гражданский, уголовный и административный
процесс. Разновидностью гражданского процесса является арбитражный процесс.
Судопроизводство в
кодексом РФ.
4. Тенденции
развития системы права и
Основные направления развития и совершенствования права связаны с
социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране.
Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права,
обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни
человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции: 1) общие,
характерные для права в целом, включая систему права и систему
законодательства как две стороны одного целостного явления; 2) тенденции
развития структуры (системы) права; 3) тенденции совершенствования
законодательства.
К общим
тенденциям относятся
1. Постепенное изменение соотношения - «человек и право». С одной
стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой
системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы.
Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод
человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о
собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится
изменение методов правового регулирования: переход от императивных к
диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования
в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и
расширяется сфера действия частного права.
С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-
правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда
(свидетельство тому - установление предельных размеров садовых домиков,
бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание
отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема
прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.
2. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и
Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования
развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Значительное
развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как
договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.
3. Интеграция в российское законодательство в определенных случаях
общепризнанных принципов и норм международного права и международных
договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить
также об интеграционной тенденции законодательства стран - участниц СНГ в
экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.
В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать
такие.
1. Процесс постепенного накопления нормативного материала и
распределение его по структурным блокам - институтам, отраслям. Все более
заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как
Информация о работе Система права и система законодательства