Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать современные способы систематизации законодательства в Российской Федерации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть историю возникновения систематизации законодательства в России;
2) исследовать понятие и характерные черты систематизации законодательства;
3) рассмотреть основные способы систематизации законодательства в Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 6
1.1. История развития систематизации законодательства в России 6
1.2. Понятие и характерные черты систематизации законодательства. 14
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20
2.1. Учет как форма систематизации законодательства 20
2.2. Консолидация и инкорпорация. 27
2.3. Кодификация 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Четко налаженный учет законодательства необходим, прежде всего, для квалифицированного применения правовых норм в повседневной практической деятельности исполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм, объединений и так далее. Особую роль играет своевременный и полный учет законодательства в деятельности судебных и прокурорских органов. Кроме того, такой учет необходим для квалифицированной подготовки проектов законодательных и иных правовых актов, для составления разного рода сборников законодательства и сводных кодификационных актов, перечней актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу, для осуществления справочно-информационной работы (выдача справок по законодательству, составление разного рода тематических обзоров), подготовки заключений по проектам нормативных актов. Наконец, без надлежащего учета нормативных актов невозможно эффективное правовое просвещение, деятельность учебных и научных юридических учреждений.
Органы, учреждения и организации
осуществляют учет, как для удовлетворения
своих собственных
В Российской Федерации обычно подлежат учету федеральные законы, нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ, акты Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центрального банка РФ. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет, в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и так далее).
Основные принципы организации учета законодательства:
1. полнота информационного
массива, обеспечивающая
2. достоверность информации,
основанная на использовании
официальных источников
3. удобства пользования, необходимые для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.
Выделяют следующие виды учёта законодательства:
1. журнальный учет;
2. карточный учет;
3. ведение контрольных
текстов действующих
4. автоматизированный учет законодательства.
Наиболее простой вид
учета законодательства - это журнальный
учет (фиксация реквизитов нормативных
актов) в специальных журналах. Такой
учет может вестись по хронологическому,
алфавитно-предметному или
Более совершенная форма учета законодательства - картотечный учет. Это создание разного ряда картотек, то есть системы карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации. На карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, источник официального опубликования), либо полный текст такого акта, что представляется более предпочтительным. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки, тиражирование необходимых карточек и так далее).
Преимущества картотечного учета проявляются и в том, что он обеспечивает возможность оперативно вносить коррективы в карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточке акт.
Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному, либо предметно-отраслевому принципам. Наиболее удобен последний принцип, когда учет осуществляется путем расположения всех карточек в соответствующих разделах, подразделах, отделах, пунктах и других подразделениях заранее разработанного и утвержденного классификатора, основанного на делении всего массива законодательства на отрасли, подотрасли, институты и так далее.
Необходимо отметить важность создания подобных классификаторов33, без которых невозможно упорядочение законодательства, формирование единой внутренне согласованной системы законодательства, разработка схем систематических собраний (сводов) законодательства. Классификатор должен быть основой стандарта в области классификации правовых актов. На сегодняшний день единственным официальным источником классификации российского законодательства является Классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 года №51134.
Ведение контрольных текстов
действующих нормативных актов -
это форма учета
В деятельности того или
иного органа, учреждения могут сочетаться
различные формы учета
В последние десятилетия все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики35. Создание автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с другими видами учета нормативных актов.
Во-первых, в компьютерные системы возможно заложить практически безграничный объем правовой информации. Сюда может быть внесено все законодательство страны (законы, указы Президента, постановления Правительства, все виды ведомственных актов), включая и нормативные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, ныне отмененные нормативные акты, проекты будущих законов, законодательство ряда зарубежных государств, важнейшие решения судебных органов, аннотации юридической литературы и так далее и тому подобное.
Во-вторых, справки о законодательстве и практике его применения можно получить при автоматизированном учете по любому интересующему абонента вопросу, в то время как, например, при картотечном учете такие справки можно выдать лишь в зависимости от рубрик классификатора картотеки.
В-третьих, компьютер создает возможность получить юридическую справку максимально быстро и сразу же ее напечатать и оттиражировать в том количестве, какое необходимо абоненту.
Впервые автоматизированная система правовой информации была создана в США в 60-х годах группой ученых и юристов под руководством профессора Д. Хорти. В настоящее время в США и других западных государствах созданы десятки систем такого рода. Одни из них входят в состав аппарата органов законодательной, исполнительной и судебной власти, другие носят частный характер и обслуживают на договорной основе частные фирмы, организации, адвокатов, юрисконсультов. Существует единая система правовой информации для всех западноевропейских государств, которая включает в себя примерно 150 тыс. единиц правовых документов36.
В Российской Федерации такого
рода автоматизированные системы созданы
в аппарате Государственной Думы,
Совета Федерации, Президента РФ, Правительства
РФ, в Министерстве юстиции РФ и
ЦБ, ряде других федеральных органов.
Так, при Министерстве Юстиции РФ
действует Научный центр
В настоящее время информационно-
Существующие информационно-
Таким образом, компьютерная систематизация правовых актов является важным фактором формирования правовой культуры и правосознания российских граждан, одним из эффективных способов обеспечения доступности для граждан России действующего законодательства, способом обеспечения права на свободное получение информации о конституционно гарантированных правах и свободах человека и гражданина.
Поскольку в России и в других странах реально уже существуют справочные правовые компьютерные комплексы, исследование проблематики их функционирования будет способствовать повышению эффективности таких систем как способа улучшения качества самой систематизации российского законодательства.
Исследование всего комплекса вопросов, связанных с совершенствованием законодательства, созданием и функционированием справочных правовых компьютерных систем в Российской Федерации и их роли в систематизации национального и международного законодательства, несомненно, будет способствовать решению актуальных проблем теории и практики по обеспечению единообразия использования нормативно-правовых актов на всей территории страны.
С течением времени в любой
развитой правовой системе образуется
значительное число (иногда десятки
и сотни) нормативных актов, имеющих
один и тот же предмет регулирования.
Предписания таких актов
Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.
Консолидация – это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно - правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой акт без изменения содержания38.
Особенности консолидации состоит
в том, что она содержит в себе
некоторые черты кодификации
и инкорпорации. По форме систематизации
нормативно – правовых актов консолидация
в большей мере примыкает к
систематической инкорпорации. Она
используется там, где отсутствует
необходимость или возможность
кодификации. В этих случаях консолидация
выступает, как эффективное средство
для объединения однородного
нормативного материала, сокращение числа
актов и улучшения формы
В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта.
Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, чтобы использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).
Работу по созданию качественно
новой правовой системы России, существенному
обновлению всех основных сфер регулирования
следует проводить таким
Ревизия всего массива действующих актов должна выражаться как в отмене устаревших актов и их частей, внесении в них соответствующих изменений, так и в объединении действующих норм из разных актов, от которых остались лишь отдельные фрагменты, издании укрупненных актов по определенным вопросам.
Информация о работе Современные способы систематизации законодательства