Системный подход в государственном и муниципальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - описать функционирование принципов теории систем в государственном и муниципальном управлении.
Объектом исследования стала общая теория систем.
Предметом – реализация принципов теории систем в процессе государственного и муниципального управления.
Задачи работы соответствуют цели. Среди главных из них выделим следующие:
Рассмотреть роль тектологии в общей теории систем и понятии «система» .
Изучить понятие «система» как смыслообразующее ядро общей теории систем.
Исследовать классификацию систем, предложенную Л. Берталанфи
Охарактеризовать социальные системы как объекты государственного -управленческого воздействия

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИСТЕМАХ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАУКЕ
7
1.1 Тектология как первая попытка приближения к определению понятия «система»
7
1.2 «Система» как смыслообразующее ядро ОТС: свойства и характеристика
14
1.3 Л. Берталанфи и его классификация систем
21
ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
28
2.1. структурация социальных систем как объект государственно-управленческого воздействия
28
2.2. Свойства социальных систем в управленческом контексте
36
2.3. Оценки эффективности управления в контексте системного подхода
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
51

Файлы: 1 файл

ОТС.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

- “принцип совместимости” (М. И. Сетров), фиксирует, что «условием взаимодействия между объектами является наличие у них относительного свойства совместимости”, то есть относительной качественной и организационной однородности» 12;

- “принцип взаимно-дополнительных соотношений” (сформулировал А. А. Богданов), дополняет закон расхождения, фиксируя, что «системное расхождение заключает в себе тенденцию развития, направленную к дополнительным связям” . При этом смысл дополнительных соотношений целиком “сводится к обменной связи: в ней устойчивость целого, системы, повышается тем, что одна часть усваивает то, что дезассимилируется другой, и обратно»,

- “закон необходимого разнообразия” (“Ashby’s Law of Requisite Variety”), сформулирован Уильямом Росс Эшби. Весьма образная формулировка этого принципа фиксирует, что «только разнообразие может уничтожить разнообразие.  Очевидно, что рост разнообразия элементов систем как целых может приводить как к повышению устойчивости (за счёт формирования обилия межэлементных связей и обусловливаемых ими компенсаторных эффектов), так и к её снижению (связи могут и не носить межэлементного характера в случае отсутствия совместимости или слабой механизации, напр., и приводить к диверсификации)» 13;

- “закон иерархических компенсаций” (Е. А. Седов) фиксирует, что «действительный рост разнообразия на высшем уровне обеспечивается его эффективным ограничением на предыдущих уровнях» 14. “Этот закон, предложенный российским кибернетиком и философом Е. Седовым, развивает и уточняет известный кибернетический закон Эшби о необходимом разнообразии”. Из данного положения следует очевидный вывод: поскольку в реальных системах (в собственном смысле этого слова) первичный материал однороден, следовательно, сложность и разнообразие воздействий регуляторов достигается лишь относительным повышением уровня его организации.

-- “принцип моноцентризма” (А. А. Богданов), фиксирует, что устойчивая система «характеризуется одним центром, а если она сложная, цепная, то у неё есть один высший, общий центр. Полицентрические системы характеризуются дисфункцией процессов координации, дезорганизованностью, неустойчивостью и т. д. Подобного рода эффекты возникают при наложении одних координационных процессов (пульсов) на другие, чем обусловлена утрата целостности» 15;

- “закон минимума” (А. А. Богданов), обобщающий принципы Либиха и Митчерлиха, фиксирует: «устойчивость целого зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент. Во всех тех случаях, когда есть хоть какие-нибудь реальные различия в устойчивости разных элементов системы по отношению к внешним воздействиям, общая устойчивость системы определяется наименьшей её частичной устойчивостью» 16

- “принцип внешнего дополнения” (выведен С. Т. Биром) «сводится к тому, что в силу теоремы неполноты Гёделя любой язык управления в конечном счёте недостаточен для выполнения перед ним задач, но этот недостаток может быть устранён благодаря включению „чёрного ящика“ в цепь управления. Непрерывность контуров координации достигается лишь посредством специфического устройства гиперструктуры, древовидность которой отражает восходящую линию суммации воздействий. Каждый координатор встроен в гиперструктуру так, что передаёт по восходящей лишь частичные воздействия от координируемых элементов (например, сенсоров)» 17.

