Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:15, курсовая работа
Целью представленной работы является исследование сущности унитарной формы государственного устройства, ее понятия, признаков и позитивных ее аспектов, а так же проведение сравнительного анализа унитаризма Республики Беларусь и Республики Польша. Для достижения этой цели в исследовании ставятся и решаются следующие задачи :
- изучить общее понятие и классификацию форм государственного устройства;
- определить понятие «простого (унитарного, единого) государства» и дать конкретный перечень признаков, характеризующих унитарную форму государственного устройства;
- раскрыть виды унитарных форм государственного устройства;
Введение 3
1 Унитаризм как политическая и юридическая категория 6
1.1 Общее понятие и классификация форм государственного устройства 6
1.2 Понятие и признаки унитарного государства 14
2 Сравнительный анализ: унитаризм и федерализм 21
3 Характеристика основных признаков унитарности Республики Польша и Республики Беларусь 26
Заключение 41
Список использованных источников 44
Таким образом, под унитарным
государством понимают целостное государственное
образование, административно-
Государственное устройство - определенный порядок (способ) деления его территории на составные части, их правовой статус и характер взаимоотношений между центральной властью государства и властями его различных территориальных составляющих, а также между властями самих этих территориальных частей государства [17, с. 192].
Институт политико-территориального устройства включает следующую группу правовых субинститутов:
а) нормы, закрепляющие конкретную
форму территориально-
б) нормы, закрепляющие вопросы компетенции структурных частей государства;
в) нормы, закрепляющие определение государственной территории, государственно-правового пространства;
г) нормы, закрепляющие взаимоотношения центральной власти и зависимых территорий, которые прямо не входят в состав государства, но связаны с ним определенными правовыми узами.
Конституции, как правило, подчеркивают неделимый характер государства и запрещают какие-либо покушения на его целостность. К примеру, в соответствии со статьей 9 Конституции Республики Беларусь, ее территория едина и неотчуждаема. Подобные нормы также следует отнести к институту политико-территориального устройства.
Существует две основные
формы политико-
Термин «унитарное» происходит
от латинского слова (unitas) («единство»),
в переводе это означает единое, слитное
государство. Таким образом, унитарное
государство – это единое, цельное государственное
образование, состоящее из административно-
Главное отличие между
федерацией и унитарным государством
состоит в том, что последнее
непосредственно делится на административные
единицы, а территория первой подразделяется
непосредственно на территории государственно-подобных
образований – субъектов
1. в унитарных государствах действует единая конституция, которая носит общенациональный характер, то есть распространяется на всю территорию страны. В федеративных же государствах, наряду с федеральной конституцией, основные законы имеют и субъекты федерации;
2. в унитарном государстве, как правило, действует единая правовая система и система законодательства, обязательная для всех граждан на территории данной страны. В федеративных государствах существует двухуровневая система законодательства и права: наряду с федеральными законами в каждом субъекте федерации действуют свои законы;
3. в унитарных государствах органы государственной власти включают только общенациональные парламент, правительство, главу государства, суды (исключение составляют единицы политической автономии, имеющие собственные органы власти). В федеративных же государствах каждый субъект федерации обладает системой органов государственной власти, аналогичной системе федеральных органов;
4. в унитарных государствах только общенациональное гражданство, в то время как в федеративных, наряду с федеральным гражданством, имеется, как правило, гражданство субъектов федерации;
5. составные части унитарного государства (области, районы, округа и др.) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и атрибутов государственности;
6. в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене (МИД);
7. унитарное государство (в отличие от конфедерации) имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти (в Республике Беларусь главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент; непосредственное руководство осуществляет Министерство Обороны).
Таким образом, названные
признаки унитарного государства в
полной мере соответствуют политико-
Большинство конституций
стран мира регулируют вопросы территориальной
организации государства. В одних
конституциях четко называется форма
территориально-политического
Следует отметить и еще одно обстоятельство, имеющее отношение к унитарному государству. Речь идет о том, что входящие в его состав территориальные единицы могут отличаться своим статусом.
