Современная законодательная техника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство

Содержание работы

1. ПРАВО, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
1.1 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА, ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
1.2 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
1.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
2. ЗАКОН: ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ
2.1 ЗАКОН: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ
3. ЛОГИКА, СТИЛЬ И ЯЗЫК ЗАКОНА
3.1 ЛОГИКА ЗАКОНА
3.2 СТИЛЬ ЗАКОНА
3.3 ЯЗЫК ЗАКОНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

современная зконодательная техника.docx

— 56.24 Кб (Скачать файл)

4) Основы законодательства.

Это закон, регламентирующий совместную компетенцию федерации и ее субъектов в той или иной сфере государственной жизни, содержащий общие принципы и порядок регулирования и способствующий их реализации в соответствующих актах республик, краев, областей и др. Таковы, например, основы законодательства о культуре или основы законодательства об охране здоровья граждан.

5) Общие принципы, основные принципы, основные начала.

Разные названия закона, содержащего преимущественно принципиальные нормативные положения, требующие  единообразного применения на всей территории России. Субъекты Федерации вправе конкретизировать их в своих законах (например, о Местном Самоуправлении).

6) Законодательство.

Это структурно упорядоченная  система законодательных актов  в той или иной сфере государственной  или общественной жизни. Законодательство в узком смысле охватывает только законы, в широком смысле - иные нормативно-правовые акты (например, постановления палат  Федерального Собрания, указы Президента РФ).

7) Модельные (рекомендательные) законодательные акты.

Это законы, принимаемые  либо международными организациями, либо национальными парламентами федеративных государств, и могут быть подготовлены научными центрами и учеными. Модельные  акты дают примерную нормативную  ориентацию для национальных законодательств  в тех сферах, где требуются  общие правовые решения. Рассматриваются  национальными парламентами.

Существуют также классификации  законов: по субъектам правотворчества (деление на принятые в результате референдума и на принятые органами власти), по отраслевой принадлежности, а также по сроку действия (деление  на постоянные и временные). [5]

Приведенная классификация  законов отражает правовую действительность и достижения юридической науки. Она может быть весьма полезна  для законотворческой деятельности и четкого упорядочения всего  массива законодательства.

 

3. ЛОГИКА, СТИЛЬ И ЯЗЫК  ЗАКОНА

 

Важнейшей составной частью законодательной техники являются такие проблемы, как правила и  принципы логического построения нормативно-правовых актов, стиль закона и используемый при его создании язык.

Создание системы законодательства и каждого конкретного нормативно-правового  акта предполагает применение строго определенных приемов для воплощения норм права в тексте законов. Речь идет о точном отражении в текстовой  форме объективной необходимости, познанной и осмысленной участниками  законотворческого процесса. А это  невозможно без четко разработанной  логической системы, научно обоснованного  стиля и особого, во многом отличного  от общепринятого языка закона.

Значение этих элементов  законодательной техники трудно переоценить. Именно они обеспечивают связь между нормой права, которую  законодатель вознамерился воплотить  в законодательстве, и статьей  нормативно-правового акта. Смысловой  разрыв между мыслью, идеей и пожеланиями  законодателя и результатом его  деятельности - текстом закона - ведет  к высшей степени негативным последствиям - к недостижению целей законотворчества, к неурегулированности общественных отношений или их неправильному, неправовому регулированию (вопреки общественному интересу).

Необходимость научной разработки логики, стиля и языка закона, а также необходимость жестко их придерживаться обусловлены важностью  правового регулирования, той ролью, которую система законодательства как результат законотворчества играет в упорядочении социальной жизни. Нарушение логики закона, неточность его понятий, формулировок, неопределенность использованных терминов порождают  многочисленные запросы, влекут изменения  и дополнения, различные толкования и разъяснения, вызывают непроизводительную трату времени, сил и энергии, одновременно являясь питательной  почвой для бюрократической волокиты, позволяют извращать смысл закона и неправильно его применять. Логика, стиль и язык закона - элементы законодательной техники, функциональным назначением которых является обеспечение  правильного понимания нормативно-правовых предписаний, содержащихся в законодательстве, правильное восприятие субъектами правоотношений требований нормы права, выраженной в законе.

