Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:35, курсовая работа
Сегодня актуальна разработка новой эффективной методики освещения вопросов права, так как в результате проводимой правовой реформы расширилась источниковая база права, появился ряд новых правовых институтов, вместе с тем глобальное обновление нормативного материала вызвало неравномерность в развитии отдельных его элементов, утрату системных качеств, нарушения единого правового пространства. Использование теории правовых предписаний может стать одним из способов системного и последовательного изучения вопросов и проблем юриспруденции
Введение
Соотношение нормы права и правового предписания.
Понятия и признаки нормы права и правового предписания.
Сравнительная характеристика нормы права и правового предписания.
Структура нормы права и структура правового предписания.
Классификация правовых предписаний.
Соотношение статьи нормативного акта, нормы права и нормативного предписания.
Способы изложения правовых предписаний в статьях нормативных актов.
Способы изложения правовых предписаний по полноте.
Способы изложения правовых норм в зависимости от степени обобщенности.
Императивное предписание - закрепляет такой вариант поведения граждан и иных субъектов права, которому они должны неукоснительно следовать. К императивным предписаниям относятся:
обязывающее предписание - устанавливающее обязанность граждан и иных субъектов права действовать определенным образом;
запрещающее предписание - устанавливающее запрет на совершение каких-либо деяний (активного или бездействия); такие предписания обязывают или не разрешают вступать в определенные отношения. исключают возможность замены содержащегося в нем правила каким-либо иным условием, установленным для данного вида правоотношения его участниками;
диспозитивное предписание - предоставляет возможность сторонам самим с помощью договора устанавливать права и обязанности в правоотношении, а при отсутствии такого договора восполняет пробел в волеизъявлении сторон; содержит правила, которые применяются лишь в тех случаях, когда участники правоотношения не выработали иного условия по вопросу, разрешенному в данном предписании;
предписание-стимул - содержит материальные, моральные и другие стимулы, побуждающие граждан и иных субъектов права действовать определенным образом;
бланкетное предписание - содержит отсылку к другому нормативному правовому акту, содержащему подробную регламентацию соответствующих прав и обязанностей; устанавливает ответственность за нарушение каких-либо правил поведения, закрепленных другим нормативным правовым актом; не содержит в своей структуре полного изложения правовых норм, но указывают на другие правовые установления, которые приняты или могут быть приняты;
отсылочное предписание - содержит отсылку к другим пунктам того же акта; преследует цель не загромождать текст правового акта излишними повторениями правил, изложенных в других предписаниях, и содержат указания на эти предписания;
обеспечивающее предписание - закрепляет решение правотворческого органа о признании акта или его части утратившими силу либо о внесении в него изменений.
По мнению Д.Б. Беспрозванного, использование понятия нормативное правовое предписание для определения довольно многочисленной группы, так называемых отправных норм (принципы, дефиниции, декларации) может снять известные споры о месте, роли и структуре этих юридических образований. Любое из нормативных предписаний этой группы путем логического синтеза может быть «вписано» в структуру нормативного предписания правила поведения и вместе с ним образовать полную логическую норму права в единстве всех трех элементов: гипотеза, диспозиция, санкция [22].
§ 5. Соотношение статьи нормативного акта, нормы права и нормативного предписания
Отождествлять норму права и нормативное предписание нельзя, так как они решают разные теоретические и практические задачи в правовой системе. Норма права является завершенной моделью (образом) поведения, отдельная норма это своего рода - право в миниатюре, тогда как нормативное предписание всего лишь элемент общей модели поведения. Нормативное предписание организует и выражает структурные элементы нормы права в законодательстве.
Норма приобретает свои признаки в результате воплощения ее в нормативно-правовом акте, но само это воплощение происходит опосредованно через правовое предписание. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта - это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства.
Прежде всего, отличие состоит в том, что норма права и статья закона являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства. Другими словами, структура нормы права - это законодательно-логическая категория, и может не совпадать со словесной формулировкой нормативно-правового акта.
