Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:23, курсовая работа
Среди множества проблем, обсуждаемых в нашем обществе, стоит вопрос о высшей мере наказания – смертной казни. Нарушает ли она права человека, является ли она фактором, сдерживающим преступность? Месть ли это преступнику и если месть, то имеет ли общество право на нее? Ведь именно общество породило и преступность, и преступника… на эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели и граждане.
6.
АЛЬТЕРНАТИВА СМЕРТНОЙ
КАЗНИ
Смертная
казнь исключена, найдя ей замену. Альтернативной
казни служит пожизненное заключение.
Соответствующие нормы определены в законодательстве.
Но и здесь немало спорных вопросов. Прежде
всего можно ли назвать гуманной мерой
пожизненное заключение? Каких целей государство
стремится достичь, применяя его? Говорить,
что это средство исправления и перевоспитания,
неверно. Если человек перевоспитался,
его нужно освобождать из заключения,
а не держать в тюрьме всю жизнь. Говорить,
что тем самым обеспечивается безопасность
общества, тоже можно лишь условно, ибо
рано или поздно осужденный достигнет
того возраста, когда его общественная
опасность будет равна нулю. Так не является
ли пожизненное заключения пожизненным
мучительством? В праве ли государство
узаконивать пожизненное мучительство?
Нравственно ли это? Думаю, что нет! Можно
даже задаваться вопросом, что гуманнее
– расстрелять человека, совершившего
тяжкое преступление сразу после суда
или обрекать на медленную, мучительную
смерть?
7.
ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ
СМЕРТНОЙ КАЗНИ
Еще один вопрос, который мне хотелось бы проставить: каков круг лиц, на которых могла распространяться смертная казнь, с какого возраста человек мог подлежать этому наказанию? Законодательство многих стран решает его по-разному. Часть государств продолжают ее применять достаточно широко; некоторые полностью исключили ее из законов (к этому числу относится и Россия) или фактически не назначают это наказание в течение многих лет; наконец, ряд стран, не отказавшись от смертной казни, постепенно ограничивают ее применение. Сокращение реального применения смертной казни в России шло тремя путями: изменение законодательства, судебной практики и практики помилования. Известно, что всего лишь несколько десятилетий тому назад СССР (а, следовательно, и Россия) были в числе стран, входивших в пятерку государств, наиболее широко применявших смертную казнь. В годы, когда был введен действующий ныне Уголовный кодекс, число лиц, ежегодно приговариваемых к смертной казни, постоянно увеличивалось. Так, в 1961г. в Российской Федерации было вынесено 1890 смертных приговоров, в 1962г. – 2159. Однако после этого смертная казнь стала применяться значительно реже, а потом и вовсе отменена.
С начала 70-х г.г., с некоторыми колебаниями, число осужденных к исключительной мере наказания не превышало 500, а с середины 90-х г.г. установилось на уровне 150-160 человек. Изменилась и практика помилования осужденных этой категории. Так, если в 1988г. было помиловано 8,9% осужденных к смертной казни, то в 1992г. – 98,2%, в 1993г. – 97,3%, в 1994г. – 90,5%5. Не оправдывая такую практику массовых помилований, которая активно осуждалась в печати, скажем, что в 1995г. она претерпела существенные изменения из 56 рассмотренных дел удовлетворено лишь 5 ходатайств о помиловании. Тем не менее можно с уверенностью выявить несомненную тенденцию постепенного сокращения применения смертной казни в нашей стране – что привело к ее исключению. Это предусмотрено и нашей Конституцией. Анализ послереволюционной истории уголовного законодательства России, а также современного уголовного законодательства других стран позволяет выделить основные направления в изменении правовой регламентации смертной казни – введение отмены этого вида наказания.
Первый советский кодифицированный акт, предусмотревший систему наказаний по уголовному праву РСФСР, принятый постановлением НКЮ 12 декабря 1919г., лишь упомянул расстрел среди других видов наказаний, никак не регламентировав его применение и не предусмотрев каких-либо исключений для осужденных.
Уголовный
кодекс РСФСР 1922г. в первоначальной редакции
никаких ограничений в применении смертной
казни, с точки зрения демографических
признаков, субъектов преступления не
устанавливал. Однако, менее чем через
два месяца после его введения в действие
декретом ВЦИК от 27 июля 1922г., ст. 33, предусматривающая
высшую меру наказания – расстрел, была
дополнена примечанием, в котором говорилось,
что эта мера не может применяться к лицам,
не достигшим в момент совершения преступления
18-летнего возраста. Данная норма без всяких
изменений действовала и до недавнего
времени. Применение смертной казни к
несовершеннолетним было запрещено и
рядом резолюций Организации Объединенных
Наций. Например, ст. 6.5 Международного
пакта о гражданских и политических правах,
принятого резолюцией 2200А Генеральной
Ассамблеи Организации Объединенных Наций
от 16 декабря 1966г.; ст. 3 резолюции 1984/50 Экономического
и Социального Совета Организации Объединенных
Наций от 25 мая 1984г.: "Меры, гарантирующие
защиту прав тех, кто приговорен к смертной
казни", а также Минимальные стандартные
правила Организации Объединенных Наций,
касающиеся отправления правосудия в
отношении несовершеннолетних (Пекинские
правила). Эти правила были приняты резолюцией
40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября
1985г.
