Способы изложения правовых предписаний в статьях нормативных актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Сегодня актуальна разработка новой эффективной методики освещения вопросов права, так как в результате проводимой правовой реформы расширилась источниковая база права, появился ряд новых правовых институтов, вместе с тем глобальное обновление нормативного материала вызвало неравномерность в развитии отдельных его элементов, утрату системных качеств, нарушения единого правового пространства. Использование теории правовых предписаний может стать одним из способов системного и последовательного изучения вопросов и проблем юриспруденции

Содержание работы

Введение
Соотношение нормы права и правового предписания.
Понятия и признаки нормы права и правового предписания.
Сравнительная характеристика нормы права и правового предписания.
Структура нормы права и структура правового предписания.
Классификация правовых предписаний.
Соотношение статьи нормативного акта, нормы права и нормативного предписания.
Способы изложения правовых предписаний в статьях нормативных актов.
Способы изложения правовых предписаний по полноте.
Способы изложения правовых норм в зависимости от степени обобщенности.

Файлы: 1 файл

печать курсовой.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

На основании  вывода, сделанного по главе 1, говоря ниже о правовых нормах, будем подразумевать, что они излагаются посредством правовых предписаний – а значит, изложение правовой нормы – это изложение правовых предписаний.

Способы изложения  норм права посредством правовых предписаний в статьях нормативных актов обусловлены спецификой регулируемых отношений и конструкций правовой нормы в тексте нормативного акта. Способы изложения — это те правила и приемы, которые используются законодателем для формулирования объема юридических норм в тексте закона (иного нормативного акта).

В зависимости  от полноты изложения элементов  нормы права в статьях нормативных  актов (гипотезы, диспозиции и санкции) принято различать прямой и отсылочный способы (в т. ч. ссылочный и бланкетный способы). В зависимости от уровня нормативного обобщения различают абстрактный и казуистический способы изложения права:

При этом отсылки  и бланкетные нормы являются одновременно  видами связей между нормативными правовыми  актами и отдельными нормами права (наряду с предписаниями принять какой-либо нормативный правовой акт, осуществить правовое регулирование определенной области общественных отношений, указанием на более высокий или равный по юридической силе законодательный акт, во исполнение которого принят закон). Система таких связей – это важный элемент законодательной техники, которая позволяет избежать повторов, дублирования и перенасыщения правового материала.

Несмотря на то, что способы изложения элементов  нормы права в статьях нормативно-правовых актов различны,  норма права сохраняет свою логическую структуру: правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит перед ним ряд специальных задач: придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой, как движение от общего к конкретному;  избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений; добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными языковыми средствами; исключить самоочевидные и общеизвестные (в силу массового социального опыта людей) условия, факты и положения.

Решение этих задач  — постоянно действующий фактор, который объясняет несовпадение статьи нормативного акта и нормы права: нередко норма права изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они непосредственно не совпадают. Поэтому  можно утверждать, что норма права и пункт нормативного акта не тождественны: пункт - это часть текста, а норма права - это правило поведения. В наиболее общем виде все многообразие этих расхождений и, следовательно, варианты изложения правовых норм может быть сведено к нескольким вариантам.

По характеру  изложения правовых норм в статьях принято различать прямой, отсылочный и бланкетный способы.

1) Прямой способ  изложения

Суть данного  способа заключается в том, что  законодатель включает в статью нормативно-правового  акта все три элемента правовой нормы, т.е. и гипотезу, и диспозицию, и санкцию. В данном случае логическая структура нормы полностью совпадает со структурой того нормативно-правового акта, в котором она содержится. Использование такого способа не требует привлечения дополнительных источников для уяснения смысла правовой нормы.

Такой вариант  соотношения нормы и статьи нормативного акта наиболее приемлем как для правоприменителя, так и для граждан. В качестве примера такого совпадения можно  привести ст. 397 ГК РФ "Исполнение обязательства  за счет должника", ст. 110 Семейного кодекса РФ.

Однако не все  авторы считают прямой способ изложения  правовых норм практически возможным. В курсе лекций МГУ, например, утверждается, что в одной статье нормативного акта (и даже - в одном нормативном  акте) все элементы правовой нормы никогда не могут быть выражены в полном объеме.

2) Отсылочный  способ изложения: 

При отсылочном способе возможны два варианта.

Во-первых, в  одной статье нормативного акта содержится несколько норм. Примером такого соотношения  являются статьи Особенной части Уголовного кодекса, содержащие квалифицирующие составы преступлений (ст. 139, 141, 143, 144, 146, 147 и др.). В данном случае каждая часть этих статей содержит самостоятельный вид преступления. В целях экономии нормативного материала и во избежание его громоздкости законодатель использует именно такой способ конструирования правовых норм.

Во-вторых, норма  права содержится в нескольких статьях  нормативного акта (и даже нескольких нормативных актов). Примером этого  являются ссылочные и бланкетные нормы.

а) Ссылочный  способ изложения:

При этом способе  элементы нормы права излагаются в нескольких статьях одного и  того же нормативного акта (одна норма  права (ее элементы) содержится в нескольких пунктах), делается ссылка на другую статью или часть статьи этого же нормативного акта. В этом случае нормы права и статья нормативного акта не совпадают между собой, так как в статье содержатся отдельные элементы нормы, а другие ее элементы помещаются в иных статьях данного нормативного акта (отсылочные нормы).

