Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:02, курсовая работа
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство
1. ПРАВО, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
1.1 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
1.2 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
2. ЗАКОН: ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1 ЗАКОН: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ
3. ЛОГИКА, СТИЛЬ И ЯЗЫК ЗАКОНА
3.1 ЛОГИКА ЗАКОНА
3.2 СТИЛЬ ЗАКОНА
3.3 ЯЗЫК ЗАКОНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
4) Основы законодательства.
Это закон, регламентирующий совместную компетенцию федерации и ее субъектов в той или иной сфере государственной жизни, содержащий общие принципы и порядок регулирования и способствующий их реализации в соответствующих актах республик, краев, областей и др. Таковы, например, основы законодательства о культуре или основы законодательства об охране здоровья граждан.
5) Общие принципы, основные принципы, основные начала.
Разные названия закона,
содержащего преимущественно
6) Законодательство.
Это структурно упорядоченная система законодательных актов в той или иной сфере государственной или общественной жизни. Законодательство в узком смысле охватывает только законы, в широком смысле - иные нормативно-правовые акты (например, постановления палат Федерального Собрания, указы Президента РФ).
7) Модельные (рекомендательные) законодательные акты.
Это законы, принимаемые либо международными организациями, либо национальными парламентами федеративных государств, и могут быть подготовлены научными центрами и учеными. Модельные акты дают примерную нормативную ориентацию для национальных законодательств в тех сферах, где требуются общие правовые решения. Рассматриваются национальными парламентами.
Существуют также
Приведенная классификация законов отражает правовую действительность и достижения юридической науки. Она может быть весьма полезна для законотворческой деятельности и четкого упорядочения всего массива законодательства.
3. ЛОГИКА, СТИЛЬ И ЯЗЫК ЗАКОНА
Важнейшей составной частью
законодательной техники
Создание системы
Значение этих элементов законодательной техники трудно переоценить. Именно они обеспечивают связь между нормой права, которую законодатель вознамерился воплотить в законодательстве, и статьей нормативно-правового акта. Смысловой разрыв между мыслью, идеей и пожеланиями законодателя и результатом его деятельности - текстом закона - ведет к высшей степени негативным последствиям - к недостижению целей законотворчества, к неурегулированности общественных отношений или их неправильному, неправовому регулированию (вопреки общественному интересу).
Необходимость научной разработки
логики, стиля и языка закона,
а также необходимость жестко
их придерживаться обусловлены важностью
правового регулирования, той ролью,
которую система
3.1 ЛОГИКА ЗАКОНА
Способность и готовность законодателя грамотно, логически последовательно излагать текст нормативно-правового акта, строго выдержанный и юридически правильный стиль их оформления - обязательное требование культуры законотворчества.
Логика закона - система
необходимых связей между составными
частями нормативно-правового
1). Главным требованием
к логике закона является его
регулятивная направленность, его
смысловое подчинение единой
цели - урегулированию определенного
комплекса общественных
Системообразующим началом закона является его регулятивный характер, главная цель, объединяющая закон воедино. Именно регулирование некоего фрагмента общественных отношений должно быть главной логической направленностью любого нормативно-правового акта.
Нарушения этого требования,
к сожалению, нередки в отечественной
(да и не только в отечественной)
системе законотворчества. Наиболее
часто такие нарушения
Эффективным и действенным средством преобразования жизни, регулирования общественных отношений служит лишь тот нормативно-правовой акт, который точно и конкретно определяет правомочия и обязанности субъектов правоотношений, их правовой статус, четко формулирует меры по обеспечению выполнения предписаний (правовые санкции, способы поощрения, стимулирования, организационные меры).
Однако необходимо отметить,
что невозможно полностью и безоговорочно
отказаться от общих положений, устанавливающих
принципы правового регулирования
в определенной сфере общественных
отношений. Общие декларированные
положения нужны для лучшего,
более точного понимания смысла
конкретных предписаний. Они служат
как бы связкой выраженных в законе
правил поведения, определяя их социальное
назначение и место в общей
системе законодательства. Декларативные
положения необходимы для выражения
общих принципов и целей
Таким образом, логической основой закона в первую очередь выступает его регулятивная направленность. Это положение определяет второе требование к логике закона.
2) В качестве второго требования к логике закона можно выделить его логическое единство.
Любой нормативно-правовой акт - и в первую очередь закон - должен представлять собой единый и монолитный механизм, имеющий общую функциональную направленность на регулирование строго определенного комплекса социальных отношений и на придание им определенной направленности. Эта определенность предмета правового регулирования является лучшей гарантией логического единства нормативно-правового акта (а особенно это важно для законов), так как обуславливает единый и целостный характер его функционального назначения. Все статьи закона, все его составные части подчинены единой цели - упорядочению строго определенного элемента общественных отношений. Этим обеспечивается не только логическая системность и логическое единство конкретного закона или подзаконного акта. Обеспечивается единство и системность всей системы законодательства, в которой каждый из ее элементов, каждый нормативно-правовой акт занимает свое определенное предметом правового регулирования положение, у каждого из них свое строго определенное функциональное назначение.
Логическое единство предполагает,
прежде всего, единство предмета правового
регулирования. Нормативно-правовой акт
должен быть направлен на регулирование
строго определенных общественных отношений,
его создание должно иметь строго
определенную единую цель - придать
определенному комплексу
Логическое единство закона
или подзаконного акта означает, что
он регулирует общественные отношения
в какой-то одной строго определенной
сфере и принадлежит к
3). В качестве третьего логического требования к закону можно выделить его логическую системность и завершенность, что выступает как продолжение его логического единства.
Системность нормативно-правового
воздействия, являющаяся залогом ее
эффективности, предполагает системный
характер воздействия каждого
Логическая системность
и законченность закона предполагает
в обязательном порядке изложение
в законодательстве всех трех элементов
нормы права: гипотезы, диспозиции и
санкции. Законченное отражение
в законодательстве всех этих трех
составляющих является необходимым
условием действенности нормативно-
4). В качестве следующего
требования к логике закона
можно выделить логическую
Эти требования к построению нормативно-правового акта во многом определяют его структуру, порядок изложения в нем требований, являющихся проявлением нормы права.
3.2 СТИЛЬ ЗАКОНА
Основополагающие требования к логике закона определяют такую важнейшую его характеристику, как стиль.
Стиль закона можно определить
как систему изложения текста
закона, совокупность характерных черт
формулирования словами его смысла
[16]. Стиль закона позволяет сформулировать
его требования оптимально емко, четко
и лаконично, что является залогом
правильности их воздействия на сознание
субъектов правового
1. В качестве первого
требования к стилю закона
можно выделить его