 

3.1 ЛОГИКА ЗАКОНА

 

Способность и готовность законодателя грамотно, логически последовательно  излагать текст нормативно-правового  акта, строго выдержанный и юридически правильный стиль их оформления - обязательное требование культуры законотворчества.

Логика закона - система  необходимых связей между составными частями нормативно-правового акта, характеризующие его как единое смысловое образование. [16] Это система связей, обеспечивающая смысловое единство закона, его единую смысловую направленность, его целостность, обусловленную функциональным назначением. Можно выделить несколько основных тесно между собой взаимосвязанных требований к логике нормативно-правового акта.

1). Главным требованием  к логике закона является его  регулятивная направленность, его  смысловое подчинение единой  цели - урегулированию определенного  комплекса общественных отношений.

Системообразующим началом  закона является его регулятивный характер, главная цель, объединяющая закон  воедино. Именно регулирование некоего  фрагмента общественных отношений  должно быть главной логической направленностью  любого нормативно-правового акта.

Нарушения этого требования, к сожалению, нередки в отечественной (да и не только в отечественной) системе законотворчества. Наиболее часто такие нарушения встречаются  в форме изложения текста закона, в чрезмерно возвышенной, торжественной  форме, за которой теряется регулятивное предписание. Закон приобретает  слишком общий, неопределенный, помпезный  характер, для полноценного регулирования  общественных отношений он уже непригоден.

Эффективным и действенным  средством преобразования жизни, регулирования  общественных отношений служит лишь тот нормативно-правовой акт, который  точно и конкретно определяет правомочия и обязанности субъектов  правоотношений, их правовой статус, четко  формулирует меры по обеспечению  выполнения предписаний (правовые санкции, способы поощрения, стимулирования, организационные меры).

Однако необходимо отметить, что невозможно полностью и безоговорочно  отказаться от общих положений, устанавливающих  принципы правового регулирования  в определенной сфере общественных отношений. Общие декларированные  положения нужны для лучшего, более точного понимания смысла конкретных предписаний. Они служат как бы связкой выраженных в законе правил поведения, определяя их социальное назначение и место в общей  системе законодательства. Декларативные  положения необходимы для выражения  общих принципов и целей создания нормативно-правового акта. Такие  положения в тексте закона не следует  помещать среди нормативных предписаний, целесообразнее выделить для них  отдельную статью.

Таким образом, логической основой  закона в первую очередь выступает  его регулятивная направленность. Это  положение определяет второе требование к логике закона.

2) В качестве второго  требования к логике закона  можно выделить его логическое  единство.

Любой нормативно-правовой акт - и в первую очередь закон - должен представлять собой единый и монолитный механизм, имеющий общую  функциональную направленность на регулирование  строго определенного комплекса социальных отношений и на придание им определенной направленности. Эта определенность предмета правового регулирования является лучшей гарантией логического единства нормативно-правового акта (а особенно это важно для законов), так как обуславливает единый и целостный характер его функционального назначения. Все статьи закона, все его составные части подчинены единой цели - упорядочению строго определенного элемента общественных отношений. Этим обеспечивается не только логическая системность и логическое единство конкретного закона или подзаконного акта. Обеспечивается единство и системность всей системы законодательства, в которой каждый из ее элементов, каждый нормативно-правовой акт занимает свое определенное предметом правового регулирования положение, у каждого из них свое строго определенное функциональное назначение.

Логическое единство предполагает, прежде всего, единство предмета правового  регулирования. Нормативно-правовой акт  должен быть направлен на регулирование  строго определенных общественных отношений, его создание должно иметь строго определенную единую цель - придать  определенному комплексу общественных отношений некое состояние, соответствующее  представлениям участников законотворческого  процесса об объективной социальной необходимости.

Логическое единство закона или подзаконного акта означает, что  он регулирует общественные отношения  в какой-то одной строго определенной сфере и принадлежит к определенному  нормативно-правовому образованию (отрасли, подотрасли, институту). Грубейшим нарушением и правил создания акта, и принципов формирования системы законодательства будет создание законодательного акта, одновременно относящегося к двум или более отраслям права. Регулятивные возможности такого акта будут сильно ограничены, а системность законодательства от его принятия сильно пострадает. Нежелательно также создание нормативно-правового акта, регулирующего одновременно общественные отношения, принадлежащие к предмету регулирования нескольких разных институтов права.

