Смертная казнь: "ЗА" и "ПРОТИВ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Среди множества проблем, обсуждаемых в нашем обществе, стоит вопрос о высшей мере наказания – смертной казни. Нарушает ли она права человека, является ли она фактором, сдерживающим преступность? Месть ли это преступнику и если месть, то имеет ли общество право на нее? Ведь именно общество породило и преступность, и преступника… на эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели и граждане.

Файлы: 1 файл

Смертная казнь ЗА и ПРОТИВ.docx

— 86.29 Кб (Скачать файл)

       За  что в законодательстве разных стран  и разных времен предусматривалась  смертная казнь? В основном, конечно  же, она была установлена за лишение  жизни другого человека, но эта  мера наказания также предусматривалась  за крупные хищения общественного, государственного и личного (частного) имущества. А на деле ею карались прежде такие преступления, как крупные хищения государственного, общественного и личного (частного) имущества. Во всяком случае, наше законодательство за хищение государственного и общественного имущества казнь предусматривало. Та же мера назначалась за взяточничество при отягчающих обстоятельствах. Общественное мнение в таких случаях обычно возмущают большие суммы преступной наживы. Отсюда и требование наказать пожестче и даже применить высшую меру. Получается, что преступник оказался «умнее» тех, кто призван собственность охранять. Это спорное суждение было высказано в истории английского уголовного права.

       В рамках проблемы смертной казни есть один принципиальный вопрос: что дороже: любое имущество, деньги или человеческая жизнь? Трудно не согласиться с тем, что человеческая жизнь, безусловно, дорога, поэтому от применения смертной казни за преступления имущественного характера нужно было уже давно решительно отказаться.

       В ряде стран высшая мера предусматривается  и за другие преступления, например, связанные с наркотиками. Но, как  известно, это не остановило стремительного распространения наркомании по всему  миру.

       Смертную  казнь человечество применяло и  за ересь, и за инакомыслие политического характера, а уж о разного рода ярлыках и говорить не приходится. И мы забываем, что не так давно расправы, кончавшиеся расстрелами, начинались именно с навешивания политических ярлыков. Это относится к истории не только нашей страны, но и многих других. Всплески репрессий и широкое применение смертной казни против действительных и мнимых противников в борьбе за власть завершали политические обвинения и преследования за несогласие противостояние религиозных групп. Поэтому, в первую очередь необходимо было отказаться от применения высшей меры наказания по политическим соображениям. Опасность сохранения смертной казни в законе, даже если она не применялась, заключалась бы в том, что в случае изменения политического курса исполнение смертных приговоров могло возобновиться.

       Казнь старшины Уилфреда Хокера в 1982г. после судебного разбирательства, длившегося всего один день и проходившего в упрощенном порядке, была первой казнью в Суринаме более чем за 50 лет. После смены правительства в 1984г. возобновились смертные казни на Маврикии, таким образом, закончился более чем 23-х летний период, в течение которого смертная казнь не применялась. Другими странами, где после 10-ти летнего или более продолжительного перерыва в последнее десятилетие были возобновлены смертные казни, являются: Бенин, Доминика, Гайана, Сент-Кристофор, Мевис и Сент-Люсия. Единственной гарантией того, что жизнь осужденного не будет зависеть от изменений политического курса, является закрепление отмены смертной казни в законодательстве.

       Особо стоит вопрос о применении смертной казни за преступления против мира и человечества. Долгий путь человечества к осознанию необходимости исключения войн, уничтожающих нации, народы, культуру привел к первому во всемирной  истории Суду Народов в Нюрнберге  над военными преступниками в 1946г. И смертная казнь была справедливым воздействием, вдохновителем и организатором войны за причиненное им зло. Кроме криминологических, рационально-научных аргументов против смертной казни существуют доводы философско-этнического характера. Жизнь, по выражению А.С. Пушкина – «дар бесценный», дана человеку провидением, дарована свыше и не земными силами, но какими бы всемогущими они не казались, никто не в праве ее отнимать. Общество, государство устанавливают в какой степени можно ограничить свободу преступника, но жить или не жить человеку, они решать не должны.

