Вывод: Совершенствование законодательства
- это установленная Конституцией форма
развития правовой системы; сфера практической
деятельности субъектов конституционных
отношений.
Российское законодательство вошло
в период крупномасштабной реформы.
Эта реформа связана, прежде всего,
с принятием нового законодательства
практически по всем отраслям права,
включая государственное.
Проблемы нашего законодательства,
давно известные теории и практике,
многократно обострились на фоне
резких изменений формы и содержания
источников права, политических и правовых
принципов регулирования ведущих отраслей.
Эти проблемы характеризуются, в основном,
следующими чертами.
1. Давно без видимого продвижения
на практике обсуждается вопрос
низкого качества законов и
иных издающихся нормативных
актов. Особенно неудовлетворительна
именно правовая сторона нормативных
актов, где правовое регулирование
часто подменяется политическими
учреждениями без соответствующих
юридических механизмов их реализации.
В законодательстве сохраняется много
противоречий, пробелов, дублирования
и т, д.
2 Данный вопрос упирается в
проблему недостаточно высокого
профессионального уровня нормотворческого
процесса. Сами методы юридических
нововведений подчас сомнительны.
Вместо скрупулезного анализа
практического опыта и продуманного
его учета при совершенствовании
правового регулирования проводятся
масштабные кампании по слому
и демонтажу чуть ли не целых
отраслей законодательства. Так,
со времен перестройки мы уже
переживаем третью или четвертую
волну фактической отмены многих
еще недавно принятых нормативных
актов.
Для любой правовой системы стабильность
- важнейшее условие ее эффективности.
Конечно, законодательство должно совершенствоваться,
особенно в условиях глубоких социально-экономических
реформ. Однако слишком частые и
не всегда оправданные Жизнью ломки
и нововведения дезориентируют граждан
и правоприменителей, дестабилизируют
правосознание населения, вносят сумятицу
в работу.
3. Вызывает много нареканий научное
обеспечение законодательной реформы.
Ее исследовательская база во
многих случаях поверхностная.
Апробация и экспертиза проектов часто
формальны, страдают политической тенденциозностью
и авторским протекционизмом. Нарушается
процедура подготовки и согласования.
Очень много всевозможных заимствований
без учета собственных достижений страны.
Игнорируется мнение практиков и т. д.
4 Значительно дезорганизована
сфера подзаконного регулирования.
С одной стороны, нарушения
Конституции и законов стали
почти обыденным делом, чему
не дается должного отбора
и оценки, а с другой - делается
необоснованный акцент на якобы
“прямое” действие Конституции
и законодательных актов связи
с чем пущено на самотек
создание системы подзаконного
регулирования, доводящей исполнение
законов до жизни, конкретных
правоотношений. Конечно, расчет
во всех случаях на ”прямое”
действие закона - утопия. Подзаконные
акты, детализирующие законы, нужны,
как необходимая профессиональная
и компетентная система юридической
практики, обеспечивающая реализацию
законодательства.
5. В стране не создано целостной
и эффективной системы юридической
и социальной адаптации нового
законодательства. О принятом акте
часто не знают те, кому он
адресован.
Правовая информация стала чрезвычайно
дорогой и малодоступной населению.
Многие коммерческие структуры юридического
профиля нацелены лишь на выкачивание
денег потребителей.
Раньше действовала приказная
система ”претворения”, ”внедрения”
законов в жизнь через административно-идеологический
аппарат. Теперь ее нет, она разрушена.
Однако отсутствие полноценной замены,
единого сквозного правообеспечения
на уровне как отдельных актов, так
и всей правовой системы сводит к
минимуму эффект даже от самых нужных
и прогрессивных законов.
6. Не добившись пока серьезного
улучшения культурной юридической
практики на новых демократических
принципах, мы лишь основательно
подорвали стабильность прежней
юрисдикционной сферы. Суть проблемы
часто не в отсутствии законов,
а в слабости механизмов юридической
деятельности, некомпетентности структур,
ответственных за их реализацию.
На фоне перечисленных проблем
в процессе реформирования отечественного
законодательства постепенно складывается
ряд узловых тенденций-направлений,
вокруг которых идет как борьба,
так и разрешение, постепенное
“рассасывание” накопившихся коллизий
и противоречий.
