Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:15, курсовая работа
Целью представленной работы является исследование сущности унитарной формы государственного устройства, ее понятия, признаков и позитивных ее аспектов, а так же проведение сравнительного анализа унитаризма Республики Беларусь и Республики Польша. Для достижения этой цели в исследовании ставятся и решаются следующие задачи :
- изучить общее понятие и классификацию форм государственного устройства;
- определить понятие «простого (унитарного, единого) государства» и дать конкретный перечень признаков, характеризующих унитарную форму государственного устройства;
- раскрыть виды унитарных форм государственного устройства;
Введение 3
1 Унитаризм как политическая и юридическая категория 6
1.1 Общее понятие и классификация форм государственного устройства 6
1.2 Понятие и признаки унитарного государства 14
2 Сравнительный анализ: унитаризм и федерализм 21
3 Характеристика основных признаков унитарности Республики Польша и Республики Беларусь 26
Заключение 41
Список использованных источников 44
К униям также можно
отнести и такие формы
Предложенную классификацию схематически можно представить в следующем виде:
Рисунок 2. Классификация форм государственного устройства
Примечание. Источник: собственная разработка.
По политическому режиму государства могут классифицироваться по двум основаниям: демократические и антидемократические.
Демократические режимы можно подразделить на собственно демократический (когда речь идет о «власти народа» и равенстве всех перед законом, т.е. режим республики), и либеральный (когда речь идет о монархических государствах, где монарх осуществляет власть по справедливости, либерально).
Антидемократические (тоталитарные)
режимы представляют весьма разнообразный
букет: теократически-монархический, деспотический,
тиранический, военно-полицейский (хунта),
фашистский, расистский, клерикально-
Общепризнанные классификации
формы государства
Монистическая (монократическая) государственная форма характеризуется тем, что государственная власть находится в руках одного центра, независимо от того, каким является этот центр - абсолютным монархом, военным революционным советом и т.д. Данная форма характеризуется также централизацией государственного устройства, хотя она может называться официально федерацией (например, СССР), иметь автономные национальные образования (Иракский Курдистан). Государственный режим в условиях данной формы отличается авторитарными методами управления.
Сегментарная государственная
форма предполагает известное разделение
ролей между разными
Плюралистическая
В.Е. Чиркин (автор системного подхода к классификации форм государства) считает, что эта классификация позволяет учесть и содержательную сторону формы, т.е. определенность у каких структур находится реальная государственная власть.
Таким образом, форма государственного
устройства - это способ территориальной
организации государственной власти,
который выражается в национально-государственном
и административно-
Унитарное государство (от лат. unus, unitas
— один, единство) — это одна из основных
форм политико-территориальной организации
государства, при которой его единая территория
подразделяется обычно не на отдельные
государства и/или государственные образования
(республики, штаты, земли и др.), а на административно-
Это, можно сказать, «идеальный тип» унитарного государства, от которого в реальной жизни имеются более или менее существенные отклонения, сближающие иногда такие разновидности унитарного государства с федеративным, о чем речь ниже.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
- во-первых, унитарное устройство
предполагает единые, общие для
всей страны высшие
- во-вторых, на территории унитарного
государства действуют одна
- в-третьих, составные части
унитарного государства (
- в-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
- в-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
- в-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Простые унитарные государства
по своей территориальной
По характеру взаимоотношений между государством в целом, высшими органами государственной власти и управления и его структурными частями, их органами власти, управления и самоуправления унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В свою очередь централизованные государства по степени своей централизации могут разграничиваться на крайнецентрализованные или сверхцентрализованные, характерные для недемократических стран, и умеренноцентрализованные или демократически централизованные. Точно так же децентрализованность унитарных государств может быть достаточно высокой и относительно слабой. В сверхцентрализованных и централизованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль жесткого и полного подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местами (Индонезия, Таиланд, Польша, Болгария и др.). Для децентрализованных унитарных государств характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене (Франция, Великобритания и др.).
Административно-
Примерами простых унитарных государств,
в которых нет автономных образований,
могут служить Индонезия, Египет и Польша.
Административно-
Административно-
В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть «единое государство», а ст. 15 указывает, что в нем «территориальное устройство обеспечивает децентрализацию публичной власти». Ее политико-территориальная структура включает 49 воеводств, включая воеводство г. Варшавы. Воеводства как среднее звено организации государственной власти, осуществляющие деконцентрацию власти центра, не имеют представительных органов и управляются единолично воеводами, назначенными Председателем правительства и являющимися органами правительственной администрации и представителями правительства в воеводстве. На нижнем уровне осуществляется территориальное самоуправление, основной единицей которого является община (гмина), выполняющая публичные задачи, не закрепленные за органами иных публичных властей и иными единицами территориального самоуправления. Воевода осуществляет надзор за деятельностью органов территориального самоуправления [19, с. 119].
Информация о работе Сравнительный анализ унитаризма Польши и РБ