Системный подход в государственном и муниципальном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - описать функционирование принципов теории систем в государственном и муниципальном управлении.
Объектом исследования стала общая теория систем.
Предметом – реализация принципов теории систем в процессе государственного и муниципального управления.
Задачи работы соответствуют цели. Среди главных из них выделим следующие:
Рассмотреть роль тектологии в общей теории систем и понятии «система» .
Изучить понятие «система» как смыслообразующее ядро общей теории систем.
Исследовать классификацию систем, предложенную Л. Берталанфи
Охарактеризовать социальные системы как объекты государственного -управленческого воздействия

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИСТЕМАХ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАУКЕ
7
1.1 Тектология как первая попытка приближения к определению понятия «система»
7
1.2 «Система» как смыслообразующее ядро ОТС: свойства и характеристика
14
1.3 Л. Берталанфи и его классификация систем
21
ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
28
2.1. структурация социальных систем как объект государственно-управленческого воздействия
28
2.2. Свойства социальных систем в управленческом контексте
36
2.3. Оценки эффективности управления в контексте системного подхода
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
51

Файлы: 1 файл

ОТС.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 
 
 
Рис.1

 

 
            

 

 

 

 

 

 

       Государственная и муниципальная  управляемость, кроме того, связана  с другим важным свойством  системы – ее точностью. «Точность – это мера соответствия изменения какого-либо параметра (параметров) системы управляющему воздействию. Точность, иначе говоря, показывает, насколько полученный результат соответствует запланированному. Разность между действительными и требуемыми выходными параметрами (сигналами) называется ошибкой системы.

         Следующим важным условием государственной  и муниципальной управляемости социальной системы является ее способность претерпевать значительные энергетические или пространственно-временные изменения под воздействием малых изменений, т.е. система должна обладать усилительными свойствами по отношению к управляющему параметру (сигналу). Кроме того, в системе управления должны обеспечиваться передача, хранение и преобразование управляющих сигналов или управляющей информации.

Технологию  работы по анализу социальных систем с точки зрения управления можно  в крайне упрощенном виде представить как последовательность» 43:

- исследование реального состояния системы управления. Изучение организации с целью получения информации об осуществлении деятельности до появления затруднений;

- критика реального состояния системы управления. Перевод конкретного описания деятельности в абстрактное описание и нахождение с помощью концептуальных средств мест разрывов, которые обусловили возникновение затруднений в деятельности организации, функционировании системы управления. Формулируется абстрактное направление устранения или преодоления причин затруднений;

- перенормирование системы управления. Разработка конкретного набора действий, которые основаны на абстрактной формулировке причины затруднения, вносящие необходимые коррекции в систему управления и позволяющие устранить или преодолеть причины затруднений.

2.3. Оценки эффективности управления в контексте системного подхода.

     В  системе государственного  и муниципального  управления оценка  в рамках  системного подхода должна осуществляться, как минимум, относительно44:

- целей, практически осуществляемых в государственном, муниципальном  управлении, в увязке с целями, которые объективно детерминированы общественными запросами;

- целей, реализованных в управленческих процессах и результатах, полученных при осуществлении государственного управления (решений и действий);

- объективных результатов управления и их соответствия общественным потребностям и интересам;

- общественных издержек, ушедших на государственное управление в сравнении с объективными результатами, полученными вследствие управления;

- возможностей, заложенных в управленческом потенциале, и степенью их реального использования.

      На практике оценка эффективности  государственного и муниципального  управления осуществляется по  следующим направлениям45:

- оценка процесса выполнения;

- оценка результатов;

- оценка последствий;

- оценка экономической эффективности.

     При  оценке эффективности используются  различные методы: метод сравнений,  экспертные методы, моделирования  и др. Выбор типа оценки и методов оценивания зависит от целей управления, интересов организации или заинтересованной группы лиц, социально-политических условий, наличия необходимых ресурсов и многого другого. Всю совокупность исследований, направленных на оценку эффективности государственного управления, можно представить через две группы:

- научные исследования;

- традиционные формы оценки.

           Научные исследования осуществляются с использованием различных научных методологий и методик изучения социальных, экономических, политических процессов. Их применение приносит хорошие теоретические и практические результаты, но требует много времени и больших финансовых затрат.

При проведении научных исследований применяются:

- социологические опросы (анкетирование и итервьюирование);

- наблюдения (открытые и скрытые);

- экспертные оценки;

- моделирование;

- формирование контрольных групп;

- проведение экспериментов и др.

         В виду многомерности объектов  государственного, муниципального  управления при оценке эффективности  управленческих решений, широко  применяются методы многомерного  статистического анализа, позволяющие  не только группировать объекты  наблюдения в классы, рассматривать их в динамике, но и формировать качественные агрегированные показатели как для описания самих объектов, так и для мониторинга прогресса, отражающего результат управленческого воздействия. При этом особое внимание уделяют анализу влияния последствий управленческих решений (например, откликов на реформы), имея в виду не только непосредственные результаты принятого и реализованного решения, но весь комплекс последствий управления (последствий изменения), их влияние на все сферы общественной жизни.

