Современная законодательная техника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство

Содержание работы

1. ПРАВО, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
1.1 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
1.2 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
2. ЗАКОН: ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1 ЗАКОН: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ
3. ЛОГИКА, СТИЛЬ И ЯЗЫК ЗАКОНА
3.1 ЛОГИКА ЗАКОНА
3.2 СТИЛЬ ЗАКОНА
3.3 ЯЗЫК ЗАКОНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

современная зконодательная техника.docx

— 56.24 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРАВО, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

1.1 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА,  ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ  ТЕХНИКИ

1.2 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

2. ЗАКОН: ПРИЗНАКИ И  КЛАССИФИКАЦИЯ

2.1 ЗАКОН: ОПРЕДЕЛЕНИЕ  И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ

3. ЛОГИКА, СТИЛЬ И ЯЗЫК  ЗАКОНА

3.1 ЛОГИКА ЗАКОНА

3.2 СТИЛЬ ЗАКОНА

3.3 ЯЗЫК ЗАКОНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе люди и различного рода их объединения  постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах  и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают  при их нарушении. Каждое государство  устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с  помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство  сфер человеческой деятельности, расширяет  границы своего регулирующего воздействия  на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно  сопровождая людей в их общении друг с другом.Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, связано с повышением роли в государственной и общественной жизни основного юридического источника (формы) российского права - закона. Как известно, отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых поэтому подзаконными актами.Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.

Законотворчество, как и  всякое творчество, предполагает у  законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных  знаний, определенных навыков овладения  искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной  техникой.

Тема курсовой актуальна  для исследования, так как данная отрасль знания обстоятельно разработана  во многих цивилизованных странах, отражена в многочисленной литературе, подробно описывающей, как следует "делать законы", каким требованиям они  должны отвечать, но к сожалению, отечественными специалистами в области права явно недостаточно внимания уделяется данной отрасли теории и практики законотворчества.

Цель работ - изучение сущности законодательной техники и ее роли в процессе законотворчества, результатом которого является нормативный  документ - закон.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение понятиям "право", "законотворчество", "законодательная техника"  и определить их взаимосвязь.

2. Дать определение понятию  "закон", сформулировать его  признаки, произвести классификацию  законов.

3. Определить правила  и принципы логического построения  нормативно-правовых актов, стиль  закона и используемый при  его создании язык.

 

1. ПРАВО, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

 

1.1 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА,  ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ  ТЕХНИКИ

 

В современном обществе люди и различного рода их объединения  постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах  и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают  при их нарушении. Каждое государство  устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с  помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство  сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего  воздействия на общественные отношения  по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Законотворчество, как и  всякое творчество, предполагает у  законодателей не только общую культуру, но требует от них специальных  знаний, определенных навыков овладения  искусством формирования и формулирования законодательных актов. Эти знания в мировой юридической теории и практике именуются законодательной  техникой, представляющей собой определенную систему требований при создании нормативно-правовых правил, законов  и подзаконных актов, их систематизации.

Вопрос о том, что такое  право, обыденным сознанием решается довольно просто: право - это все  те законы и иные правовые акты, которые  создаются компетентными органами государства для регулирования  отношений между людьми и охраняются путем использования средств  государственного принуждения. В этой простоте есть определенная доля истины, но нет главного - строго научного определения  сущности, социальной ценности и назначения права, которое ошибочно отождествляется  обычно с законодательством. В отличие  от законодательства право является объективным феноменом, вырабатывается исторически в процессе общечеловеческого  общения, познания и деятельности. Оно  вытекает из объективной необходимости  упорядочения отношений между людьми, их стабильности и определенности. Законодательство же представляет собой  категорию субъективную, создается  уполномоченными на то должностными лицами государства, правотворческими органами государства. Из изложенных соображений  вытекает принципиальный для законотворчества вывод. Если право - это, прежде всего  жизнь, а не формально-абстрактное  ее отражение, то законы лишь постольку  являются правом, поскольку адекватно  отражают динамику объективного общественного  развития. Смысл связи права и  закона состоит в том, что закон, как выражение государственной  воли, призван быть точной и в  научном отношении безупречной  формулировкой действительного, объективно возникшего, фактически существующего  и развивающегося в обществе права. Законодатель должен видеть право в  самой действительности, ибо содержание закона, которое предстоит выразить в акте государственной воли, дано как нечто реальное самими общественными  отношениями, закономерностями, тенденциями  их развития. Иначе говоря, законотворчество призвано перевести "правовую природу  вещей" на законодательный язык, воплотить в законе объективные  потребности общественного развития в соответствии с правилами и  требованиями законодательной техники [10].