7.1.
Ограничения применения
смертной казни к несовершеннолетним
Необходимо отметить, что большинство стран – членов ООН придерживаются рекомендаций о неприменении смертной казни к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте. Вместе с тем данная норма принята не во всех странах. Международная амнистия приводит список лишь семидесяти двух государств, установивших 18-летний возраст, а некоторые страны повысили возрастной барьер неприменения смертной казни до 20 лет (Болгария, Венгрия, Куба), до 21 года (Греция) и до 22 лет (Парагвай). Международная амнистия называет еще двенадцать стран, которые не допускают применение смертной казни к лицам, совершившим преступление в возрасте моложе 18 лет, поскольку они подписали некоторые соответствующие международные конвенции. Таким образом, 18 лет – это тот международный стандарт минимального возраста, при достижении которого возможно применение смертной казни. Однако, в ряде стран казни лица, совершившие преступления в возрасте моложе 18 лет, не только допускаются законом, но и применяются на практике (Бангладеш, Барбадос, Пакистан, США, Иран и Ирак).
В материалах ООН сообщалось, что признанный в большинстве государств возрастной барьер в законодательстве не установлен, но определен в 16 лет, в Южной Корее, Бирме, Судане, Индии, Иране, Малайзии, а в Зимбабве, Барбадосе и некоторых других небольших странах. В пятнадцати штатах США минимальный возраст установлен от 12 до 17 лет, а в одиннадцати штатах и федеральном округе – не установлен вообще. Таким образом, законодательство двадцати шести штатов США не соответствует международному стандарту, установленному ООН.
Как можно объяснить отказ целого ряда стран от запрета применять смертную казнь к несовершеннолетним? Сторонники применения смертной казни к несовершеннолетним ссылаются на то, что иногда эти лица совершают столь тяжкие или, как указывается в зарубежной литературе, "столь гнусные" убийства, что не заслуживают права жить среди людей, а, тем более, права на гуманное отношение.
Во
время обсуждения различных вариантов
проекта Уголовного кодекса Российской
Федерации раздавались голоса за снижение
возрастного барьера при применении, на
тот момент, смертной казни. Аргументы
были связаны также с тяжестью преступлений,
совершаемых несовершеннолетними. Кроме
того, указывалось, что, как показывают
исследования, большинство наиболее опасных
преступников начинали свою преступную
деятельность в несовершеннолетнем возрасте,
и чем раньше лицо начинает совершать
преступления, тем труднее оно поддается
исправлению. На основании сказанного
делается вывод, что вопрос о мере наказания
несовершеннолетних должен решаться индивидуально
в отношении каждого из них. Оценивая эти
доводы, нельзя не отметить их серьезность.
И все же нам кажется, что запрет на применение
исключительной меры наказания к тем,
кто совершил преступление в несовершеннолетнем
возрасте, следовало сохранить. Нельзя
не учитывать, что молодые люди еще не
достигли полной зрелости, не вполне контролируют
свои действия, в ряде случаев руководствуются
больше эмоциями, чем разумом. Их психика
еще не окрепла, личность не сформировалась
окончательно. В таких условиях предъявлять
к ним те же требования, что и ко взрослым,
вряд ли было бы справедливо. Ведь не даром
же закон устанавливает порог совершеннолетия
именно в возрасте 18 лет. И, наконец, самое
главное — соображение гуманизма. Несмотря
на всю тяжесть совершенных некоторыми
подростками преступлений общество должно
дать им шанс загладить, искупить свою
вину, показать, что они еще окончательно
не потеряны в этом мире для своих родственников,
для семьи, для своих будущих детей. Поэтому,
позиция уголовного законодательства
Российской Федерации по данному вопросу
представлялась правильной.
7.2.
Ограничения применения
смертной казни к пожилым
людям
Международные организации не раз высказывались за отказ от смертной казни пожилых людей. В августе 1988г. Комитет ООН по предупреждению преступности рекомендовал Экономическому и Социальному Совету ООН обратиться к тем государствам-членам ООН, где смертная казнь сохраняется, с просьбой установить "максимальный возраст, по достижении которого лицо не может быть приговорено к смерти и казнено". Такие нормы известны в некоторых странах. Так, в Монголии смертная казнь не распространяется на лиц старше 60 лет, в Гватемале и Судане – 70 лет. Напомним, что Уголовное уложение России 1903г. не допускало применения смертной казни к лицам старше 70 лет.