Что касается Республики Беларусь,
то статус составляющих ее административно-
Отметим также, что форма
политико-территориального устройства
в каждой стране зависит от исторических,
социальных, национальных, географических
условий, а также от сложившихся
традиций. При этом в большинстве
государств отсутствует прямая связь
между политико-
Кроме рассмотренных основных
форм политико-территориального устройства
истории известны и такие государственно-
В завершение вопроса отметим,
что значительное большинство современных
государств – государства унитарные.
Можно согласиться со встречающимся
в литературе мнением, что это
обусловлено наличием в унитарном
государстве (в сравнении с федеративным)
более удобной, простой и надежной
формой связи центральной власти
с местными властями. В то же время
следует отметить, что даже самые
децентрализованные унитарные государства
имеют большую степень
В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть «единое государство», а ст. 15 указывает, что в нем «территориальное устройство обеспечивает децентрализацию публичной власти». Ее политико-территориальная структура включает 49 воеводств, включая воеводство г. Варшавы. Воеводства как среднее звено организации государственной власти, осуществляющие деконцентрацию власти центра, не имеют представительных органов и управляются единолично воеводами, назначенными Председателем правительства и являющимися органами правительственной администрации и представителями правительства в воеводстве. На нижнем уровне осуществляется территориальное самоуправление, основной единицей которого является община (гмина), выполняющая публичные задачи, не закрепленные за органами иных публичных властей и иными единицами территориального самоуправления. Воевода осуществляет надзор за деятельностью органов территориального самоуправления.
Польша - унитарное государство
с двухступенчатой системой административно-
В соответствии с Конституцией 1997 г. Польша является по форме правления полупрезидентской (парламентско-президентской) республикой. Политический режим - демократический.
Нынешняя конституционная
Действующая Конституция принята Национальным собранием 2 апреля 1997 г. и одобрена на референдуме 25 мая 1997 г.
Законодательная власть в Польше принадлежит Сейму и Сенату - двум палатам польского парламента. Нижняя палата - Сейм осуществляет контроль за деятельностью правительства в объеме, определенном предписаниями Конституции и законов.
Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на основе всеобщего избирательного права, как по мажоритарной, так и пропорциональной системе. Сенат состоит из 100 сенаторов, избираемых гражданами по мажоритарной системе. Обе палаты избираются на 4-летний срок.
Сейм может сократить срок своих полномочий постановлением, принятым большинством не менее 2/3 голосов общего числа депутатов. Такое постановление одновременно сокращает срок полномочий Сената. Президент Республики, заслушав мнения маршала Сейма и маршала Сената, может (в определенных Конституцией случаях) досрочно прекратить полномочия Сейма и, соответственно, Сената, объявив о проведении новых выборов.
Сейм постановляет о принятии законов
обычным большинством голосов в
присутствии не менее половины общего
числа депутатов, поскольку Конституция
не предусматривает иного. Закон, постановленный
Сеймом, передается в Сенат. Сенат
может принять его без
Президент Республики подписывает закон в течение 21 дня с даты представления и отдает приказ о его официальной публикации. До подписания закона Президент вправе обратиться в Конституционный трибунал. Президент не может отказать в подписании закона, если Трибунал признал его соответствующим Конституции. Вместо обращения в Конституционный трибунал он вправе передать закон Сейму на новое рассмотрение. После повторного постановления Сейма о законе большинством 3/5 голосов Президент Республики обязан подписать его в течение 7 дней.
Главой государства является Президент Республики, считающийся ее верховным представителем и гарантом непрерывности государственной власти. Президент избирается непосредственно гражданами на 5-летний срок и может быть избран повторно только один раз.
Президент Республики как представитель
государства во внешних сношениях
ратифицирует и денонсирует международные
договоры, о чем уведомляет Сейм
и Сенат, назначает и отзывает
полномочных представителей Республики,
принимает верительные и
Информация о работе Сравнительный анализ унитаризма Польши и РБ