К числу таких тенденций можно
отнести следующие: 1. Изменение федеративной
структуры законодательства в связи
с распадом Союза ССР осуществлен
переход от союзно-республиканской
к федерально-республиканской структуре
законодательства. К настоящему времени
проведена работа по принятию российского
законодательства практически по всем
вопросам правового регулирования,
включая те, которые до декабря 1991
года входили в компетенцию союзных
органов власти и управления. Изменяется
в связи с этим действовавшая
структура законодательства бывшей
РСФСР: если раньше Федерация осуществляла
все текущее законодательство, то
с принятием Федеративного договора
1992 г. и Конституции 1993 г. по вопросам, отнесенным
к ведению федеральных органов, последние
издают законы РФ, а по вопросам совместной
компетенции - Основы законодательства
и Основы политики РФ, в соответствии с
которыми республики в составе РФ осуществляют
собственное правовое регулирование,
включая принятие законов и иных нормативных
актов.
Аналогичный механизм распределения
нормотворческих полномочий предусмотрен
и для отношений федерации
с краями, областями, городами Москва
и Санкт-Петербург, автономной областью
и автономными округами Российского
государства. Все это означает перераспределение
значительной части законодательных функций
от центра к регионам.
2. Изменение методов правового
регулирования: от использования
в большей степени императивных,
властных методов управления - к
диспозитивным, предполагающим возможность
участникам общественных отношений
самим определять свои права
и обязанности на основе целей,
закрепленных в законе. Изменение
методов правового регулирования
- важного системообразующего фактора
системы права и законодательства
- направлено на обеспечение самостоятельности
и свободы личности, гарантирование
условий для проявления инициативы,
творчества, предприимчивости.
3. Децентрализация правового регулирования:
передача части регулятивных
функций государства коллективным
и индивидуальным субъектам. Цель
этой меры - законодательное стимулирование
развития гражданского общества,
создание поля для самостоятельной
деятельности физических и юридических
лиц. В данном аспекте государство
переходит к большему использованию
своего рода ”мягкого” регулирования:
- предварительному санкционированию
локальных нормативных актов;
- использованию в законодательстве
в большей мере факультативных,
альтернативных, ситуационных, диспозитивных
норм;
- увеличению и структуре правовой
формы удельного веса договоров,
субсидиарного применения, аналогии
права как средств децентрализованного
регулирования.
4. Пересмотр действующего законодательства
с целью его очищения от
устаревших, малоэффективных нормативных
актов, улучшения законодательной
техники, повышения социальной
обоснованности норм. Наряду с развитием
основных традиционных отраслей законодательства
- гражданского, процессуального, административного
и т. д., идет активное формирование новых
комплексных его отраслей - законодательства
о земельной. реформе, об экономической
реформе, о приватизации, банках и банковской
деятельности и т. д. Такое направление
правового регулирования позволяет разрабатывать
целевые законодательные программы реформирования
различных сфер жизнедеятельности общества
на базе межотраслевых комплексных актов.
5. Инкорпорация в российское
законодательство норм международного
публичного права. Как известно,
по ранее действовавшей у нас
доктрине международное право
не входило в систему отечественного
права. Считалось, что акты
международного права - результат
соглашений между государствами,
в которых их участники брали
на себя обязательства привести
национальное право в соответствие
с взятыми по договору стандартами.
В настоящее время согласно
российской Декларации прав и
свобод человека и гражданина
1991 года общепризнанные международные
нормы, относящиеся к правам
человека, имеют преимущество перед
законами России и непосредственно
порождают права и обязанности
ее граждан.
4. Отрасли Российского права.
