Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:15, курсовая работа
Целью представленной работы является исследование сущности унитарной формы государственного устройства, ее понятия, признаков и позитивных ее аспектов, а так же проведение сравнительного анализа унитаризма Республики Беларусь и Республики Польша. Для достижения этой цели в исследовании ставятся и решаются следующие задачи :
- изучить общее понятие и классификацию форм государственного устройства;
- определить понятие «простого (унитарного, единого) государства» и дать конкретный перечень признаков, характеризующих унитарную форму государственного устройства;
- раскрыть виды унитарных форм государственного устройства;
Введение 3
1 Унитаризм как политическая и юридическая категория 6
1.1 Общее понятие и классификация форм государственного устройства 6
1.2 Понятие и признаки унитарного государства 14
2 Сравнительный анализ: унитаризм и федерализм 21
3 Характеристика основных признаков унитарности Республики Польша и Республики Беларусь 26
Заключение 41
Список использованных источников 44
Президент Республики, используя свою
конституционную и законную компетенцию,
издает официальные акты, которые
требуют для своей
Исполнительная власть принадлежит
правительству - Совету министров, который,
согласно Конституции, проводит внутреннюю
и внешнюю политику Республики. Совет
министров обеспечивает исполнение
законов, издает распоряжения, координирует
и контролирует работу органов правительственной
администрации, постановляет о проекте
бюджета государства и
Совет министров состоит из Председателя Совета министров и министров. В его составе могут быть также вице-председатели Совета министров, председатели определенных в законах комитетов.
Президент Республики выдвигает кандидатуру Председателя Совета министров (который предлагает состав Совета министров), назначает Председателя и остальных членов Совета министров в течение 14 дней со дня первого заседания Сейма или принятия отставки предыдущего Совета министров. Председатель Совета министров в течение 14 дней со дня назначения представляет Сейму программу деятельности правительства с просьбой предоставить ему вотум доверия. О вотуме доверия Сейм постановляет абсолютным большинством голосов. В случае его непредоставления Сейм самостоятельно избирает Председателя Совета министров и предложенных им членов правительства абсолютным большинством голосов. Президент назначает избранный таким образом Совет министров и принимает присягу его членов.
Когда Сейм оказывается не в состоянии
сформировать правительство самостоятельно,
Президент в течение 14дней снова
назначает Председателя Совета министров
и по его предложению - остальных
членов правительства. Если Сейм в течение
14 дней со дня такого назначения Совета
министров не предоставит ему
вотум доверия простым
Члены Совета министров несут перед Сеймом солидарную ответственность за деятельность правительства, а также индивидуальную за дела, подлежащие их компетенции или порученные им Председателем Совета министров. Сейм выражает Совету министров вотум недоверия по предложению, внесенному не менее чем 46 депутатами и указывающему имя нового кандидата в Председатели ("конструктивный" вотум недоверия). Если постановление Сеймом принято, Президент принимает отставку Совета министров, назначает избранного Сеймом Председателя и по его предложению - остальных членов Совета министров. Вотум недоверия может быть выражен и министру.
Председатель Совета министров может обратиться к Сейму с просьбой о выражении правительству вотума доверия.
Президент Республики по предложению Председателя правительства производит изменения в его составе.
Председатель Совета министров заявляет об отставке правительства на первом заседании новоизбранного Сейма, а также в случае: 1) непринятия Сеймом постановления о вотуме доверия Совету министров, 2) выражения Совету министров вотума недоверия, 3) отставки Председателя Совета министров.
Республика Беларусь - унитарное
демократическое социальное правовое
государство (статья 1 Конституции Республики
Беларусь). В соответствии со статьей
8 Конституции Республика Беларусь
признает приоритет общепризнанных
принципов международного права
и обеспечивает соответствие им законодательства.
Иностранные граждане и лица без
гражданства на территории Беларуси
пользуются правами и свободами
и исполняют обязанности
Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
Президент Республики Беларусь является главой государства. Он избирается на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения выборов определяется законами Республики Беларусь.
Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь — представительный и законодательный орган власти. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.
Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления, осуществляющий исполнительную власть в Республике Беларусь. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту и ответственно перед Парламентом.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам и осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд. Конституционный Суд даёт заключения о конституционности нормативных актов по предложениям Президента, Национального Собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров Республики Беларусь.
Конституцией Республики Беларусь закреплен принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в рамках Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Конституция Республики Беларусь устанавливает ответственность государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а также ответственность гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Конституция гарантирует гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Основным Законом гарантируется также бесплатное общее среднее, профессионально–техническое образование. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Граждане имеют право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом. Конституция закрепляет право каждого гражданина на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод. Одна из основ осуществления демократии в республике — многообразие политических институтов, идеологий и мнений. На территории Республики Беларусь запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Республика Беларусь признает приоритет принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. В своей внешней политике Беларусь исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и из других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным. Республика Беларусь является частью мирового сообщества. Она признает Всеобщую декларацию прав человека, Устав ООН, Международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах, участвует в договоренностях в рамках ООН, ОБСЕ, во многих международных конвенциях.
В соответствии со статьей 9
Конституции территория Республики Беларусь
делится на области, районы, города и иные
административно-
Разумное, научно обоснованное деление территории государства позволяет осуществлять в нем эффективное управление, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечить комплексное экономическое и социальное ее развитие.
Административно-
В соответствии с Законом
(ст.2) административно-
- единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;
- сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
- сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;
- осуществления местными Советами
депутатов, исполнительными и распорядительными
органами своих полномочий в пределах
границ соответствующих административно-
- равномерности, сбалансированности
и комплексности развития административно-
- включения в состав территорий
более крупных административно-
- примерного равенства размеров
территории и численности населения административно-
- многообразия правовых статусов
административно-
- гласности и учета общественного
мнения при решении вопросов административно-
Компетенция государственных
органов в области
- образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;
- присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения, а также районам города Минска;
- принимает решения по спорам
между областными Советами депутатов,
связанные с вопросами административно-
- относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах;
- принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов г. Минска и городов областного подчинения;
- объединяет с учетом мнения
населения и с согласия местных Советов
депутатов одноименные административно-
В соответствии со статьей 9 Закона Совет Министров Республики Беларусь:
- представляет Президенту Республики
Беларусь предложения по вопросам административно-
- устанавливает порядок учета
и регистрации административно-
- осуществляет контроль за
учетом и регистрацией административно-
- определяет порядок наименования и переименования предприятий, учебных учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;
- дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;
- создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу.
Определенными полномочиями
наделены также местные Советы депутатов
и исполнительно-
- вносят в Совет Министров предложения
об изменении границ области, образовании
и упразднении районов в области и изменении
их границ, установлении и перенесении
их административных центров, отнесении
населенных пунктов к категории городов
областного подчинения, образовании и
упразднении районов в городах областного
подчинения и изменении их границ, передаче
поселков городского типа и сельских населенных
пунктов в административное подчинение
городских Советов депутатов, исполнительных
и распорядительных органов городов областного
подчинения, о наименовании (переименовании)
областей, районов, городов областного
подчинения и их районов, изменении границ
городов областного подчинения, а также
по межобластным спорам, связанным с административно-
- по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;
- устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;
- относят поселки городского типа к иным категориям населенных пунктов;
Информация о работе Сравнительный анализ унитаризма Польши и РБ