Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:02, курсовая работа
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство
1. ПРАВО, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
1.1 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
1.2 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
2. ЗАКОН: ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1 ЗАКОН: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ
3. ЛОГИКА, СТИЛЬ И ЯЗЫК ЗАКОНА
3.1 ЛОГИКА ЗАКОНА
3.2 СТИЛЬ ЗАКОНА
3.3 ЯЗЫК ЗАКОНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными.
Этому обязана способствовать определенная структура нормативного акта, которая строится на логически последовательном изложении акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследует цель удобства пользования нормативным актом.
Крупные нормативные акты могут состоять из двух частей, не считая титула: из вводной (или преамбулы) и постановляющей. В преамбуле указываются причины, поводы, цели издания нормативного акта. В постановляющей части излагаются нормы права. Постановляющая часть в конце акта может содержать предписания, определяющие время и порядок вступления нормативного акта в силу, а также предписания, отменяющие действие других актов.
В числе правил, относящихся к структуре нормативного акта, можно назвать нижеследующие:
нормы более общего характера должны помещаться в начало нормативного акта;
однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта; в крупных нормативных актах должны обособляться в главы, разделы, части; каждая глава, раздел, часть должны иметь название.
Каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы), нумерация статей должна быть сплошной, т.е. одна нумерация должна идти через все разделы, части и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной. В случае внесения дополнений нормативный акт эти дополнения вносятся или в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее небольшим цифровым знаком (цифрой), который ставится рядом с номером статьи.
в) Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов). Общее правило изложения норм права состоит в том, что нормы права следует излагать кратко, четко и определено. За многословием может потеряться основной смысл нормы. Многословие, расплывчатость могут дать повод различному толкованию норм права, препятствовать их единообразному применению. Краткость и определенность формулирования достигается с помощью различных приемов изложения норм права, использование специальных терминов, стандартных языковых оборотов.
Достижению указанных свойств текстов нормативных актов способствуют разные способы (приемы) изложения норм права. Они отличаются по разным признакам.
Во-первых, по форме предложения,
в котором выражена норма. Норма
права может быть сформулирована
в виде нормативного или повествовательного
(утвердительного или
Во многих случаях норма и формулируется в виде нормативного предложения с использованием указанных и им подобных терминов. Например, "продавец вправе", "должник обязан", "суд имеет право", "следователь обязан" и т.п. Но довольно часто норма оформляется в виде повествовательного предложения без использования нормативных терминов. Это имеет место, например, в случаях, когда описываемое действие является одновременно и правом, и обязанностью субъектов.
Во-вторых, по степени обобщенности,
абстрактности изложения можно
выделить абстрактный и казуистический
способы изложения. Обобщенный способ
изложения сводится к обобщению
многих действий к одному более общему
или абстрактному понятию без
детального описания, без детального
перечисления обстоятельств. При казуистическом
способе изложения
В-третьих, по степени полноты изложения нормы выделяются прямой, ссылочный, бланкетный способы. При прямом способе все элементы, все содержание нормы изложены в одной статье. При ссылочном способе вместо первой (гипотезы) или второй части (диспозиции, санкции) сформулирована отсылка к другой статье данного или другого, конкретно указанного нормативного акта. Бланкетный способ (от франц. "бланк" - белый, чистый) состоит в том, что дается отсылка к определенному роду, виду каких-либо правил. Сами правила в этом случае многочисленны, могут изменяться, а бланкетная норма оставаться неизменной. С помощью двух последних способов достигается краткость, законодательная экономия.
2. ЗАКОН: ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1 ЗАКОН: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Этимологически (по своему смыслу) слово "закон" в русском языке означает "правило", "предел", положенный свободе воли и действия. Иначе говоря, под словом "закон" всегда имеется в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц и организаций.
Юридический смысл слова "закон" состоит в том, что под законом имеют в виду "правило, постановление высшей власти". Общее юридическое правило - это и есть норма права, а закон как акт, принимаемой высшей властью - тот источник, в котором право (нормы права) рождается и содержится, юридический источник, права. Соответственно, законом является нормативный акт, устанавливающий, излагающий отменяющий или изменяющий общие предписания - нормы права.
В теории права определение
закона формулируется следующим
образом: это нормативно-правовой акт,
принимаемый высшим представительным
органом государства в особом
законодательном порядке, обладающий
высшей юридической силой и
Следует только к этому добавить, что общий характер (нормативность) закона не означает того, что в законе не могут содержаться отдельные индивидуальные или директивные предписания - поручения правительству, бюджетные или плановые показатели, программные положения, декларации.
Итак, исходя из данного выше определения закона, можно дать следующие его признаки:
1) Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;
2) Законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума. Это связано с тем, что издавна любой закон считается актом выражения высшей власти в государстве.
3) Закон регулирует наиболее важные отношения в государстве и обществе, обеспечивает упорядоченное развитие экономических, политических и социальных сфер.
4) Закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Оно означает нормативную ориентацию закона и обязательность соответствия его положениям других правовых актов. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Иначе он должен быть приведен в соответствие с законом или отменен;
5) Закон обладает наибольшей нормативной концентрированностью и рассчитан на предоставление субъектам права широкого выбора вариантов поведения, на неопределенно множественное число случаев применения;
6) Закон принимается в рамках специального законодательного процесса и на основе установленных процедур. В государствах современной парламентской демократии закон принимается представительным органом власти по определенной регламентом законодательной процедуре. Такая процедура, во-первых, обеспечивает внесение законопроектов по действительно важным вопросам жизни страны. Это закрепляется обычно ограничением круга субъектов законодательной инициативы, т.е. органов, лиц, либо определенного числа граждан. К числу таких субъектов относятся, обычно, глава государства, правительство, депутаты или группа депутатов, высшие судебные инстанции, некоторые другие органы. Во-вторых, законодательная процедура призвана обеспечить всестороннее обсуждение принятых к рассмотрению законопроектов. Она предусматривает планирование законодательной деятельности, рассмотрение их в трех стадиях (чтениях), обеспечивающее возможность всех депутатов, фракций и групп внести свои предложения, как по концепции проекта, так и по его конкретным статьям (главам, разделам), и, в конечном счете, - голосование по статьям (разделам) закона, и затем - по принятию закона в целом. Установлена процедура голосования законопроектов и порядок их принятия палатами.
Принятые в установленном
порядке федеральные законы имеют
верховенство на всей территории Российской
Федерации. Они не должны противоречить
Конституции РФ, подлежат официальному
опубликованию и без
Таким образом, принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии:
• внесение законопроекта в законодательный орган;
• обсуждение законопроекта;
• принятие закона;
• его опубликование (обнародование).
2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ
Многообразие общественных отношений, регулируемых правом, порождает множество законов. Они схожи по основным признакам, но и различаются между собой. Специфику законов нужно отчетливо представлять себе и в полной мере учитывать в процессе их подготовки, принятия и реализации. Иначе затрудняется решение задач, стоящих перед тем или иным лицом. Возникает путаница с наименованиями, содержанием и юридической силой различных актов. Допускаются многочисленные нарушения законности. Это и "сбои" в деятельности и взаимоотношениях государственных органов, это и трудности для граждан в реализации и защите их прав и законных интересов.
Избежать указанных трудностей
можно с помощью правильно
построенных классификаций, которые
позволяют определить юридическую
силу законов. Понятие "юридическая
сила" в самом концентрированном
виде содержит характеристику видов
законов и каждого из них в
отдельности, а также их места
в правовой системе и соотношения
между собой. Как уже указывалось,
законы имеют верховенство на всей
территории страны и высшую юридическую
силу по отношению ко всем другим нормативным
правовым актам, помимо этого юридическая
сила законов различается в
В теории права предпринимались
неоднократные попытки создания
надлежащей классификации законов.
Причем критерием при делении
законов на виды выступали как
общие теоретические
При первом роде классификации все законы делятся на запретительные и повелительные. Далее повелительные законы делятся на принудительные и восполнительные. Отличаются они тем, что принудительные законы определяют сами содержание юридического отношения, тогда как восполнительные определяют содержание правоотношения лишь настолько, насколько субъекты не определили его по своему усмотрению.
Классификация второго рода основывается на делении законов, используемом в практической жизни. Такая классификация имеет больше применение, поэтому на нее, как правило, ссылаются непосредственно в правовых актах. Основы такой классификации содержатся в основных законах государств - Конституциях. Например, в Конституции РФ этому посвящена ст.76. Поскольку такое деление на виды имеет большое практическое значение, стоит на нем остановиться подробнее. Для наглядности приведем полную классификацию законов, принятую в последнее время в России.
Итак, в Российской Федерации существуют следующие виды законов:
1) Закон (наиболее общая форма акта указанного вида).
Отсылки к закону в этом смысле, содержащиеся в Конституции и законодательных актах, означают закон как федеральный, так и закон субъекта Федерации, как единичный закон, так и закон в собирательном смысле (как законодательство).
2) Федеральный закон.
Федеральный закон в свою очередь делится на подвиды. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся:
а) сама Конституция (основной закон государства, которому должны соответствовать все остальные законы и любые иные акты);
б) федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией;
в) федеральные законы, не имеющие значение конституционных (в правовой доктрине они называются обыкновенными законами).
3) Кодекс - закон, содержащий систему норм, наиболее полным образом регулирующий определенный круг общественных отношений. Чаще всего им охватывается сфера общественной жизни. Кодекс отличается наибольшей стабильностью и своеобразным доминирующим положением в соответствующей отрасли законодательства. В Российской Федерации действуют Гражданский Кодекс, Уголовный Кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс Законов о Труде, Семейный Кодекс и другие.