Отрасль
права - это главное подразделение системы
права, отличающееся специфическим режимом
юридического регулирования и охватывающее
целые участки, комплексы однородных общественных
отношений. Отрасль права не представляет
собой механическое объединение норм
из нескольких институтов. Это целостное
образование, характеризующееся рядом
свойств, признаков, не присущих правовым
институтам. В частности, отрасль права
регулирует общественные отношения, связанные
с осуществлением какой-либо широкой сферы
предметной деятельности общества, государства,
граждан и иных субъектов права. Например,
гражданское право регулирует все имущественные
и связанные с ними личные неимущественные
отношения, семейное право — отношения,
связанные с браком и принадлежностью
человека к семье. Трудовое право регулирует
отношения, в которые вступают рабочие
и служащие в процессе осуществления трудовой
деятельности в сфере производства. Способность
осуществлять правовое регулирование
обширной сферы общественных отношений
отличает отрасль права от любого правового
института, регулятивные функции которого
ограничиваются какой-либо сравнительно
узкой совокупностью отношений. Кроме
того, в отличие от института отрасль права
содержит исчерпывающий набор юридических
средств, методов правового воздействия,
устанавливаемых государством в процессе
регулирования отношений соответствующей
сферы.
Отрасль права
содержит полный набор юридических
средств, призванных обеспечить эффективное
действие как отрасли в целом,
так и каждого ее компонента на
уровне правовых институтов и конкретных
норм права. При этом для каждой отрасли
характерен специфический, только ей присущий
набор юридических средств правового
регулирования, что позволяет не
только объединять нормы права единое
целое, придавать им упорядоченный,
системный характерно и отличать
одну отрасль права от другой. В
крупных и сложных по составу
отраслях права имеется еще один
компонент — под отрасль права
— целостное образование, которым
регламентируется специфический вид
отношений в пределах сферы правового
регулирования соответствующей
отрасли права. Так, в гражданском
праве в качестве подотраслей
выделяют жилищное, транспортное, авторское,
наследственное право. Имеются подотрасли
в трудовом, уголовном и других
отраслях права. В отличие от правового
института под отрасль не является
обязательным элементом каждой отрасли
права. В небольших и тесно
консолидированных отраслях (например,
в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном
праве) подотраслей вообще нет. Таким
образом, система права представляет
собой совокупность действующих
норм права, объединенных по институтам,
подотраслям и отраслям в соответствии
с характером и спецификой регулируемых
ими общественных отношений.
Система права современного общества
объединяет следующие основные отрасли:
1. Государственное
(конституционное) право — это
отрасль права, закрепляющая основы
общественного и государственного
устройства страны, основы правового
положения граждан, систему органов государства
и их основные полномочия.
2.Административное
право регулирует общественные
отношения, которые складываются
в процессе осуществления исполнительно-распорядительной
деятельности органов государства.
3. Финансовое
право представляет собой совокупность
норм, регулирующих общественные
отношения в сфере финансовой
деятельности.
4. Земельное
право регулирует общественные
отношения в области использования
и охраны земли, ее недр. вод,
лесов, что является материальной
основой жизнеобеспечения человеческого
общества.
5. Гражданское
право - наиболее объемная отрасль
системы права, которая регулирует
разнообразные имущественные и
связанные Сними личные неимущественные
отношения. Нормы гражданского
права закрепляют и охраняют
различные формы собственности,
определяют права и обязанности
сторон в имущественных отношениях,
регламентируют отношения, связанные
с созданием произведений искусства,
литературы и т. д. Гражданским
правом охраняются и такие
личные неимущественные права,
как честь и достоинство гражданина
или организаций.
6. Трудовое
право — это отрасль права,
регулирующая общественные отношения
в процессе трудовой деятельности
человека. Нормы трудового права
определяют, например, условия приема
на работу, устанавливают рабочее
время и время отдыха, правила
безопасности условий труда.
7. Семейное
право — отрасль права, которая
регулирует брачно-семейные отношения.
Ее нормы устанавливают условия
и порядок вступления в брак,
определяют права и обязанности
супругов, родителей и детей по
отношению друг к другу.
8. Гражданско-процессуальное
право регулирует отношения, возникающие
в процессе рассмотрения судами
гражданских, трудовых и семейных
споров. Нормы гражданско-процессуального
права определяют цели, задачи, права
и обязанности суда при осуществлении
правосудия; закрепляют правовое
положение участников гражданского
процесса; регламентируют ход судебного
разбирательства; порядок вынесения
и обжалования судебного решения.
9. Уголовное
право представляет собой комплекс
норм, которые устанавливают, какое
общественно опасное поведение
является преступным и какое
наказание за его совершение
применяется. Нормы уголовного
права определяют понятие преступления;
устанавливают круг преступлений,
виды и размеры наказания за
преступное поведение и другое.