Сравнительный анализ унитаризма Польши и РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является исследование сущности унитарной формы государственного устройства, ее понятия, признаков и позитивных ее аспектов, а так же проведение сравнительного анализа унитаризма Республики Беларусь и Республики Польша. Для достижения этой цели в исследовании ставятся и решаются следующие задачи :
- изучить общее понятие и классификацию форм государственного устройства;
- определить понятие «простого (унитарного, единого) государства» и дать конкретный перечень признаков, характеризующих унитарную форму государственного устройства;
- раскрыть виды унитарных форм государственного устройства;

Содержание работы

Введение 3
1 Унитаризм как политическая и юридическая категория 6
1.1 Общее понятие и классификация форм государственного устройства 6
1.2 Понятие и признаки унитарного государства 14
2 Сравнительный анализ: унитаризм и федерализм 21
3 Характеристика основных признаков унитарности Республики Польша и Республики Беларусь 26
Заключение 41
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Тема Унитаризм сравнительный анализ Польша и РБ.docx

— 118.75 Кб (Скачать файл)

-  образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам.

Областные исполнительные и  распорядительные органы:

-  по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей административно-территориальных и территориальных единиц, а также исключают их из учетных данных.

Согласно статье 11 Закона, районные Советы депутатов:

-  вносят в областные Советы депутатов предложения об изменении границ районов и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов;

-  относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;

-  устанавливают границы, упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты и присваивают им наименования (переименовывают);

-  устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов.

Районные исполнительные и распорядительные органы представляют областным исполнительным и распорядительным органам данные по учету и регистрации  административно-территориальных единиц.

В соответствии со статьей 12 Закона, городские Советы депутатов вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения; вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов – в Совет Министров Республики Беларусь предложения об изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Городские исполнительные и  распорядительные органы представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.

Поселковые и сельские Советы депутатов вносят в районные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов районного подчинения и сельских населенных пунктов, о наименовании (переименовании) сельсоветов, сельских населенных пунктов, установлении их границ, установлении и переносе административных центров сельсоветов (ст.13 Закона). 

 К административно-территориальным  единицам в Республике Беларусь  относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки  городского типа, в которых созданы  местные Советы депутатов, исполнительные  и распорядительные органы.

В целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов  депутатов, исполнительных и распорядительных органов для каждой административно-территориальной  единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти  органы.

В заключение, хотелось бы отметить, что государственные характеристики Республики Беларусь соответствуют  основным признакам унитарного государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной  организации государственной власти, который выражается в национально-государственном  и административно-территориальном  устройстве государства, в характере  взаимоотношений между частями  государства, а также между центральными и местными органами. 
Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно - через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства – наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории.

На форму государства  влияют разнообразные факторы: тип  государства, экономический строй  общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные  размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным. 
Простым является унитарное государственное устройство, в свою очередь к сложным относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Унитарное государство - это  единое цельное государственное  образование, состоящее из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным  органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:

- предполагает единые, общие  для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное  руководство соответствующими местными  органами;

- на территории унитарного  государства действуют одна конституция,  единая система законодательства, функционирует единая денежная  система, проводится обязательная  дня всех административно-территориальных  единиц общая налоговая и кредитная  политика;

- составные части унитарного государства государственным суверенитетом не обладают;

- унитарное государство,  на территории которого проживают  небольшие по численности национальности, широко допускает национальную  и законодательную автономию; 

-в унитарном государстве  все внешние межгосударственные  связи осуществляют центральные  органы, которые официально представляют  страну на международной арене;

- имеет единые вооруженные  силы, руководство которыми осуществляется  центральными органами государственной  власти.

В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть «единое государство», а ст. 15 указывает, что в нем «территориальное устройство обеспечивает децентрализацию публичной власти».

Польша - унитарное государство  с двухступенчатой системой административно-территориального деления: воеводства (49) - гмины (2468).

Республика Беларусь - унитарное  демократическое социальное правовое государство, следовательно, представляет собой единое государственное образование, характеризующееся следующими чертами:

- государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную;

- на территории Республики  Беларусь действует единая конституция,  проводится единая денежная, налоговая  и кредитная политика;

- территория государства  делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.

Следовательно, Республика Беларусь соответствует основным признакам  унитарного государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
  2. Авакьян, С.А. Конституционное право России  / С.А. Авакьян. – Москва: 2004. – 507 с.
  3. Анисимов, П.В. Правовое регулирование прав человека / Под ред. Ф.М. Рудинского. – Москва:  2003. – 432 с.
  4. Анисимов, П.В. Теоретические поблемы правового регулирования защиты прав человека: дис. … д–ра юрид. наук: 12.00.01 / П.В. Анисимов. – Н.Новгород, 2005. – 370 л.
  5. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баклай. – Москва: Норма, 2005. – 525 с.
  6. Варданян, Д.С. Российская правозащитная система и личность / Д.С. Варданян. – Москва: ТК Велби, Изд–во Проспект, 2007. – 672 с.
  7. Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – Москва: Юриспруденция, 2000.– 528 с.
  8. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права /  А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; под ред. А.Ф. Вишневского. – Минск: 2002. – 627 с.
  9. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь / К.Н. Кунцевич. – Могилев: 2000. – 432 с.
  10. Лукашенко, А.Г. Экономическая политика белорусского государства: Лекция Президента Респ. Беларусь в Бел. гос. экон. ун–те.Минск, 29 нояб. 2002 г. / А.Г. Лукашенко. – Минск: БГЭУ, 2002. – 23 с.
  11. Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А. Мельник; Науч. ред. П.Г. Никитенко. — 2–е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2003. – 240 с.
  12. Мельник, В.А. Политология / В.А. Мельник. – Минск: Высшая школа, 2009. – 427 с.
  13. Национальный Интернет–портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 15.09.2013.
  14. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений. Древний мир.  / В.С.Нерсесянц.–М.осква: Наука, 2006. – 349 с.
  15. Основы идеологии белорусского государства: курс лекций. Ч.1 / под общ.ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.– Изд. 2–е., стер. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.– 338 с.
  16. Пиголкин, А.С. Общая теория права / А.С. Пиголкин. – Минск: 2004.– 489 с.
  17. Политология. Сост. и отв. редактор Радугин А.А., М., 2006.– 511 с.
  18. Правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы V межвуз. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Гродно, 21 апр. 2005 г. / Гродно гос. 
    ун–т; редкол.: О.Н. Толочко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2005. –  
    239 с.
  19. Пугачев, В.П. Основы политологии / В.П. Пугачёв. – Москва: 2003.– 472 с.
  20. Сергеев С.Г. Конституционное право России: Учебник. – М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2009. –576 с.
  21. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2: Современное государство и право / Под ред. Н.А. Крашенинниковой. – Москва: КНОРУС, 2003. – 432 с.

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ унитаризма Польши и РБ