- “теорема о рекурсивных структурах” (С. Т. Бир) предполагает, что в случае, «если жизнеспособная система содержит в себе жизнеспособную систему, тогда их организационные структуры должны быть рекурсивны» 18;

- “закон расхождения” (Г. Спенсер), также известный как принцип цепной реакции: активность двух тождественных систем имеет тенденцию к прогрессирующему накоплению различий. При этом  расхождение исходных форм идёт „лавинообразно“, вроде того, как растут величины в геометрических прогрессиях, — вообще, по типу ряда, прогрессивно восходящего» 19.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.«Система»  как смыслообразующее  ядро общей теории систем: свойства и характеристика

Существует  по меньшей мере несколько десятков различных определений понятия  «система», используемых в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования. Основной фактор, влияющий на различие в определениях, состоит в том, что в использовании понятия «система» есть двойственность: с одной стороны оно используется для обозначения объективно существующих феноменов, а с другой стороны — как метод изучения и представления феноменов, то есть как субъективная модель реальности

Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знании о природе и  обществе. Каждый объект, чтобы его можно было считать системой, должен обладать четырьмя основными свойствами или признаками (целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью).

 Система — «многоуровневая конструкция из взаимодействующих элементов, объединяемых в подсистемы нескольких уровней для достижения единой цели функционирования (целевой функции)» 20.

Система – «упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией» 21.

Уже это краткое  определение показывает, что понятие  системы предполагает такие понятия, как элемент и структура.

Элемент - « неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения) компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов» 22.

В настоящее  время в науке под элементами понимают любые объекты, связанные  с другими объектами в сложный  комплекс. Иначе говоря, понятие  “элемент” берется как относительное.

Работы в  области теоретических основ  системных исследований охватывают три аспекта (направления, проблемные области) исследований23:

-онтологические основания системных исследований объектов мира - системность как сущность мира в целом и его объектов; т.е. системностью обладают объекты окружающего мира (в данном случае термин «объект» понимается как обобщенный, нейтральный);

Примеры: Солнечная  система, Экосистема, Металлургический завод, Популяция животных, Отдельная  особь, Организм в целом и его функциональные подсистемы (нервная, кровообращения, пищеварительная), Клетка организма, атом.

-гносеологические основания системных исследований - системные принципы и установки теории познания24;

Примеры: классификация  Карла Линнея.  Карл Линней, шведский физиолог, был профессором медицины в университете города Упсала. Он заведовал большим ботаническим садом, который был нужен университету для проведения научных исследований. Люди присылали ему растения и семена со всего света для выращивания в ботаническом саду. Именно благодаря интенсивному изучению этой огромной коллекции растений Карл Линней сумел решить задачу систематизации всех живых существ — сегодня ее назвали бы задачей таксономии (систематики);  Геометрия Евклида, Теория колебаний, Экономическая теория и множество других наук и научных направлений.

-методологические основания – установление процессов, методов, правил системного становления (формирования) и познания25. Примеры: система Станиславского, технология обработки материалов, рецепты, алгоритмы работы программ, системы подготовки специалистов и др.

М. Месарович  и Я. Такахара в книге "Общая  теория систем" считают, что система  – «формальная взаимосвязь между  наблюдаемыми признаками и свойствами» 26.

Общая теория систем, как отрасль науки, может быть разделена на две, достаточно условные части27:

- теоретическую: использующую такие отрасли как теория вероятностей, теория информации, теория игр, теория графов, теория расписаний, теория решений, топология, факторный анализ и др.;

- прикладную, основанную на прикладной математической статистике, методах исследовании операций, системотехнике и т. п. Таким образом, ТССА широко использует достижения многих отраслей науки и этот “захват” непрерывно расширяется.

         Вместе с тем, в теории систем имеется свое “ядро”, свой особый метод — системный подход к возникающим задачам. Сущность этого метода достаточно проста: все элементы системы и все операции в ней должны рассматриваться только как одно целое, только в совокупности, только во взаимосвязи друг с другом.

         Плачевный опыт попыток решения  системных вопросов с игнорированием  этого принципа, попыток использования  "местечкового" подхода достаточно  хорошо изучен. Локальные решения,  учет недостаточного числа факторов, локальная оптимизация — на уровне отдельных элементов почти всегда приводили к неэффективному в целом, а иногда и опасному по последствиям, результату. Сформулируем основные системные принципы28.