Основой структурной единицей нормативно правового акта является статья. Статья - это структурно обособленная часть нормативно-правового акта, представляющая собой государственно-властное веление и содержание одну норму права, несколько норм права или часть нормы права. Структурная обособленность выражается тем, что в кодифицированных нормативно правовых актах статья имеет заглавие или порядковый номер. С понятием статьи можно отождествлять понятия ‘’пункта’’, ’’параграфа’’. Статья является формой отдельных норм права, организацией текста отдельных норм права, следовательно, самое первое соотношение статьи и нормы, как формы и содержания. Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению.
В одной статье нормативного акта (и даже в одном нормативном акте в совокупности его статей) не всегда могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая норма. Это определяется рядом обстоятельств.
При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы. Поэтому текст делится на разделы, статьи, части статей; в кодексах – на главы, разделы или на общую и особенную части. В начале многих нормативных актов обозначаются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, связанные со многими или со всеми нормами данной отрасли права. Объединение близких по своим предписаниям норм или их частей в одну статью или раздел нормативного акта позволяет избежать повторений и длиннот.
Изложение одной правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием компетенции органов, определяющих разные части правовой нормы.
Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Так, для уголовного законодательства традиционны условные формулировки: «преступление» (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо ложный донос и т.д.) наказывается...», хотя на самом деле наказывается не преступление, а преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т.п.). В законодательстве используются условные термины: например, «молодой специалист» может оказаться по возрасту далеко не молодым работником, осваивающим новую для него специальность и потому имеющим право на некоторые льготы. В ряде статей нормативных актов для смыслового усиления должное описывается как сущее: «Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого»; «Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей».
Наследием времен, когда законодательство было формой пропаганды, является наличие в текстах законов идеологических и политических сентенций, имеющих программный, но не юридический характер. Это приводило к тому, что эти тексты неправильно выражали правовые нормы. Так, если в законах говорится об обжаловании в суд «незаконных действий» должностных лиц и государственных органов (вариант: «действий, нарушающих права и свободы граждан»), получается так, что суд может принимать жалобы только на действия, незаконность которых где-то и кем-то уже установлена, а жалобы на законные действия принимать вообще не должен, хотя бы жалобщик и считал свои права нарушенными. В другом нормативном акте определялся порядок возмещения ущерба, причиненного гражданину «незаконными действиями органов следствия, дознания, суда»; выходило, что ущерб, причиненный законными, но ошибочными действиями этих органов, возмещению не подлежит.
Различие между нормами права и статьями законов и в том, что в тексте нормативного акта могут содержаться индивидуальные распоряжения, а также обоснования нормативного акта, фактические утверждения, программные положения, призывы, декларации, правила общежития, морально-политические нормы и принципы, не связанные непосредственно с механизмом правового регулирования. Право же состоит из норм, выраженных через правовые предписания. Это различие способно порождать противоречия между правом и текстом закона, которые могут осложняться и обостряться в связи с тем, что в массовом (обыденном) сознании исторически сложилось преобладание преимущественно моральных критериев и норм, а также бытуют порой негативные оценки юридических категорий как сугубо «формальных», а то и «бюрократических». Эти оценки и критерии могут вести к тому, что при обращении к закону часть общественного правосознания признает в нем «своими» и примет только те положения, которые не являются собственно юридическими, а представляют собой описание в тексте закона социальных ценностей, изложение программных положений, выражение общественно-политических, нравственных, идеологических принципов и норм. На практике это противоречие, если в структуре закона собственно юридические предписания не обособлены от морально-политических и иных положений, может вести к досадным недоразумениям и трагическим разочарованиям («в законе сказано так, а суд решил как-то иначе»).
Законодательная техника, требования простоты, компактности, логической стройности изложения, правовые традиции отрасли права выработали различные способы расположения элементов правовой нормы внутри нормативного акта либо нескольких актов.
Так, в одной статье может содержаться две или более нормы предписания. Например: в ст. 213 УК РФ содержится определение хулиганства и содержится наказание за него; также в этой статье содержится понятие хулиганства с применением оружия и наказание за него.
Логическая норма, как правило ‘’растворена’’ в тексте, то есть она может быть, расположена в разных статьях. Отдельные части нормы (элементы нормы) могут быть расположены не только в разных статьях, но и в разных нормативно правовых актах. Например: ст. 249 КЗОТ РФ об ответственности за нарушение законодательства о труде содержит гипотезу и диспозицию. А ст. 138 КЗОТ РФ о нарушении законодательства о труде и ст. 143 УК РФ о нарушении правил охраны труда, содержит санкцию.
