Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:56, курсовая работа
Хотя принятие законов и других нормативно-правовых актов крайне важно, решающее значение имеет осуществление в нашей жизни, на практике содержащихся в них общеобязательных требований. Сформулированные в законах и других нормативно-правовых актах нормы только тогда становятся живыми, когда они воплощаются в действительности, реализуются в сознательно-волевых поступках (действиях) людей.
“Без процесса реализации право утратило бы смысл, поскольку предписания, содержащиеся в нормативных актах, относятся к сфере должного; а действительность, сущее – это то, каким образом и насколько полно правовые нормы претворены в жизнь”.1
Одной из форм реализации права является правоприменение.
Введение 3
1 Понятие и формы реализации права 5
2 Применение права как особая форма его реализации 14
3 Основные стадии процесса применения норм права 19
4 Акты применения норм права: понятие, особенности, виды 24
5 Требования к правоприменительной деятельности. 29
6 Пробелы в праве. Применение норм права по аналогии 34
Заключение 40
Список использованной литературы. 42
Использование права действительно предполагает активное, сознательное отношение к своим правам и свободам – субъект имеет возможность осуществить выбор разных вариантов поведения. Он становится свободным, независимым гражданином, настоящим членом общества – и это ведь то, что и требуется на современном этапе общественного развития.
Но с этим выбором, с интенсивностью использования своих прав органично связан и такой неожиданный юридический феномен, как злоупотребление правом.
Употребление (использование) права «во зло», в ограничение прав и свобод других появляется там и тогда, где и когда нарушается мера разумного социального поведения, нарушается баланс своих и чужих прав.
Злоупотребление правом может приобретать и такие извращенные формы социального поведения, когда оно становится даже уголовным преступлением.
Например, статья 29 Конституции
РФ устанавливает свободу массовой
информации, т.е. возможность средств
массовой информации без цензуры, без
вмешательства государства
Но если бы средство массовой информации (газета, телерадиокомпания) стало при этом разжигать национальную ненависть, призывать к разрушению целостности государства, занялось бы восхвалением (пропагандой) войны, то ее руководители в силу статьи 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» совершили бы преступление, именуемое злоупотреблением свободой массовой информации, и подлежали бы привлечению к уголовной ответственности.
Может возникнуть и ситуация, когда право на предвыборную агитацию также превращается в злоупотребление этим правом. Например, если кандидат в депутаты начинает «поливать грязью» своих политических оппонентов, распространяя о них сведения, не соответствующие действительности и порочащие их честь, достоинство и деловую репутацию. Право вести предвыборную агитацию он имел, он его использовал, но при этом превысил меру полемики, «забыл» о правах других кандидатов, нарушил баланс.
Злоупотребление правом – явление, мало изученное в теоретическом плане, но приобретающее подчас зловещее, даже гибельное свойство для правовой системы. Это как злоупотребление алкоголем, которое становится гибельным для индивида, а подчас при массовом злоупотреблении и для общества. Вот почему даже сам подход к изучению этого явления с позиций использования права, его меры представляются весьма социально важными и теоретически плодотворными.
Злоупотребление правом – это как раз тот случай, когда нарушается именно субъективное право – мера возможного поведения, нарушается границы, устанавливаемые этой мерой. В ситуации со злоупотреблением свободой массовой информации происходит недопустимое самостоятельное расширение субъектом свободы массовой информации путем включения в эту свободу действий, в том числе информационных, агитационных или пропагандистских, которые сами являются противоправными – пропаганда войны, разрушение целостности государства, разжиганием национальной вражды и т.п.
Правомочие действовать
соответствующим образом у
Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. В силу особой значимости данной формы реализации права для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата есть смысл рассмотреть ее отдельно и более подробно.
Таким образом, в учебной литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права:
соблюдение - воздержание от поступков, запрещённых действующим правом;
исполнение - совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания;
использование - осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению;
применение - активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.
Реальная и полная реализация правовой нормы наступает лишь тогда, когда полностью будут осуществляться субъективные права и исполняться юридические обязанности как элементы правоотношения, что является завершающим этапом реализации норм права путём создания (изменения, прекращения) правоотношений.
как особая форма его реализации
Применение3 – это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами – одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.
Применять нормы права – это значит применять власть, а нередко – принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный.
Так, по мнению М.С. Строговича, гражданин, задержавший на улице хулигана и доставивший его в милицию, тем самым якобы применил к нему норму права. Ученый, передавший в дар государству свою научную библиотеку или какую-либо иную ценную коллекцию, например собрание картин, тоже применил соответствующую правовую норму. Но применение ли это? Как нам представляется, в первом случае гражданин исполнил свой гражданский долг; во втором – использовал предусмотренное законом право подарить любую вещь любой организации или лицу. Здесь нет элемента властности.
Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.
Сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, вымогательство, взятки. Нередко чиновники создают искусственные препятствия, за преодоление которых требуют вознаграждения. Известно, что современный российский госаппарат серьезно поражен коррупцией.
Правда, в последнее время наряду с государственными учреждениями действует немало частных (нотариальные конторы, адвокатуры, пункты обмена жилья, хозрасчетные поликлиники, стоматологические кабинеты, всевозможные фирмы, бюро, ателье по оказанию коммунально-бытовых услуг и т.д.), которые объективно создают здоровую конкуренцию и ограничивают былой монополизм в названных сферах.
Характерные особенности применения права заключаются в следующем:
1.) Осуществляется уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами;
В соответствии с Конституцией и текущим законодательством России (и других стран) это могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных рангов, общественные органы и организации по поручению (с санкции) государства4.
2.) Имеет государственно-властный характер;
Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечет за собой государственное принуждение.
3.) Осуществляется в строго установленном законом порядке;
Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц.
4.) Осуществляется в
соответствии с определенными
общепризнанными во всех
Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.
Принцип законности понимается как строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.
Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а всего общества.
Принцип целесообразности означает принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.
Принцип обоснованности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов.
Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдение, исполнение и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется «вмешательство» соответствующих органов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.
В каких же случаях возникает сама необходимость в применении норм права, какими причинами оно вызывается? Иными словами, каковы основания, поводы этого юридически властного действия? Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:
Кроме рассмотренных выше четырех основных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования и применения) в научной литературе называются и такие, как добровольная и принудительная реализация, индивидуальная и коллективная; в правоотношениях и вне правоотношений, в правоотношениях общего и конкретного типа (по форме связи субъектов).
Реализация или осуществление права (претворение его в жизнь) – это родовое, наиболее широкое, собирательное понятие, а соблюдение, исполнение, применение, использование и другие формы – видовые. Их надо соотносить с общей категорией – «правореализация».
Таким образом, применение права - это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым, по существу, те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Эта деятельность имеет свои следующие особенности:
применения норм права
Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляется собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий пять (см. схему 2). Наиболее четко они прослеживаются при применении норм уголовного права, когда речь идет о преступлениях.
Схема 2
СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | ||
Установление фактических обстоятельств дела | ||
Выбор нормы права и юридическая квалификация дела | ||
Проверка и толкование нормы права | ||
Решение дела | ||
Контрольно-исполнительная стадия |