 

1.2 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО

 

В культуре законотворчества аккумулируются: разносторонние знания действительности, ее истории и перспектив развития; специальные знания о праве, законе и законодательной технике, умелое их использование в практической деятельности по созданию законов и  их реализации. Овладение этими знаниями и их использование в процессе законотворчества позволяют создавать  научно обоснованные и технически совершенные  законодательные акты, в полной мере отвечающие назревшим и назревающим  потребностям общественного прогресса. Законодатель, следовательно, должен обладать всесторонними и глубокими знаниями, постоянно пополнять их в повседневном общении с народом, обогащаться  его мудростью. И для того, чтобы  переложить все эти знания, народную мудрость и свой собственный жизненный  опыт на язык закона, ему следует  овладеть мастерством законотворчества, профессионально использовать приемы законодательной техники.

Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает  все новые и новые задачи правового  опосредствования соответствующих  общественных отношений. Многогранность и глубокая социальная обусловленность  этих задач наглядно обнаруживается уже простым перечислением проблем, встающих перед законотворчеством, а именно необходимостью:

исследования различных  социальных факторов, обусловливающих  потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих  общественных отношений;

выявления и тщательного  учета при формировании законов  многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;

использования в процессе создания закона соответствующих достижений науки, техники и культуры;

проведения сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых  и ныне действующих законодательных  систем других государств, но и с  другими регуляторами общественной жизнедеятельности;

законодательная техника  законотворчество закон

постановки в целесообразных и возможных случаях специальных  экспериментов для определения  оптимального варианта правового регулирования  соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового  воздействия на эти отношения,

определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом  и прежде всего с Конституцией;

совершенствования организационных  форм, процедуры создания закона и  т.д.

Законотворчество характеризуется  органическим единством трех его  основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые составляют относительно законченный цикл законотворчества, вслед за которым по восходящей линии  следуют в той же последовательности аналогичные циклы, образующие в  своей целостности систему этого  процесса. На самом деле, для того чтобы в законах адекватно  отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы. Именно поэтому предпосылкой создания закона является познание тех  сложных условий, факторов и обстоятельств, тех развивающихся общественных отношений, правовое регулирование  которых диктуется нуждами социального  прогресса.

Однако ограничение законотворчества рамками "чистого" познания, не переходящего в "деятельную сущность", таит в  себе опасность ограничения его  пассивной умозрительностью. За познанием  следует деятельность. Этот переход  не является прямолинейным и одноразовым. Он представляет собой трудоемкое многоступенчатое развертывание и конкретизацию  знания в творчестве необходимых  обществу законов. Лишь после того, как осознаны потребности и цели правового регулирования тех  или иных отношений, законодатель принимает  решение о переходе от познания к  деятельности. Наступает период создания самого закона, разделенный, в свою очередь, на ряд стадий, регулируемых обычно законом и регламентом, установленными процедурами.

Если познание в законотворчестве является процессом преобразования объективной действительности в  факт законодательного сознания и принятия соответствующего решения, то реализация этого решения в действительность по созданию закона представляет собой обратный процесс превращения законодательного сознания в объективно существующий закон. Тем самым, итогом законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в практическом регулировании соответствующих общественных отношений.

Изучение действия закона позволяет определить его эффективность, целесообразность, научную обоснованность и т.д., что в свою очередь, воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс, позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее законодательство, повысить его уровень, обогатить  его практическим опытом.

 

1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

 

Законодательная (нормотворческая) техника - это совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных  актов [15]. Законодательная техника  имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно ypeгулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, снижают эффективность правового регулирования. Другая цель нормотворческой техники ориентирована на субъектов - адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

При создании нормативного документа необходимо следовать  правилам законодательной техники. Правила законодательной техники  можно подразделить на три вида:

а) Правила, относящиеся к  внешнему оформлению нормативных актов. Каждый нормативный акт должен иметь  необходимые реквизиты, которые  отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность.

Каждый нормативный акт  должен иметь: название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и  т.д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его  содержание, предмет регулирования. Это название должно быть по возможности кратким.

Далее, нормативный акт  должен содержать дату и место  его принятия, а для более рационального  учета нормативных актов его  номер. Такие реквизиты нормативного акта, как его название (по виду и  содержанию), дата, орган и место  принятия, взятые вместе, составляют так  называемый титул нормативного акта. Обязательным реквизитом является подпись  соответствующего должностного лица.

б) Правила, относящиеся к  содержанию и структуре нормативного акта. Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регулирования и рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами.

Нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом. Например, нормативный акт, устанавливающий  нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или  семейного права. В нем могут  содержаться лишь предписания об отмене или изменении норм, составляющих предмет регулирования данного  акта. В нормативном акте должны быть решены все вопросы, относящиеся  к регулированию данных отношений. Нормативный акт, следовательно, не должен содержать пробелов. Акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным. Таким примером могут  служить нормы Особенной части  Уголовного кодекса. Нормативный акт  по возможности должен избегать исключений и отсылок.

Информация о работе Современная законодательная техника