3). В качестве третьего  логического требования к закону можно выделить его логическую системность и завершенность, что выступает как продолжение его логического единства.

Системность нормативно-правового  воздействия, являющаяся залогом ее эффективности, предполагает системный  характер воздействия каждого конкретного  нормативно-правового акта. Каждый закон должен представлять собой самостоятельную законченную систему, определяющую поведение индивидов и их групп. Системность его воздействия означает наличие определенной внутренней структуры, имеющей целью упорядочить, уложить в определенные логические этапы процесс правового регулирования и тем самым оптимизировать его регулятивную эффективность.

Логическая системность  и законченность закона предполагает в обязательном порядке изложение  в законодательстве всех трех элементов  нормы права: гипотезы, диспозиции и  санкции. Законченное отражение  в законодательстве всех этих трех составляющих является необходимым  условием действенности нормативно-правовых предписаний, посвященных выражению  и формальному закреплению нормы  права. При этом вовсе не обязательно  выражение всех трех элементов в  одном нормативно-правовом акте, но в законодательстве вообще они должны найти отражение. Норма права, нашедшая отражение в конкретном нормативно-правовом акте, должна быть изложена полностью, в противном случае ни один из законов  или подзаконных актов, являющихся ее источниками, полноценно действовать  не будет. Такие законы просто не могут  рассматриваться как полноценные  регуляторы общественных отношений, даже если субъекты правового регулирования  захотят подчинить содержащимся в них требованиям свое поведение, они просто не всегда смогут это  сделать. Незаконченное, структурно-логически ущербное нормативно-правовое предписание воздействует на поведение людей однобоко, некомплексно, фрагментарно, а потому - с недостаточной эффективностью.

4). В качестве следующего  требования к логике закона  можно выделить логическую последовательность  изложения нормативно-правовых предписаний.  Регулятивные возможности нормативно-правового  акта во многом зависят от  того, в какой последовательности  изложены его положения, как  они между собой связаны. Логически  правильно изложенные, связанные  между собой по смыслу требования  позволяют более полно и точно  понять их, оказывая более эффективное  психологическое воздействие. Этот  принцип предполагает гармоничное  согласование всех правовых требований, выражаемых в нормативно-правовом  акте, выражение их в определенной  последовательности и во взаимосвязи  между собой. Закон представляет  собой единую по смыслу конструкцию.  Статьи и их пункты, главы, разделы  и другие составные части нормативно-правового  акта должны вытекать друг  из друга, каждая структурная  составляющая закона или подзаконного  акта должна быть органически  связана с другими, проистекать  из них и дополнять их. "Иначе  говоря, закон должен представлять  собой целостную систему, каждый элемент которой дополняет, конкретизирует или развивает предыдущий и одновременно служит основой для развертывания положений последующих элементов" [4].

Эти требования к построению нормативно-правового акта во многом определяют его структуру, порядок  изложения в нем требований, являющихся проявлением нормы права.

 

3.2 СТИЛЬ ЗАКОНА

 

Основополагающие требования к логике закона определяют такую  важнейшую его характеристику, как  стиль.

Стиль закона можно определить как систему изложения текста закона, совокупность характерных черт формулирования словами его смысла [16]. Стиль закона позволяет сформулировать его требования оптимально емко, четко  и лаконично, что является залогом  правильности их воздействия на сознание субъектов правового регулирования, адекватного восприятия и эффективности  действия. Стиль закона делает нормативно-правовой акт регулятором поведения членов общества, он является той особенностью, которая отличает закон как выражение  правового предписания от литературных произведений и прочих текстов. Эти  функции и определяют следующие  основные к нему требования:

1. В качестве первого  требования к стилю закона  можно выделить его директивность  и официальность. Формулировки  нормативно-правового акта должны  носить волевой, властно-обязывающий  характер. "Субъекты права обязаны  вести себя в строгом соответствии  с указаниями закона, в строго  установленных рамках предписанного  им долженствования. Это не  художественный стиль, с помощью  которого создаются образы или  описываются те или иные факты,  события, явления или процессы, чувства или переживания героев. Это стиль строгих предписаний,  требований, приказов выполнять  законом установленные правила" [4].

Информация о работе Современная законодательная техника