Сравнительный анализ унитаризма Польши и РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является исследование сущности унитарной формы государственного устройства, ее понятия, признаков и позитивных ее аспектов, а так же проведение сравнительного анализа унитаризма Республики Беларусь и Республики Польша. Для достижения этой цели в исследовании ставятся и решаются следующие задачи :
- изучить общее понятие и классификацию форм государственного устройства;
- определить понятие «простого (унитарного, единого) государства» и дать конкретный перечень признаков, характеризующих унитарную форму государственного устройства;
- раскрыть виды унитарных форм государственного устройства;

Содержание работы

Введение 3
1 Унитаризм как политическая и юридическая категория 6
1.1 Общее понятие и классификация форм государственного устройства 6
1.2 Понятие и признаки унитарного государства 14
2 Сравнительный анализ: унитаризм и федерализм 21
3 Характеристика основных признаков унитарности Республики Польша и Республики Беларусь 26
Заключение 41
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Тема Унитаризм сравнительный анализ Польша и РБ.docx

— 118.75 Кб (Скачать файл)

Таким образом, под унитарным государством понимают  целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета. К основным признакам унитарного государства относят следующие: единые система власти, система законодательства, денежная единица, финансовая, налоговая, кредитная системы, гражданство, вооруженные силы, атрибуты государства (флаг, герб, гимн); при этом составные части государства не обладают признаками суверенитета, то есть не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

 

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ: УНИТАРИЗМ И ФЕДЕРАЛИЗМ

 

 

Государственное устройство - определенный порядок (способ) деления его территории на составные части, их правовой статус и характер взаимоотношений между центральной властью государства и властями его различных территориальных составляющих, а также между властями самих этих территориальных частей государства [17, с. 192].

Институт политико-территориального устройства включает следующую группу правовых субинститутов:

а) нормы, закрепляющие конкретную форму территориально-политического  устройства, т.е. федерацию, унитарное  государство либо автономные единицы;

б) нормы, закрепляющие вопросы  компетенции структурных частей государства;

в) нормы, закрепляющие определение  государственной территории, государственно-правового  пространства;

г) нормы, закрепляющие взаимоотношения  центральной власти и зависимых  территорий, которые прямо не входят в состав государства, но связаны  с ним определенными правовыми  узами.

Конституции, как правило, подчеркивают неделимый характер государства  и запрещают какие-либо покушения  на его целостность. К примеру, в  соответствии со статьей 9 Конституции  Республики Беларусь, ее территория едина  и неотчуждаема. Подобные нормы также  следует отнести к институту  политико-территориального устройства.

Существует две основные формы политико-территориального устройства государства: федеративное государство (федерация) и унитарное государство. В соответствии со статьей 1 Конституции  Республики Беларусь, наше государство  является унитарным [1].

Термин «унитарное» происходит от латинского слова (unitas) («единство»), в переводе это означает единое, слитное государство. Таким образом, унитарное государство – это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Главное отличие между  федерацией и унитарным государством состоит в том, что последнее  непосредственно делится на административные единицы, а территория первой подразделяется непосредственно на территории государственно-подобных образований – субъектов федерации (республики, края, области – в  Российской Федерации; земли - в ФРГ, штаты в США и т.д.), а они  уже, в свою очередь, могут делиться на местные (административные) единицы. Отсюда вытекает еще несколько отличий  федерации от унитарного государства:

1.  в унитарных государствах действует единая конституция, которая носит общенациональный характер, то есть распространяется на всю территорию страны. В федеративных же государствах, наряду с федеральной конституцией, основные законы имеют и субъекты федерации;

2.  в унитарном государстве, как правило, действует единая правовая система и система законодательства, обязательная для всех граждан на территории данной страны. В федеративных государствах существует двухуровневая система законодательства и права: наряду с федеральными законами в каждом субъекте федерации действуют свои законы;

3.  в унитарных государствах органы государственной власти включают только общенациональные парламент, правительство, главу государства, суды (исключение составляют единицы политической автономии, имеющие собственные органы власти). В федеративных же государствах каждый субъект федерации обладает системой органов государственной власти, аналогичной системе федеральных органов;

4.  в унитарных государствах только общенациональное гражданство, в то время как в федеративных, наряду с федеральным гражданством, имеется, как правило, гражданство субъектов федерации;

5.  составные части унитарного государства (области, районы, округа и др.) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и атрибутов государственности;

6.  в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене (МИД);

7.  унитарное государство (в отличие от конфедерации) имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти (в Республике Беларусь главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент; непосредственное руководство осуществляет Министерство Обороны).