Примером отсылочного  способа изложения может являться статья 103 Уголовного кодекса Российской Федерации “ Умышленное убийство “. В данной статье наказание лишением свободы на срок от трех до десяти лет  назначается за убийство без отягчающих обстоятельств. Перечень же признаков подобных обстоятельств находится в статье 102 данного кодекса. Таким образом, очевидно, что в представленной статье диспозиция нормы не раскрывается: чтобы указать ее содержание, нужно обратиться к статье 102, где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью и т.д. Следовательно, чтобы применить норму, содержащуюся в статье 103 Уголовного кодекса, необходимо убедиться в отсутствии признаков, указанных в статье 102. Статья 103 отсылает нас к статье 102 и поэтому называется отсылочной.

Также, например, в соответствии со ст. 97 УПК РФ дознаватель, следователь, прокурор, а также суд  в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому одну из мер пресечения, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом. Перечень таких мер пресечения предусмотрен в статье 98 УПК РФ. Или же: согласно ст. 286 Бюджетного кодекса РФ очередность списания средств со счетов федерального бюджета определяется ст. 255 данного Кодекса.

б) Бланкетный способ изложения:

При этом способе  элементы нормы права излагаются в нескольких статьях  различных  нормативных актов. Правовая информация может быть представлена по-разному:

1) Статья указывает  на элемент нормы права путем отсылки к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.

2) При неполном  изложении правовой информации  в статье, которое требует привлечения  дополнительных источников, не указываются  сами эти источники. Другими  словами, в статье имеется ссылка  не на другую, конкретную статью нормативно-другого правового акта, а на законодательство вообще. Например, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы Уголовного кодекса должны быть привлечены нормативные акты, регламентирующие все случаи законного приобретения, хранения, ношения, изготовления и сбыта огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

3) В статье  нормативно-правового акта устанавливается  лишь ответственность за нарушение  определенных правил, самих же  охраняемых правил в этой статье  не содержится. В тех статьях, нормативных актов, где применяется такой способ, гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила поведения (диспозиция) только называются. Для того, чтобы четко определить санкцию, компетентные органы должны обратиться к специальным правовым актам, в которых правила, соответствующие данной норме, закреплены отдельно.

Например, «Нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение  эпизоотии или иные тяжкие последствия, - наказывается...» (пункт 1 статьи 249 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Статья 252 Уголовного Кодекса России гласит: “Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от 2 до 10 лет”. В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины.

4) Довольно часто  в законах и подзаконных актах  содержатся нормативные предписания  уполномоченным органам принять  или разработать тот или иной  нормативный правовой акт или  осуществить правовое регулирование  определенной области общественных  отношений. Подобные предписания могут также содержать указание на сроки принятия необходимых актов и их форму.

Например, «Поручить  Правительству Российской Федерации  разработать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим  Федеральным законом, и привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом» (пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Таким образом, отличие бланкетных норм от ссылочных  норм состоит главным образом в следующем:

1) если любую  ссылочную норму можно сформулировать  как определенную, включив в нее  соответствующие части других  правовых норм, то с бланкетной  нормой этого сделать нельзя, поскольку такие части могут  не существовать (например, правила пользования служебным транспортом).

2) при ссылочном  способе указывается конкретная  статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения  об элементах правовой нормы.  Эта статья содержится в том  же нормативно-правовом акте. При  бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом (других) нормативно-правовых актах.

Отсылки являются наиболее распространенным видом связи  нормативных правовых актов. Отсылки можно классифицировать следующим образом:

1. По юридической  силе нормативных правовых актов,  к которым делается отсылка:

а) отсылки к  нормативным правовым актам более  высокой юридической силы;

б) отсылки к  нормативным правовым актам равной юридической силы;

в) отсылки к  нормативным правовым актам более  низкой юридической силы.

2. По степени  конкретизации:

а) отсылки к  неопределенному законодательному акту;

Например, «Избирательное объединение — политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня» (пункт 25 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

б) отсылки к  определенному законодательному акту;

Например, «Отношения, связанные с назначением, подготовкой  и проведением референдума Российской Федерации, регулируются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме РФ» и настоящим законом» (пункт 2 статьи 11 вышеназванного Федерального закона);

в) отсылки к  отдельным нормам права;

Например, «Документы, указанные в пунктах 1—3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично» (пункт 5 статьи 33 вышеназванного Федерального закона).

3. По сфере  действия нормативных правовых  актов, к которым делается отсылка:

а) отсылки к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации;

Например, «Законом субъекта Российской Федерации может  быть установлено, что на выборах  в представительные органы муниципальных  образований при определенном числе  избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей» (пункт 2 статьи 40 вышеназванного Федерального закона).

б) отсылки к  федеральным нормативным правовым актам;

Например, «Федеральным законом инициатива проведения референдума  может быть предоставлена иным субъектам» (пункт 2 статьи 14 Федерального закона);

в) отсылки к  международным нормативным правовым актам и договорам;

Например, «На  основании международных договоров  Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные  граждане, постоянно проживающие  на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными...» (пункт 10 статьи 4 Федерального закона).

Малоисследованным является вопрос о том, в каких  случаях использование отсылки  является оправданным и необходимым. Так, В.М. Сырых выделяет два таких  случая: когда нормативное предписание, на которое ссылается законодатель, находится в другом нормативном правовом акте, выпадающем из общей связи нормативных актов, и самим интерпретатором может быть не обнаружен; когда законодатель хотел особо подчеркнуть важность нормативных предписаний, находящихся за пределами данного закона, при применении норм проектируемого закона.

Данный список может быть расширен. Так, оправданно использование отсылок с целью  избежания дублирования правовых предписаний. В то же время возникает опасность  злоупотреблений отсылками, что нередко встречается в законодательстве. Примером может служить такая отсылка: «Лица путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ права избирать и быть избранным... несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами». Данное положение несет лишь информационную нагрузку, но никак не регулятивную или охранительную.

Информация о работе Способы изложения правовых предписаний в статьях нормативных актов