Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:19, курсовая работа
Цель и задачи данной работы заключаются в обобщении опыта теоретического исследования гражданского общества и государства, их отношений как единого процесса, методологию формирования правовых приоритетов и методов осуществления социальной справедливости.
Поставленная цель определяет и комплекс задач, посредством которых она реализуется:
• выявить особенности правового исследования гражданского общества;
• проанализировать и систематизировать различные подходы к определению гражданского общества, его сущности и функциональных характеристик;
• изучить основные концепции формирования и развития гражданского общества;
Таким образом, в позиции Р. Фон Моля выделяются три момента:
Правовая государственность - феномен, который возникает на самой высокой стадии ее эволюции и только этой стадии она сообразна.
Свобода каждого гражданина и всех их вместе взятых - главная забота правового государства, краеугольный камень его бытия.
Разумная организация общей силы, иными словами, целерациональное устройство системы государственных учреждений есть гарантия реальности такой свободы.
Выход России в конце ХХ в. на новые исторические рубежи, реальности ее современной общественно-политической жизни обусловили (среди всего прочего) также и ренессанс концепции правового государства. Естественно, при этом не мог оказаться невостребованным ряд тех представлений о правовом государстве, которые стали практически аксиоматичными в научном сообществе еще в дооктябрьский период.
Так В. Д. Перевалов говорит о совокупности принципов, определяющих "идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым"8. В их числе: приоритет права, правовая защищенность человека и гражданина, единство права и закона, правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.
Так же обрисовать модель правового государства удалось В.В. Ильину и А.С. Ахиезеру, которые определили правовое государство как техника "обеспечения правовой защищенности безопасности лица, оказывающегося один на один с формальной чиновно-бюрократичной машиной государства"9.
Итак, теория правового государства – вовсе не застывшая догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что в юридической науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции правового государства. Она может разрабатываться т обосновываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д.
2. Понятие и признаки правового государства.
Правовое государство: реальность, мечты, будущее./ Под ред. В.П. Сальникова. СПб.,1999.С.45-52.
В современной научной литературе высказывается ряд предложений, в основном не противоречащих друг другу, относительно теоретической конструкции правового государства. Они имеют различную форму выражения, что обусловливает разную полноту содержания самого термина.
Анализ основных современных источников (исследований) по рассматриваемому вопросу позволяет сделать некоторые выводы10:
• большинство исследователей, характеризуя отдельные качественные стороны правового государства, не дают при этом самого определения, которое бы отражало основную идею или замысел теоретической модели, т.е. ее концептуальную сторону;
• при вычленении
признаков правового
• отсутствует
в литературе единое
мнение по вопросу
использования различных
• при многочисленных попытках обрисовать наиболее полно картину грядущего будущего в литературе редко предлагаются пути и механизмы реализации тех или иных предложений, в лучшем случае делается акцент на реализацию одного из них;
• в своих исследованиях мало кто из авторов пытается ответить на вопрос: "Что же главное лежит в отличии правового государства от неправового?";
• больше ставится проблем, чем дается ответов на поставленные вопросы.
Среди небольшого числа исследователей, предпринявших попытку дать свое определение термина "правовое государство" следует выделить В.В. Бойцову и В.С. Нерсесянца, А.В. Малько, которые предлагают следующие формулировки:
- правовое государство - это совокупность государственно-властных механизмов, действующих на законной и правовой основе в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан.11
- правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.12
- правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.13
Далее следует остановиться на рассмотрении отдельных качественных характеристик правовой государственности, которые выступают в виде системы признаков, или принципов. По этому поводу существуют также различные точки зрения, отличающиеся лишь своей полнотой изложения, но по сути отражающие одни и те же подходы.
1. Например,
ни у кого не вызывают
2. Почти все авторы отстаивают такие черты правового государства, как: разделение властей и взаимное сдерживание друг друга, что исключает узурпацию власти одним из ведомств; взаимная ответственность государства и личности; реальность прав и свобод граждан; наличие эффективного механизма контроля за деятельностью государственного аппарата; примат права в организации и деятельности всех государственных органов и другие.