Логическая норма может находиться в составе трех ее элементов и одной целой статье, но тогда диспозицию или санкцию нужно выводить в статье логическим путем. Если придерживаться мнения некоторых из указанных авторов, что право состоит из норм-предписаний, то как тогда быть с такими нормами где, например: в ст. 14 УК РФ содержится понятие преступления (это дефинитивная норма), а условия, при которых совершается преступление (гипотеза) и меры наказания (санкция) не содержатся в этой же статье, а содержатся в других статьях.
В статьях Конституции содержатся, как правило, только гипотеза и диспозиция, санкция же отсутствует. В ряде статей уголовного закона гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формулируется только в общем виде.
Выводы по главе 1.
По результатам рассмотренных вопросов мы приходим к следующим выводам.
Нормативно-правовое предписание — это элементарное, цельное, логически завершенное государственно-властное веление нормативного характера, непосредственно выраженное в тексте нормативно-правового акта. Предписание лежит в основе отраслевого среза системы законодательства, правовая норма — это начальный элемент системы права, она состоит из трех структурных частей: гипотезы, диспозиции и санкции.
Соотношение нормы и предписания заключается главным образом в следующем. Во-первых, в тексте нормативного акта, кроме правовых норм, могут быть изложены и другие государственно-властные веления, такие как правовые декларации, дефиниции, принципы. Если признавать их самостоятельными видами предписаний, то правовые нормы выступают лишь как один из видов нормативных предписаний. Получается, что понятие «предписание» значительно шире по объему, чем «норма», и включает норму в качестве одной из своих составных частей. Более узкое понятие нормативного предписания связано с тем видом предписаний, которые выражают правовую норму. С одной стороны, правовое предписание выступает как форма существования нормы права, способ ее изложения в тексте нормативного акта.
Правовая норма как идеальная конструкция не может существовать без материального носителя. Материальным носителем для правовой нормы как идеальной конструкции выступает текст нормативного акта, из которого мы и получаем информацию о содержании правовых норм. Начальным элементом этого текста является отдельное предложение, так как любое предложение представляет собой относительно законченное самостоятельное сообщение. Поэтому именно предложение является грамматическим аналогом нормативно-правового предписания. Отсюда следует, что изучение правовых предписаний связано прежде всего с исследованием конкретных предложений текста нормативного акта.
Анализ предложения с лингвистической точки зрения однозначно свидетельствует о его двучленной структуре. Очевидно, что двучленная конструкция («если... то») не может продемонстрировать глубину и сложность содержания правовой нормы, выразить все ее элементы. Поэтому для изложения нормы в тексте закона недостаточно одного предписания.
Как правило, чтобы выявить внутреннее строение нормы права, необходимо проанализировать значительно больше правового материала, чем одна статья, тем более одно предложение. Следовательно, одно предложение текста нормативного акта может передать содержание лишь части правовой нормы. А раз мы отождествляем нормативное предписание именно с отдельным предложением, то можно говорить о втором аспекте проблемы соотношения правовой нормы и соответствующего ей вида предписаний.
Нормативное предписание следует считать лишь частью нормы права. Действительно, правовая норма неделима в рамках системы права, однако, будучи изложенной в нормативном акте, она оказывается в совершенно другой плоскости, где логически необходимо и целесообразно формулировать глубокое и многогранное содержание нормы в виде нескольких элементарных суждений. Каждое из этих суждений способно отразить лишь один из аспектов, лишь часть всего содержания правовой нормы. Норма права с точки зрения концепции трехчленной структуры слишком сложна, чтобы одно предписание-предложение, могло полностью передать ее содержание.
Итак, правовая
норма — это один из видов нормативно-правовых
предписаний. В то же время, если рассматривать
только данный вид предписаний в
соотношении с идеальной
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ ПРЕДПИСАНИЙ В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
§ 1. Способы изложения правовых предписаний по полноте
Информация о работе Способы изложения правовых предписаний в статьях нормативных актов