Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:02, курсовая работа
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство
1. ПРАВО, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
1.1 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
1.2 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
2. ЗАКОН: ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1 ЗАКОН: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ
3. ЛОГИКА, СТИЛЬ И ЯЗЫК ЗАКОНА
3.1 ЛОГИКА ЗАКОНА
3.2 СТИЛЬ ЗАКОНА
3.3 ЯЗЫК ЗАКОНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВО, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
1.1 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА,
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА И
1.2 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
2. ЗАКОН: ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1 ЗАКОН: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ
3. ЛОГИКА, СТИЛЬ И ЯЗЫК ЗАКОНА
3.1 ЛОГИКА ЗАКОНА
3.2 СТИЛЬ ЗАКОНА
3.3 ЯЗЫК ЗАКОНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе люди
и различного рода их объединения
постоянно соприкасаются с
Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой.
Тема курсовой актуальна для исследования, так как данная отрасль знания обстоятельно разработана во многих цивилизованных странах, отражена в многочисленной литературе, подробно описывающей, как следует "делать законы", каким требованиям они должны отвечать, но к сожалению, отечественными специалистами в области права явно недостаточно внимания уделяется данной отрасли теории и практики законотворчества.
Цель работ - изучение сущности законодательной техники и ее роли в процессе законотворчества, результатом которого является нормативный документ - закон.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятиям "право", "законотворчество", "законодательная техника" и определить их взаимосвязь.
2. Дать определение понятию "закон", сформулировать его признаки, произвести классификацию законов.
3. Определить правила
и принципы логического
1. ПРАВО, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
1.1 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА,
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА И
В современном обществе люди
и различного рода их объединения
постоянно соприкасаются с
Законотворчество, как и всякое творчество, предполагает у законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов и подзаконных актов, их систематизации.
Вопрос о том, что такое
право, обыденным сознанием решается
довольно просто: право - это все
те законы и иные правовые акты, которые
создаются компетентными
1.2 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
В культуре законотворчества
аккумулируются: разносторонние знания
действительности, ее истории и перспектив
развития; специальные знания о праве,
законе и законодательной технике,
умелое их использование в практической
деятельности по созданию законов и
их реализации. Овладение этими знаниями
и их использование в процессе
законотворчества позволяют создавать
научно обоснованные и технически совершенные
законодательные акты, в полной мере
отвечающие назревшим и назревающим
потребностям общественного прогресса.
Законодатель, следовательно, должен обладать
всесторонними и глубокими
Динамизм экономических,
политических и социально культурных
потребностей современного общества выдвигает
все новые и новые задачи правового
опосредствования соответствующих
общественных отношений. Многогранность
и глубокая социальная обусловленность
этих задач наглядно обнаруживается
уже простым перечислением
исследования различных
социальных факторов, обусловливающих
потребность в нормативно-
выявления и тщательного
учета при формировании законов
многообразных интересов
использования в процессе создания закона соответствующих достижений науки, техники и культуры;
проведения сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;
законодательная техника законотворчество закон
постановки в целесообразных
и возможных случаях
определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом и прежде всего с Конституцией;
совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и т.д.
Законотворчество
Однако ограничение
Если познание в законотворчестве
является процессом преобразования
объективной действительности в
факт законодательного сознания и принятия
соответствующего решения, то реализация
этого решения в
Изучение действия закона позволяет определить его эффективность, целесообразность, научную обоснованность и т.д., что в свою очередь, воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс, позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом.
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Законодательная (нормотворческая) техника - это совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов [15]. Законодательная техника имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно ypeгулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, снижают эффективность правового регулирования. Другая цель нормотворческой техники ориентирована на субъектов - адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.
При создании нормативного
документа необходимо следовать
правилам законодательной техники.
Правила законодательной
а) Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов. Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность.
Каждый нормативный акт должен иметь: название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т.д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования. Это название должно быть по возможности кратким.
Далее, нормативный акт должен содержать дату и место его принятия, а для более рационального учета нормативных актов его номер. Такие реквизиты нормативного акта, как его название (по виду и содержанию), дата, орган и место принятия, взятые вместе, составляют так называемый титул нормативного акта. Обязательным реквизитом является подпись соответствующего должностного лица.
б) Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта. Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регулирования и рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами.
Нормативный акт не должен
изменять или отменять нормы, регулирующие
отношения другого рода, нежели те,
которые регулируются данным актом.
Например, нормативный акт, устанавливающий
нормы уголовного права, не должен отменять
или изменять нормы земельного или
семейного права. В нем могут
содержаться лишь предписания об
отмене или изменении норм, составляющих
предмет регулирования данного
акта. В нормативном акте должны
быть решены все вопросы, относящиеся
к регулированию данных отношений.
Нормативный акт, следовательно, не
должен содержать пробелов. Акт должен
содержать такие решения