Сравнительный анализ унитаризма Польши и РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является исследование сущности унитарной формы государственного устройства, ее понятия, признаков и позитивных ее аспектов, а так же проведение сравнительного анализа унитаризма Республики Беларусь и Республики Польша. Для достижения этой цели в исследовании ставятся и решаются следующие задачи :
- изучить общее понятие и классификацию форм государственного устройства;
- определить понятие «простого (унитарного, единого) государства» и дать конкретный перечень признаков, характеризующих унитарную форму государственного устройства;
- раскрыть виды унитарных форм государственного устройства;

Содержание работы

Введение 3
1 Унитаризм как политическая и юридическая категория 6
1.1 Общее понятие и классификация форм государственного устройства 6
1.2 Понятие и признаки унитарного государства 14
2 Сравнительный анализ: унитаризм и федерализм 21
3 Характеристика основных признаков унитарности Республики Польша и Республики Беларусь 26
Заключение 41
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Тема Унитаризм сравнительный анализ Польша и РБ.docx

— 118.75 Кб (Скачать файл)

К униям также можно  отнести и такие формы государственного устройства как содружество и  кондоминиум.

Предложенную классификацию  схематически можно представить  в следующем виде:

 

Рисунок 2. Классификация  форм государственного устройства

Примечание. Источник: собственная  разработка.

 

По политическому режиму государства могут классифицироваться по двум основаниям: демократические и антидемократические.

Демократические режимы можно  подразделить на собственно демократический (когда речь идет о «власти народа»  и равенстве всех перед законом, т.е. режим республики), и либеральный (когда речь идет о монархических  государствах, где монарх осуществляет власть по справедливости, либерально).

Антидемократические (тоталитарные) режимы представляют весьма разнообразный  букет: теократически-монархический, деспотический, тиранический, военно-полицейский (хунта), фашистский, расистский, клерикально-фундаменталистский, авторитарный.

Общепризнанные классификации  формы государства осуществляются, главным образом, по ее элементам. Эти  «элементные» классификации особенно полезны для практических целей. Тем не менее, по мнению В.Е. Чиркина, не следует отказываться от попыток  создать наиболее общую классификацию  государственных форм, соединяющую  воедино три указанных элемента. Он отмечает, что в истории развития государственных форм и в современных  условиях могут быть выделены три  главные разновидности: монистическая, сегментарная и плюралистическая.

Монистическая (монократическая) государственная форма характеризуется тем, что государственная власть находится в руках одного центра, независимо от того, каким является этот центр - абсолютным монархом, военным революционным советом и т.д. Данная форма характеризуется также централизацией государственного устройства, хотя она может называться официально федерацией (например, СССР), иметь автономные национальные образования (Иракский Курдистан). Государственный режим в условиях данной формы отличается авторитарными методами управления.

Сегментарная государственная  форма предполагает известное разделение ролей между разными институтами  по управлению обществом. Однако здесь  нет «равновесия» элементов управления. Решающая роль принадлежит либо монарху, либо президенту. Федерация, если она  существует, характеризуется ограниченностью  полномочий ее субъектов или их реальной роли (например, Венесуэла), административно-территориальные  единицы не имеют выборных представительных органов или находятся под  административной опекой назначенных  центром чиновников. В государственном  режиме доминируют авторитарные методы управления, хотя провозглашаются и  отчасти осуществляются демократические  права и свободы.

Плюралистическая государственная  форма характеризуется разделением  властей при их взаимодействии, системой взаимных сдержек и противовесов, существованием нескольких центров  власти в масштабе государства (президент, парламент, суды, а иногда и специальные  контрольные органы) и на местном  уровне (создание сравнительно централизованного  «кооперативного» федерализма, органов  местного самоуправления не подконтрольных назначенным чиновникам). В государственном  режиме, кроме случаев чрезвычайного  положения, преобладают демократические  методы управления, связанные с регулярными  и «честными» выборами, партиципацией граждан, поисками консенсуса и компромиссов, с гарантиями демократических прав и свобод. Данная государственная форма может существовать и при унитарной монархии (например, парламентарная монархия в Японии), и в федеративной президентской республике (США).

В.Е. Чиркин (автор системного подхода к классификации форм государства) считает, что эта классификация  позволяет учесть и содержательную сторону формы, т.е. определенность у каких структур находится реальная государственная власть.

Таким образом, форма государственного устройства - это способ территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

 

1.2 Понятие и  признаки унитарного государства

 

 

Унитарное государство (от лат. unus, unitas — один, единство) — это одна из основных форм политико-территориальной организации государства, при которой его единая территория подразделяется обычно не на отдельные государства и/или государственные образования (республики, штаты, земли и др.), а на административно-территориальные единицы (области, департаменты, губернии, провинции, районы, округа, общины и др.) со сравнительно ограниченной самостоятельностью, а само государство имеет одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов государственной власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему и т.д. Поэтому унитарное государство нередко называют единым, слитным, простым по своей структуре государством, в отличие от федеративного государства как сложного, составного, союзного, объединенного [8, с. 126].

Это, можно сказать, «идеальный тип» унитарного государства, от которого в  реальной жизни имеются более  или менее существенные отклонения, сближающие иногда такие разновидности  унитарного государства с федеративным, о чем речь ниже.

Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:

- во-первых, унитарное устройство  предполагает единые, общие для  всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное  руководство соответствующими местными органами;

- во-вторых, на территории унитарного  государства действуют одна конституция,  единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует  единая денежная система, проводится  обязательная дня всех административно-территориальных  единиц общая налоговая и кредитная политика;

- в-третьих, составные части  унитарного государства (области,  департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом  не обладают. Они не имеют своих  законодательных органов, самостоятельных  воинских формирований, внешнеполитических  органов и других атрибутов  государственности. В то же  время местные органы в унитарном  государстве обладают известной,  а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости  от центральных органов унитарное  государственное устройство может  быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство  централизованным, если во главе  местных органов государственной  власти стоят назначенные из  центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления;

- в-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

- в-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- в-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Простые унитарные государства  по своей территориальной структуре включают в себя только обычные административно-территориальные единицы. Если же унитарное государство имеет на своей территории еще и особые, автономные образования, то оно рассматривается как сложное. Административно-территориальное деление имеют практически все государства, и лишь в крайне редких случаях (например, Мальта, Бахрейн, Науру или Тувалу в Океании) из-за особой малочисленности населения и очень небольшой территории такое деление отсутствует. Административно-территориальное деление унитарного государства может быть двухзвенным (например, провинции — муниципалитеты в Нидерландах или области — общины в Армении и Болгарии), трехзвенным (например, область — провинция — коммуна в Италии) и даже четырехзвенным (например, регион — департамент — район — община во Франции) [4, с. 209].

По характеру взаимоотношений  между государством в целом, высшими органами государственной власти и управления и его структурными частями, их органами власти, управления и самоуправления унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В свою очередь централизованные государства по степени своей централизации могут разграничиваться на крайнецентрализованные или сверхцентрализованные, характерные для недемократических стран, и умеренноцентрализованные или демократически централизованные. Точно так же децентрализованность унитарных государств может быть достаточно высокой и относительно слабой. В сверхцентрализованных и централизованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль жесткого и полного подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местами (Индонезия, Таиланд, Польша, Болгария и др.). Для децентрализованных унитарных государств характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене (Франция, Великобритания и др.).

Административно-территориальное  деление унитарной страны может  прямо закрепляться в ее конституции, а может находить в ней косвенное  отражение или о нем может  вовсе не идти речь в конституции. Так, в Конституции Испании содержится целый раздел «О территориальном устройстве государства», где подробно излагаются общие принципы, конституционные основы местной администрации и автономных сообществ. В ст. 5 Конституции Италии говорится, что единая и неделимая республика признает местные автономии и содействует их развитию, осуществляет самую широкую административную децентрализацию, приводит принципы и методы своего законодательства в соответствии с требованиями автономии и децентрализации. В специальной главе «Области, провинции и коммуны» (ст. 114—133) четко определяются права и полномочия областей как автономных образований, их перечень, а также статус провинций и коммун как автономных территориальных единиц более низкого уровня, возможность подразделения территорий провинций на округа «с исключительно административными функциями для последующей децентрализации (ст. 128, 129 и др.). В Конституции Греции (ст. 101) указывается, что административное деление страны производится, исходя из геоэкономических, социальных и коммуникационных условий и что государственная администрация организуется на основе децентрализованной системы. О провинциях и муниципалитетах говорится в гл. 7 Конституции Нидерландов (ст. 123—132). В Конституции Португалии речь идет об унитарном государстве, которое «уважает в своей организации принципы автономии местных органов власти и демократической децентрализации государственного управления (ч. 1 ст. 6). Разделы 7 и 8 этой Конституции закрепляют статус автономных областей и организацию местной власти [19, с. 134].

Примерами простых унитарных государств, в которых нет автономных образований, могут служить Индонезия, Египет и Польша. Административно-территориальное устройство Индонезии включает 27 провинций и особую столичную территорию г. Джакарты. Во главе провинций находятся назначаемые Президентом губернаторы и местные советы народных представителей. Провинции подразделяются на области (их около 300) во главе с главами областей. В число областей включается и ряд крупных городов, возглавляемых мэрами. Области в свою очередь разделяются на районы (их более 3200) во главе с назначаемыми правительством чиновниками (чаматами). Районы включают низовые территориальные единицы (десы) во главе со старостами, назначаемыми чаматом [19, с. 234].

Административно-территориальное  устройство Египта включает 27 провинций, каждая из которых подразделяется на округа, а округа — на районы. Провинции возглавляет назначаемый Президентом губернатор — представитель исполнительной власти страны, который в провинции возглавляет ее административный орган — исполнительный совет. Главы округов и районов назначаются губернатором провинции. В деревнях и городских кварталах в качестве государственных чиновников выступают старосты деревень и шейхи городских кварталов, избираемые населением, но подчиняющиеся министру безопасности. Наряду с органами государственной власти на местах в стране имеется и система органов местного самоуправления, представленная местными представительными органами — народными советами провинций, районов, городов, деревень, избираемыми населением соответствующих административно-территориальных единиц. Но решающая роль в реальном управлении не только страной в целом, но и на местах принадлежит государственному управлению [14, с. 184].

В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть «единое государство», а ст. 15 указывает, что в нем «территориальное устройство обеспечивает децентрализацию публичной власти». Ее политико-территориальная структура включает 49 воеводств, включая воеводство г. Варшавы. Воеводства как среднее звено организации государственной власти, осуществляющие деконцентрацию власти центра, не имеют представительных органов и управляются единолично воеводами, назначенными Председателем правительства и являющимися органами правительственной администрации и представителями правительства в воеводстве. На нижнем уровне осуществляется территориальное самоуправление, основной единицей которого является община (гмина), выполняющая публичные задачи, не закрепленные за органами иных публичных властей и иными единицами территориального самоуправления. Воевода осуществляет надзор за деятельностью органов территориального самоуправления [19, с. 119].

Информация о работе Сравнительный анализ унитаризма Польши и РБ