Таким образом, названные  признаки унитарного государства в  полной мере соответствуют политико-территориальному устройству Республики Беларусь, какая  таковым и является.

Большинство конституций  стран мира регулируют вопросы территориальной  организации государства. В одних  конституциях четко называется форма  территориально-политического устройства и там закрепляется, что государство  является, скажем, федерацией, другие фиксируют, что у них унитарное государство. Некоторые конституции прямо  не обозначают устройство своего государства, но это становится ясно из содержания других статей или при анализе  государственно-правовой практики.

Следует отметить и еще  одно обстоятельство, имеющее отношение  к унитарному государству. Речь идет о том, что входящие в его состав территориальные единицы могут  отличаться своим статусом.

Что касается Республики Беларусь, то статус составляющих ее административно-территориальных  единиц имеет определенные особенности. Дело в том, что во всех из них, начиная  от сельского Совета и заканчивая областным уровнем, имеются как  выборные органы власти (Советы депутатов  – органы местного самоуправления), так и органы назначаемые (исполнительно-распорядительные органы – органы местного управления, т.е. – исполнительные комитеты и  местные администрации). С учетом сказанного, Республику Беларусь можно, пожалуй, отнести в разряд относительно централизованных унитарных государств.

Отметим также, что форма  политико-территориального устройства в каждой стране зависит от исторических, социальных, национальных, географических условий, а также от сложившихся  традиций. При этом в большинстве  государств отсутствует прямая связь  между политико-территориальным  устройством и национально-этническим составом населения страны. Унитарные  государства могут быть многонациональными, а федеративные – однонациональными.

Кроме рассмотренных основных форм политико-территориального устройства истории известны и такие государственно-правовые образования как конфедерации. Конфедерация – это союз самостоятельных суверенных государств, объединенных какой-либо общей  целью или задачей (военный союз, экономический союз и т.д.). Конфедерации носят временный характер, это  непрочное объединение. Они либо превращаются в более тесную связь  – федерацию, либо распадаются, превращаясь  в отдельные унитарные государства. Как отмечается в литературе, в  настоящее время конфедераций в  мире нет. В то же время следует  отметить, что признаки конфедерации присущи ряду современных межгосударственных союзов (военный блок НАТО, Европейский  Союз, Содружество Независимых Государств и др.), однако формально таковыми они не провозглашены [14, с. 226].

В завершение вопроса отметим, что значительное большинство современных  государств – государства унитарные. Можно согласиться со встречающимся  в литературе мнением, что это  обусловлено наличием в унитарном  государстве (в сравнении с федеративным) более удобной, простой и надежной формой связи центральной власти с местными властями. В то же время  следует отметить, что даже самые  децентрализованные унитарные государства  имеют большую степень централизации, чем федеративные государства. Поэтому  при прочих равных условиях унитаризм  считается менее демократичной  формой политико-территориального устройства, чем федерализм. Но к федеративным государствам относятся страны, являющиеся мировыми политическими и экономическими лидерами (США, ФРГ, Канада, Австралия), в которых живет чуть меньше половины населения планеты.

 

 

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ  ПРИЗНАКОВ УНИТАРНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть «единое государство», а ст. 15 указывает, что в нем «территориальное устройство обеспечивает децентрализацию публичной власти». Ее политико-территориальная структура включает 49 воеводств, включая воеводство г. Варшавы. Воеводства как среднее звено организации государственной власти, осуществляющие деконцентрацию власти центра, не имеют представительных органов и управляются единолично воеводами, назначенными Председателем правительства и являющимися органами правительственной администрации и представителями правительства в воеводстве. На нижнем уровне осуществляется территориальное самоуправление, основной единицей которого является община (гмина), выполняющая публичные задачи, не закрепленные за органами иных публичных властей и иными единицами территориального самоуправления. Воевода осуществляет надзор за деятельностью органов территориального самоуправления.

