Содержание и стадии применения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:56, курсовая работа

Описание работы

Хотя принятие законов и других нормативно-правовых актов крайне важно, решающее значение имеет осуществление в нашей жизни, на практике содержащихся в них общеобязательных требований. Сформулированные в законах и других нормативно-правовых актах нормы только тогда становятся живыми, когда они воплощаются в действительности, реализуются в сознательно-волевых поступках (действиях) людей.
“Без процесса реализации право утратило бы смысл, поскольку предписания, содержащиеся в нормативных актах, относятся к сфере должного; а действительность, сущее – это то, каким образом и насколько полно правовые нормы претворены в жизнь”.1
Одной из форм реализации права является правоприменение.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и формы реализации права 5
2 Применение права как особая форма его реализации 14
3 Основные стадии процесса применения норм права 19
4 Акты применения норм права: понятие, особенности, виды 24
5 Требования к правоприменительной деятельности. 29
6 Пробелы в праве. Применение норм права по аналогии 34
Заключение 40
Список использованной литературы. 42

Файлы: 1 файл

Kursovaya_ispravlennaya.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)
    1. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;
    1. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы;
  1. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
  1. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Еще римские юристы рекомендовали руководствоваться здесь следующей формулой: что – где – когда  - кто - как и почему. Ответив на эти вопросы, следователь может получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела.

Поиск истины – труднейшая задача, особенно по сложным преступлениям, подготовленным и совершенным профессионалами (например, заказные убийства, дела о  коррупции, грабежах, разбоях, хищениях, рэкете). При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной, по крайней мере к этому надо стремиться.

Современная  правовая наука уже  давно преодолела концепцию А.Я.Вышинского о так называемом «относительном характере» следственной и судебной истины. Под «относительной» же истиной тогда, в разгар сталинских репрессий, понималась определенная степень вероятности того, что дело было так, как считают следователь, судья, прокурор. Мол, абсолютная истина здесь недостижима, поэтому можно довольствоваться относительной.

Практические последствия такой  концепции хорошо известны. Версий может быть много, а истина одна, и она должна быть установлена во что бы то ни стало. В противном случае дело нельзя считать законченным. Другой вопрос – сложность добывания истины (запутанность ситуации, недостаток доказательств и т.д.). По каким-то делам она в силу этого и не устанавливается, но тогда дело нельзя считать расследованным. А стало быть, и нельзя направлять его в суд.

Под объективной абсолютной истиной в данном случае понимается полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам, тому, что произошло в действительности.

На второй стадии – при выборе нормы – делается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено – умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой – прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона. «Закон всеобщ, а случай единичен» (К. Маркс).

Данная стадия требует  не меньшей ответственности и  внимательности, чем первая. Квалификация  должна быть точной, адекватной и бесспорной. Ошибки крайне нежелательны, ибо это отражается на судьбе обвиняемого (тяжесть содеянного, разные санкции, сроки и вид наказания и т.д.). Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела. Отсутствие хотя бы оного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

Что касается коллизий и  пробелов, которые могут встретиться  в правоприменении, то наука и  практика выработали следующие вправила их преодоления:

а) если противоречат друг другу акты одного того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: «Позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится»;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление), т.е. принимается во внимание иерархия нормативных актов и отдельных норм;

ж) если расходятся общефедеральный  акт и акт субъекта Федерации, то применяется первый (в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения – ст.76 Конституции РФ);

г) в случае противоречия между федеральным актом и  актом субъекта Федерации, изданным в пределах его компетенции, приоритет  имеет последний (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ);

д) если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужной нормы), то аналогии закона и аналогии права.

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением приятного акта, доведение его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу. Древнеримский мыслитель, политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон считал, что судья – это говорящий закон, а закон – немой судья. Поэтому важно, чтобы закон и суд не расходились, а дополняли

Друг друга. Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).

В итоге можно  сказать, что применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии применения, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела:

    • Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);
    • Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело;
    • Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы;
    • Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
    • Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их заинтересованных лиц и органов).
    •  
  1. Акты применения норм  права: понятие, особенности, виды

 

Правоприменительный акт  – один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из них названия – они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

  1. они имеют индивидуально-определенный  характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом).  Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;
  2. являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
  3. не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение – не создавать, а применять нормы права;
  4. выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
  5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
  6. обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизни, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные  документы представляют собой правоприменительные  акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверение личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный  акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время  вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивированную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных  актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам  их издания – на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической  природе – на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям – на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

По форме  выражения – на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты- действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность (А.Д. Черкасов).

По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Следует отметить, что  среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так  и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к  тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на военную службу  очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой  срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприме- нительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998г.5, а с другой стороны, такой приказ такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных  и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже – свойства нормативного акта.

Информация о работе Содержание и стадии применения права