         Наиболее распространенный метод,  который используется при оценке  эффективности управления, – метод сравнений. При этом используются различные виды сравнений: сравнение с плановыми заданиями, с прошлыми, с лучшими или средними за определенный период. Например, при оценке эффективности управления в отношении социально-экономического развития страны в разрезе годового или пятилетнего периода применяется сравнение фактических показателей с показателями, заложенными в годовом прогнозе или пятилетней программе социально-экономического развития. 
При оценке эффективности управления на уровне отдельного органа государственного, муниципального  управления в рамках теории Л. Берталанфи можно использовать моделирование, в основе которого используется построение специальных моделей, позволяющих получать оценку не только относительно функций, но и связанных с ними процессов. Например, можно использовать следующую модель, построение которой предполагает три этапа46:

- Первый этап – это организационное моделирование, когда строится функциональная и структурная модели органа государственного управления.

       Функциональная модель отвечает  на вопрос «что?», или какие  функции реализует орган государственной  власти, а структурная модель  – на вопрос «кто?», или кто именно реализует указанные в функциональной модели функции. Организационная модель имеет иерархическую структуру и может быть представлена на основе документов трех видов: «Положение об организационной структуре», «Положение о подразделениях», «Положение о должностных инструкциях».

-  Второй этап – это этап трансформации функциональной модели в процессную модель. На этом этапе отдельные функции представляются в виде последовательно взаимосвязанных процессов, отражающих их причинно-следственный характер, что осуществляется установлением для каждой функции входных и выходных параметров. На этом же этапе структурная модель трансформируется в ролевую модель. Процессная модель отвечает на вопросы: «что, кому, когда?», тем самым, определяя, какую роль в процессе играет определенная должность (государственный служащий на определенной должности). Система, состоящая из процессной и ролевой модели, представляет собой процессно-ролевую модель органа государственного управления, которая отвечает на вопросы: «что, кто, кому, когда?».

-  На третьем этапе дается количественное описание процессов, то есть строится количественная модель процесса, которая отвечает на вопрос: «сколько?».

Такой подход к  оценке эффективности государственных  управленческих решений дает возможность ее автоматизации. При этом обязательным условием является наличие количественной оценки результатов управления.

 

 

Выводы по главе 2.

    Ключевым  понятием в исследовании государственного управления является: «система». Социальные системы – это системы постоянно структурирующиеся. Это значит, что они -предполагают наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющих ее от других объектов.

 2. Наиболее важны для управления являются такие свойства социальных систем, как

    1. стабильный процесс подъема – устойчивый расцвет;
    2. стабильный процесс функционирования, эволюция – устойчивый рост;
    3. стабилизация в одной точке (на одном уровне) жизненного цикла - застой;
    4. стабильный процесс упадка – устойчивый кризис

 

3.С точкм зрения. системного подхода, оценка эфф-ти управления должна строиться с учетом :

  1. целей, практически осуществляемых в государственном, муниципальном  управлении, в увязке с целями, которые объективно детерминированы общественными запросами;
  2. - целей, реализованных в управленческих процессах и результатах, полученных при осуществлении государственного управления (решений и действий);
  3. - объективных результатов управления и их соответствия общественным потребностям и интересам;
  4. - общественных издержек, ушедших на государственное управление в сравнении с объективными результатами, полученными вследствие управления;
  5. - возможностей, заложенных в управленческом потенциале, и степенью их реального использования.

      На практике оценка эффективности  государственного и муниципального  управления осуществляется по следующим направлениям47:

- оценка процесса  выполнения;

- оценка результатов;

- оценка последствий;

- оценка экономической  эффективности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тектология  — научная дисциплина, разработанная  учёным-экономистом А. А. Богдановым в 20-х годах XX века, Автор объясняет процессы развития природы и общества на основе принципа равновесия, согласно которому все развивающиеся объекты природы и общества представляют собой целостные образования, или системы, состоящие из многих элементов. В работе впервые сформулированы основные положения системного подхода и теории самоорганизации систем.

 Система — «многоуровневая  конструкция состоящая из элементов,  которые взаимодействуют между  собой и объединяются в подсистемы  для достижения единой цели  функционирования. Этот концепт является смыслообразующим ядром всей теории систем.

Людвига фон Берталанфи - Австрийский биолог-теоретик, родоначальник  общей теории систем (ОТС), Главные  положения «общей науки целостности» были основаны на его наблюдении за тем, как системные понятия и принципы могут быть применены в разнообразных областях исследований. Параллелизм общих понятий или даже специальных законов в различных областях, пояснял он, является следствием того факта, что они касаются систем и что определенные общие принципы применимы к системам любой природы.

Ключевым понятием в исследовании государственного управления является: «система». Социальные системы – это системы постоянно структурирующиеся. Это значит, что они -предполагают наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющих ее от других объектов.

 

. Наиболее важны  для управления  являются такие  свойства социальных систем, как 

    1. стабильный процесс подъема – устойчивый расцвет;
    2. стабильный процесс функционирования, эволюция – устойчивый рост;
    3. стабилизация в одной точке (на одном уровне) жизненного цикла - застой;
    4. стабильный процесс упадка – устойчивый кризис

   

С точкм зрения. системного подхода, оценка эфф-ти управления должна строиться из :целей, практически осуществляемых в государственном, муниципальном  управлении, в увязке с целями, которые объективно детерминированы общественными запросами;- целей, реализованных в управленческих процессах и результатах, полученных при осуществлении государственного управления (решений и действий);- объективных результатов управления и их соответствия общественным потребностям и интересам;- общественных издержек, ушедших на государственное управление в сравнении с объективными результатами, полученными вследствие управления;- возможностей, заложенных в управленческом потенциале, и степенью их реального использования.

 

Выбранная мной тема важная потому что ……………….. и интересна мне потому что………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Системный подход в государственном и муниципальном управлении