       Особо следует подчеркнуть, что смертная казнь, как и любая смерть человека, имеет необратимый характер, а  судебные ошибки, как известно, неизбежны, они всегда существововали, существуют и, к сожалению, сохранятся в будущем. В результате, жизнь человека может оборваться вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств, случайной, но непоправимой ошибки. На протяжении последнего десятилетия имели место казни осужденных, чья виновность вызывала серьезные сомнения. Были и случаи освобождения из-под стражи после того, как пересмотр дела показал, что осуждение ошибочно. Определить количество казненных, оказавшихся невиновными, невозможно (в исследовании, опубликованном в 1987г., отмечалось, что в США только в нынешнем веке преданы казни 23 невиновных человека). После смерти осужденного судебный контроль или расследование с целью выявления возможной ошибки проводятся редко. Исследования, проведенные в США в 1987г., показало, что в период с 1900г. по 1985г. 350 человек, осужденных за преступления, наказуемые смертной казнью, были в действительности невиновны. По большинству дел выявление новых доказательств привело к оправданию или смягчению приговоров, правда, часто спустя многие годы после первоначального осуждения. В ряде случаев смертная казнь была остановлена буквально за несколько минут до приведения приговора в исполнение; 23 невиновных казнены. Не подлежит сомнению, что единственная гарантия против таких ошибок – отмена смертной казни.

       Проблема  смертной казни была оценена и с общеправовых позиций.

Следует признать, что мы по-прежнему живем  в обществе с перевернутыми правовыми  представлениями, которые сформулированы в прошлые десятилетия. Вряд ли возможно однозначное отношение к смертной казни. Наверное, человечество пока не готово к решению этой проблемы. Современному миру известно, что права человека – не дар великодушного государства, они принадлежат человеку от рождения и одно из них – право на жизнь. Ныне это общепризнанное положение нашло свое отражение в Конституции РФ. Поэтому должно быть вполне ясно, что с точки зрения правовых принципов государство не может лишать человека жизни. Правовое государство не имеет права убивать от своего имени ( а приговор выносится от имени государства). Из положений теорий общественного договора, в частности из работ Ж.Ж. Руссо, следует, что люди, вступая в договорные отношения с государством, разумеется, не уступают ему права на распоряжение их жизнью. Законодатель, обращаясь к вопросу о смертной казни, не может игнорировать общественное мнение. И оно, естественно, тоже неоднозначно, поскольку различен уровень разных слоев населения, что надо учитывать. Однако сегодня опросы общественного мнения показывают, что от 50% до 80% населения нашей страны выступают против отмены смертной казни. Почему же в нашей стране так стойко высказываются за применение смертной казни? Тут, вероятно, несколько причин.

       Одно  из них – инерция этатического правопонимания, что еще долго  будет сказываться на оценке тех  или иных юридических институтов и средств. В недавнем прошлом  тоталитарном государстве свобода  человека и его самостоятельность необоснованно ограничивались законом, а точнее, инструкциями, распоряжениями, постановлениями. Государство «завладело» многими правами человека и гражданина, предельно свело их к минимуму.

       Другая  причина – социальный и политический патернализм. Он «вырос» как раз  на основе того, что государство  ущемляло суверенитет личности. Логика тут простая: если государство опекает своих граждан в одном (создает условия для отсутствия безработицы, следит за уравнительно-ущемительным существованием граждан и т.п.)., то почему оно не может проявить «заботу» в другом и наказывать исключительной мерой наказания тех, кто нарушает интересы попечителя (в большем числе случаев за государственные и, так называемые, хозяйственные преступления, когда человек пытается обмануть либо обокрасть своего благодетеля). Тут речь идет не о справедливости, а скорее о мести. Слова Тараса Бульбы подтверждают сложившуюся ситуацию, при обращении к сыну Андрею: «Я тебя породил, я тебя и убью».

       Право на жизнь – это первооснова  всех других прав человека, которое  никто не может отнять ни при каких  условиях. Безусловно, многие преступления заставляют содрогнуться от хладнокровности  и жестокости, с которыми они были совершены. В связи с этим встает вопрос, какого наказания заслуживают  такие «люди»? Но не надо спешить  с ответом. Думается, необходимо изучить  эту проблему глубже.

       Да, конечно, вина за конкретное преступление всегда лежит на человеке, который  его совершил. Он имел возможность  выбора, и он выбрал. Преступник должен быть наказан. Но еще есть и другая вина. Это отчасти вина общества, государства, семьи, не сумевших создать  атмосферы добропорядочности, уважения к человеку, научить ценить человеческую жизнь. Семья, школа, общественность, правоохранительные органы не привили этим людям необходимые навыки доброты, человеколюбия, нравственные принципы, которые не воспитали у них, чувство уважения к закону и т.д. Конечно, все это не может и не должно быть основанием для освобождения преступника от ответственности.