В уголовном законодательстве России не было установлено предельного возраста, по достижении которого виновный не может быть подвергнут смертной казни. При разработке проектов уголовного законодательства этот вопрос ставился. Так, в проекте Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик предусматривалось, что смертная казнь не может быть применена к мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 60-летнего возраста. Однако, в принятых основах эта норма не была сохранена. Многие ученые предлагали отказаться от применения смертной казни к лицам пожилого возраста. Так, И.И. Карпец считал возможным не применять смертную казнь к тем, кто старше 65-70 лет. Однако, он считал необходимым сделать исключение лишь для лиц, совершивших преступления против мира и человечества. Закон от 29 апреля 1993г. принял соответствующее решение и установил, что к смертной казни не могут быть приговорены мужчины старше 65 лет. Проект Уголовного кодекса Российской Федерации сохранил эту норму без изменений.
7.3.
Ограничения применения
смертной казни к беременным
женщинам и женщинам
вообще
Уголовный кодекс РСФСР 1922г., как указывалось, в первоначальной редакции не предусматривал никаких исключений для применения смертной казни. Но уже через несколько месяцев после его введения в действие, 7 сентября 1922г. декрет ВЦИК установил, что "высшая мера наказания (расстрел) не может быть применена к женщинам, находящимся в состоянии беременности, установленной врачебным исследованием". Быстрота, с которой была введена приведенная норма, свидетельствует о том, что законодатель просто устранил допущенный пробел закона, с самого начала не имея намерения применять смертную казнь к беременным женщинам. Не следует забывать, что Уголовный кодекс 1922г. был первым УК после революции. Те, кто составлял его, не имели опыта подготовки столь сложных документов и допускали различные просчеты. Поэтому неудивительно, что интересующая нас норма неоднократно изменялась и уточнялась. Согласно ст.22 Уголовного кодекса 1926г. "женщины, находящиеся в состоянии беременности, не могут быть приговорены к расстрелу". При утверждении Уголовного кодекса 1926г. в ст.23 было сказано, что не могут быть приговорены к смертной казни "женщины, находившиеся в состоянии беременности во время совершения преступления или к моменту вынесения приговора. Смертная казнь не может быть применена к женщине, находящейся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора". Нельзя не отметить, что каждый последующий кодекс предлагал все более точную редакцию. Если исходить из буквального текста примечания к ст.33 Уголовного кодекса 1922г., то "женщина могла быть приговорена к смертной казни, если она была беременна во время совершения преступления и даже во время вынесения приговора. Состояние беременности исключало лишь исполнение смертного приговора в отношении женщины", да и то было неясно, как надлежит поступить в дальнейшем, после родов. Уголовный кодекс 1926г. исключал вынесение смертного приговора беременной женщине. Следовательно, женщина, находившаяся в состоянии беременности в момент совершения преступления, не могла подлежать смертной казни и в дальнейшем. Однако УК 1926г. не давал ответа на вопрос: «Может ли быть приговорена к расстрелу женщина, забеременевшая после совершения преступления»? Если считать, что неприменение смертной казни определяется особым психофизиологическим состоянием беременной женщины, то в момент совершения преступления такого состояния еще не было. Тем более не ясно, как следует поступить с женщиной, беременность которой обнаружилась после суда, вынесшего ей смертный приговор. Не было и ответа на вопрос о том, как поступить, если женщина забеременела после совершения преступления, но родила ребенка до вынесения приговора; либо забеременела после вынесения смертного приговора, а затем родила еще до того, как было рассмотрено ее ходатайство о помиловании (известно, что осужденные к смертной казни часто ожидали решения своей участи по нескольку лет). Законом от 29 апреля 1993г. было внесено изменение в ст.23 Уголовного кодекса, в соответствии с которым исключалось применение смертной казни ко всем женщинам.
Необходимо
указать на своеобразное положение,
которое создалось в
После распада СССР, общесоюзное законодательство продолжало действовать на территории России в той части, в которой оно не противоречило российскому законодательству. Однако, в Уголовный кодекс РСФСР не были внесены соответствующие изменения о неприменении смертной казни ко всем женщинам. В таком случае, можно ли признать, что ст.40 основ уголовного законодательства не должна была применяться на территории России после распада СССР? Нам представляется, что данная норма, вступив в силу на территории России, стала частью российского законодательства. Неприменение ее ухудшило бы положение женщин, совершающих преступления. Новая редакция ст.23 Уголовного кодекса устранила в этой часто противоречие между ст.40 основ уголовного законодательства и Уголовным кодексом. Итак, в соответствии с российским законодательством смертная казнь не могла применяться ко всем женщинам. В законе, как известно, не мотивируются принимаемые решения. Однако, в юридической литературе соображения об исключении из законодательства возможности смертной казни женщин приводились задолго до принятия названных выше норм. Такое предложение вносил, в частности, И.И. Карпец, который мотивировал его, главным образом, соображениями гуманизма. Признав, что женщины иногда совершают и убийства, он отметил, что чаще всего они идут на это, будучи доведенными до отчаяния издевательствами своих мужей, сожителей и т.д. В практике встречаются, разумеется, и случаи достаточно тяжких преступлений, совершаемых женщинами, но бывает это весьма редко, а главное, на что обращает внимание И.И. Карпец, "ни при каких условиях нельзя забывать, что женщина – это мать, жена. Не сегодня, так завтра. Так начнем отказ от смертной казни с тех, кто дает нам жизнь".