- Первый принцип целостность — это требование рассматривать совокупность элементов системы как одно целое или, более жестко, запрет на рассмотрение системы как простого объединения элементов. Второй принцип интегративность - заключается в признании того, что свойства системы не просто сумма свойств ее элементов. Тем самым постулируется возможность того, что система обладает особыми свойствами, которых может и не быть у отдельных элементов. Третий принцип - максимум эффективности. Этот принцип постулирует, что весьма важным атрибутом системы является ее эффективность. Теоретически доказано, что всегда существует функция ценности системы в виде зависимости ее эффективности (почти всегда это экономический показатель) от условий построения и функционирования. Кроме того, эта функция ограничена, а значит можно и нужно искать ее максимум. Максимум эффективности системы может считаться ее основным принципом. Четвертый принцип  открытость - запрещает рассматривать данную систему в отрыве от окружающей ее среды как автономную, обособленную. Это означает обязательность учета внешних связей или, в более общем виде, требование рассматривать анализируемую систему как часть (подсистему) некоторой более общей системы. Пятый принцип – структурность. Согласившись с необходимостью учета внешней среды, признавая логичность рассмотрения данной системы как части некоторой, большей ее, — возможности (а иногда и необходимости) деления данной системы на части, подсистемы. Если последние оказываются недостаточно просты для анализа, с ними поступают точно также. Но в процессе такого деления нельзя нарушать предыдущие принципы — пока они соблюдены, деление оправдано, разрешено в том смысле, что гарантирует применимость практических методов, приемов, алгоритмов решения задач системного анализа.

        В зависимости от количества  учитываемых факторов и степени  абстрактности определение понятия "система" можно представлять и в

символьной  форме

         Любой элемент системы можно  рассматривать «как самостоятельную  систему (математическую модель, описывающую какой-либо функциональный  блок, или аспект изучаемой проблемы), как правило более низкого порядка. Каждый элемент системы описывается своей функцией. Под функцией понимается присущее живой и косной материи вещественно-энергетические и информационные отношения между входными и выходными процессами. Если такой элемент обладает внутренней структурой, то его называют подсистемой, такое описание может быть использовано при реализации методов анализа и синтеза систем. Это нашло отражение в одном из принципов системного анализа - законе системности, говорящим о том что любой элемент может быть либо подсистемой в некоторой системе, либо подсистемой среди множества объектов аналогичной категории. Элемент всегда является частью системы и вне ее не представляет смысла» 29.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Людвиг фон Берталанфи и его классификация систем

Людвиг фон  Берталанфи родился в 1901 г. недалеко от Вены. В 1926 г. он получил степень  доктора философии в Венском  университете, где проработал впоследствии до 1948 г., занимая должности сначала  доцента (1934), а затем и профессора. В последствии Л. Берталанфи продолжил свою научную карьеру в Северной Америке, сначала в качестве профессора и руководителя кафедры биологических исследований в Университета Оттавы (Канада), затем руководителя центра биологических исследований в больнице “Гора Синай и приглашенного профессора в Университете Южной Калифорнии в США, далее профессора теоретической биологии и научного сотрудника Центра передовых исследований в теоретической психологии в Университете Алберты (Эдмонтон, Канада) и, наконец, с 1969 г. профессора в Университете штата Нью-Йорк в городе Буффало в США. Берталанфи был биологом; его известная под названием теории открытых систем организмическая концепция нашла применение во многих сферах, включая бизнес и менеджмент, оказав на них общее влияние, которое “было намного больше суммы отдельных его составляющих”. Он был первым представителем европейского континента, разработавшим теорию биологических открытых систем, которая являлась центральной темой его публикаций, начиная с середины 1920-х гг. Теория открытых систем оказала глубокое влияние на восприятие, а следовательно и управление различными организациями. Она помогла созданию в 1950-1960-х гг. теории организации и управления и сохраняет актуальность для практики менеджмента в 1990-х гг. Л. Берталанфи является создателем представления об общей теории систем, контуры которой были намечены в его работах в конце 1930-х гг. В частности, его имеющая непосредственное отношение к этой теории идея о единстве науки по-прежнему широко обсуждается и в 1990-х гг. С 1950-х гг. и вплоть до своей смерти Л. Берталанфи занимался применением теории открытых систем и общей теории систем к общественным наукам, в результате чего возник так называемый системный взгляд на людей. Л. Берталанфи был одним из тех немногих ученых, оказавших значительное влияние на то, как представители западной цивилизации воспринимают свою связь друг с другом (на работе и вне ее) и с окружающим их миром.

Информация о работе Системный подход в государственном и муниципальном управлении