       Известно, что преступниками не рождаются, а становятся. Да и трудно себе представить  другое. Несомненно, надо брать во внимание такие факторы, влияющие на преступность, как воспитание и семейное положение, профессия, благосостояние населения, его культура и просвещенность. Конечно, невозможно предусмотреть все факторы, но необходимо создать определенную программу, в которую бы вошли  основные из них. И, думаю, что это  необходимо. В настоящее время  особую тревогу вызывает рост преступлений, совершенных несовершеннолетними. Отметим, что преступность несовершеннолетних растет в шесть раз быстрее, чем  само подростковое население страны. Анализ показывает, что подростки  стали наиболее криминально активной частью населения страны, при этом если вернуться к моменту применения смертной казни, они все равно не попадают под эту статью. Так, все-таки,  сдерживает ли  преступность высшая мера? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Так что же есть смертная казнь как  уголовное наказание дел общества – польза или зло? Зло – все то, что лишает человека дарованной ему природой жизни, ибо человек рождается на свет для созидания, а не для того, чтобы преждевременно, да еще насильственно лишать ее. И в этом общефилософском, гуманистическом смысле смертная казнь – зло. Но когда общество применяет к преступникам всякое наказание, и смертную казнь в особенности, оно тоже как бы исправляет само себе и тем самым очищается. Хотя польза через зло, не тот идеал, к которому должно стремиться человечество. Резкая и полная отмена смертной казни не может привести к положительным результатам. Гораздо положительнее постепенная, по мере повышения уровня цивилизованности отмена рассматриваемого вида правового ограничения. Важно, чтобы процесс отмены смертной казни не вызвал у общества желания, в некоторых практических ситуациях, сразу «браться» за данный исключительный вид правового ограничения. Проблему смертной казни важно рассматривать в широком контексте, во взаимозависимости всех социально-экономических, политико-правовых и духовно- нравственных факторов.

       19 ноября 2009г. Конституционный суд РФ своим Определением №1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999г. №3-П "признал невозможность назначения смертной казни". Суд мотивировал это тем, что положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999г. №3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого, с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, то есть на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.

       Из  вышесказанного следует, что общество должно жить по правилам, а не по исключениям… а решение проблемы смертной казни в России обозначено следующей фразой: «Казнить нельзя – помиловать»! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Бойков, А. О смертной казни. Законность, 1999. - №8.
  2. Баксян, А. Мораторий на исполнение смертной казни: вторая попытка. Российская юстиция, 1998.-№5.
  3. Вицин, С. Время казнить в России закончилось? Российская юстиция, 1999.-№3.
  4. Карпец, И.И. Высшая мера: за и против. Советское государство и право, 1991.-№7.
  5. Квашен, В.Е. Смертная казнь и общественное мнение. Государство и право, 1997.-№4.
  6. Малько, А.В. Смертная казнь: современные проблемы. Правоведение, 1998.- №1.
  7. Михмен, А.С. Пределы ограничения применения смертной казни. Государство и право, 1996.- №7.
  8. Михмен, А.С. Способы применения смертной казни: история и современность. Государство и право, 1997.- №1.
  9. Михмен, А.С. Эволюция законодательства о применении смертной казни. Законность, 1997.- №4.
  10. Малько, А.В. Смертная казнь как правовое ограничение. Государство и право, 1993.- №1. / А.В. Малько, - М.: Смертная казнь: за и против, 1989.
  11. Сурова, Л.Б. Проблема смертной казни в современном обществе. Государство и право, 1996.- №4.
  12. Келина, С.Г. Когда убивает государство. Смертная казнь против человека. Советское государство и право, 1989.- №12.
  13. Михлин, А.С. Способы применения смертной казни: история и современность. Государство и право, 1997.- №1.
  14. Черниловский, З.М. Смертная казнь: историко-философский аспект. Советское государство и право, 1991.- №1.
  15. Конституция РФ. - М., 1993.
  16. Уголовный кодекс РФ, 1996.
  17. Уголовный кодекс РСФСР, 1960.

Информация о работе Смертная казнь: "ЗА" и "ПРОТИВ"