Наибольшей оригинальностью и прогрессивностью отличается система принципов, предложенная В.С. Нерсесянцем, в основе которой заложен главный критерий человеческого прогресса - свобода. Автор обосновывает очень важное для понимания правового государства положение: в его основе лежит "защищенная правом свободная личность в соответственно развитом гражданском обществе"14
Нельзя не согласиться и с мнением В.И. Кудрявцева, который утверждает, что принципы правового государства - это те же закономерности общественной жизни, как и законы природы.15
Среди существенных предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует также назвать наличие в стране гражданского общества. Гражданское общество выступает в качестве антитезы, противовеса государству. Соотносясь подобным образом с государством, гражданское общество в лице различных социальных групп, классов и прослоек имеет своим главным назначением не только внимательное наблюдение за действиями государства стем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но и принятия всех дозволенных законом мер для того, чтобы заставить государство и его органы в случае нарушения ими действующих правовых актов вернуться на стезю закона.16
Гражданское
общество выступает не только как
гарант развитии цивилизации, но и как
важнейшее условие
Такой подход соответствует гуманистическому пониманию права в широком смысле. Человек выступает частицей природы, и его свобода обусловлена ее объективными закономерностями развития, что должно находить отражение в системе правовых принципов.
2.1.Верховенство права
Что же следует понимать под господством (приматом) права? На чем оно основывается, с чем связано и как выражается?
1. Примат права прежде всего предопределяет связи между правовыми и производственными отношениями, где отношения собственности являются не чем иным, как юридическими выражениями отношений, соответствующих характеру и уровню развития производительных сил.
2. Второй аспект рассмотрения принципа господства права -позиций все возрастающей роли личности, т.е. в социальном, личностно-человеческом плане.
В условиях развертывания
научно-технической революции
3. Рассмотрение
принципа господства права в
политическом аспекте является
важным потому, что государство
по своей глубинной природе
является особой политической
силой, обеспечивающей
Таким образом, говоря о принципе господства права как об одном из основных принципов правового государства, следует отметить, что примат права (в его широком смысле) над политикой силы и произволом власти, примат общечеловеческих ценностей - это уже не утопия, а сегодняшний день, реальное требование времени, определяющее устройство правового гражданское общества.
2.2. Взаимная ответственность государства и личности
Народ нашей страны в соответствии с Конституцией Российской Федерации является единственным источником власти в России, а потому он вправе осуществлять контроль за деятельностью этой власти. Органы государственной власти, в свою очередь, должны нести ответственность перед каждым гражданином нашего государства и обществом в целом за сохранение единства и территориальной целостности Российской Федерации, единства правовой системы страны, соблюдение прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации, исполнение законодательно определенных целей, норм и положений, направленных на повышение материального и культурного уровня населения.
Под политической ответственностью государственной власти в настоящей работе понимается ответственность органов государственной власти и должностных лиц перед народом, населением соответствующей территории "за несоответствие их деятельности мандату доверия"18 , выражающееся в их неспособности вырабатывать и осуществлять политику, принимать и осуществлять решения с максимальной пользой для блага людей.
Санкцией
политической ответственности выборных
должностных лиц органов
В настоящее время в ряде конституций и уставов субъектов Российской Федерации предусмотрен институт отзыва депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
При этом, как правило, основанием для отзыва являются: утрата доверия избирателей, совершение противоправных или аморальных поступков, систематическое, без уважительных причин невыполнение возложенных на них обязанностей, а также грубое нарушение ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законодательства субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица, являясь носителями публичной власти, несут публичную ответственность перед народом, населением, конкретным гражданином, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются источником этой власти19.
Публичную ответственность органов власти и должностных лиц следует рассматривать под углом зрения государственного устройства и безусловного исполнения возложенных на них прав и обязанностей.
2.3.Принцип разделения властей
Можно говорить о нескольких значениях понятия "разделение властей", либо о разных сторонах этого понятия. Разделение властей исторически проявило себя как определенная идея, зародившаяся еще в античные времена (Аристотель) и выросшая в особое учение, теорию разделения властей (Ш.Л. Монтескье). "Все погибло бы,- писал Ш, Монтескье, - если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, дворян или простых
людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть претворять в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц".20 В рамках теории разделения властей был сформулирован и обоснован одноименный правовой принцип, который получил законодательное закрепление в качестве одной из основ конституционного строя (впервые в Конституции США 1787 г.) и был претворен на практике.
Информация о работе Соотношение правового государства и гражданского общества