Польша - унитарное государство  с двухступенчатой системой административно-территориального деления: воеводства (49) - гмины (2468).

В соответствии с Конституцией 1997 г. Польша является по форме правления  полупрезидентской (парламентско-президентской) республикой. Политический режим - демократический.

Нынешняя конституционная система  Польши сложилась в результате серии  реформ, начатых в конце 1980-х гг. В апреле 1989 г. была восстановлена  двухпалатная структура польского  парламента, а государственный совет, высший коллегиальный орган государственной  власти, был ликвидирован и одновременно учрежден институт единоличного главы  государства Президента, избираемого  Национальным собранием Польши. Поправки к Конституции, принятые в декабре 1989 г., фактически изменили характер основ  общественного устройства страны, признали и предоставили равную защиту различным  формам собственности, ввели принцип  политического плюрализма. Осенью 1990 г. в Конституцию были внесены  изменения, касающиеся выборов Президента. Глава государства стал избираться непосредственно гражданами страны. Значительным этапом явилось принятие 17 октября 1992 г. Конституционного закона о взаимных отношениях между законодательной и исполнительной властями, а также территориальном самоуправлении, получившего название Малой конституции.

Действующая Конституция принята  Национальным собранием 2 апреля 1997 г. и одобрена на референдуме 25 мая 1997 г.

Законодательная власть в Польше принадлежит  Сейму и Сенату - двум палатам  польского парламента. Нижняя палата - Сейм осуществляет контроль за деятельностью правительства в объеме, определенном предписаниями Конституции и законов.

Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на основе всеобщего избирательного права, как по мажоритарной, так и  пропорциональной системе. Сенат состоит  из 100 сенаторов, избираемых гражданами по мажоритарной системе. Обе палаты избираются на 4-летний срок.

Сейм может сократить срок своих  полномочий постановлением, принятым большинством не менее 2/3 голосов общего числа депутатов. Такое постановление  одновременно сокращает срок полномочий Сената. Президент Республики, заслушав мнения маршала Сейма и маршала  Сената, может (в определенных Конституцией случаях) досрочно прекратить полномочия Сейма и, соответственно, Сената, объявив  о проведении новых выборов.

Сейм постановляет о принятии законов  обычным большинством голосов в  присутствии не менее половины общего числа депутатов, поскольку Конституция  не предусматривает иного. Закон, постановленный Сеймом, передается в Сенат. Сенат  может принять его без изменений, постановить о поправках или  об отклонении в целом. Если Сенат  в течение 30 дней со дня передачи закона не примет соответствующего постановления, он считается постановленным в редакции Сейма. Постановление Сената, отклоняющее  закон, или предложенная поправка считается  принятой, если Сейм не отклонит ее абсолютным большинством голосов.

Президент Республики подписывает  закон в течение 21 дня с даты представления и отдает приказ о его официальной публикации. До подписания закона Президент вправе обратиться в Конституционный трибунал. Президент не может отказать в подписании закона, если Трибунал признал его соответствующим Конституции. Вместо обращения в Конституционный трибунал он вправе передать закон Сейму на новое рассмотрение. После повторного постановления Сейма о законе большинством 3/5 голосов Президент Республики обязан подписать его в течение 7 дней.

Главой государства является Президент  Республики, считающийся ее верховным  представителем и гарантом непрерывности  государственной власти. Президент  избирается непосредственно гражданами на 5-летний срок и может быть избран повторно только один раз.

Президент Республики как представитель  государства во внешних сношениях  ратифицирует и денонсирует международные  договоры, о чем уведомляет Сейм и Сенат, назначает и отзывает полномочных представителей Республики, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. При осуществлении своих внешнеполитических полномочий Президент взаимодействует  с Председателем Совета министров  и компетентным министром. Президент  является верховным главнокомандующим  вооруженными силами Польши. Он назначает  на высшие воинские должности, присваивает  воинские звания, отдает приказ о мобилизации, награждает орденами и медалями, предоставляет  польское гражданство, применяет право  помилования.

Информация о работе Сравнительный анализ унитаризма Польши и РБ