Сравнительный анализ унитаризма Польши и РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является исследование сущности унитарной формы государственного устройства, ее понятия, признаков и позитивных ее аспектов, а так же проведение сравнительного анализа унитаризма Республики Беларусь и Республики Польша. Для достижения этой цели в исследовании ставятся и решаются следующие задачи :
- изучить общее понятие и классификацию форм государственного устройства;
- определить понятие «простого (унитарного, единого) государства» и дать конкретный перечень признаков, характеризующих унитарную форму государственного устройства;
- раскрыть виды унитарных форм государственного устройства;

Содержание работы

Введение 3
1 Унитаризм как политическая и юридическая категория 6
1.1 Общее понятие и классификация форм государственного устройства 6
1.2 Понятие и признаки унитарного государства 14
2 Сравнительный анализ: унитаризм и федерализм 21
3 Характеристика основных признаков унитарности Республики Польша и Республики Беларусь 26
Заключение 41
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

Тема Унитаризм сравнительный анализ Польша и РБ.docx

— 118.75 Кб (Скачать файл)

Президент Республики, используя свою конституционную и законную компетенцию, издает официальные акты, которые  требуют для своей действительности подписи (контрасигнации) Председателя Совета министров. Не требуют контрасигнации акты Президента о: назначении выборов в Сейм и Сенат; сокращении срока полномочий Сейма в случаях, определенных в Конституции; назначении общепольского референдума, а также подписание закона или отказ подписать его, выдвижение кандидатуры и назначение Председателя Совета министров, принятие отставки Совета министров и поручение ему временно исполнять обязанности, награждение орденами и отличиями, назначение судей, в том числе высших.

Исполнительная власть принадлежит  правительству - Совету министров, который, согласно Конституции, проводит внутреннюю и внешнюю политику Республики. Совет  министров обеспечивает исполнение законов, издает распоряжения, координирует и контролирует работу органов правительственной  администрации, постановляет о проекте  бюджета государства и руководит  его исполнением, обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность государства  и публичный порядок, заключает  международные договоры, требующие  ратификации, утверждает и денонсирует  иные международные договоры.

Совет министров состоит из Председателя Совета министров и министров. В  его составе могут быть также  вице-председатели Совета министров, председатели определенных в законах комитетов.

Президент Республики выдвигает кандидатуру  Председателя Совета министров (который  предлагает состав Совета министров), назначает Председателя и остальных  членов Совета министров в течение 14 дней со дня первого заседания  Сейма или принятия отставки предыдущего  Совета министров. Председатель Совета министров в течение 14 дней со дня  назначения представляет Сейму программу  деятельности правительства с просьбой предоставить ему вотум доверия. О вотуме доверия Сейм постановляет абсолютным большинством голосов. В  случае его непредоставления Сейм самостоятельно избирает Председателя Совета министров и предложенных им членов правительства абсолютным большинством голосов. Президент назначает избранный таким образом Совет министров и принимает присягу его членов.

Когда Сейм оказывается не в состоянии  сформировать правительство самостоятельно, Президент в течение 14дней снова  назначает Председателя Совета министров  и по его предложению - остальных  членов правительства. Если Сейм в течение 14 дней со дня такого назначения Совета министров не предоставит ему  вотум доверия простым большинством, Президент назначает досрочные  парламентские выборы.

Члены Совета министров несут перед  Сеймом солидарную ответственность  за деятельность правительства, а также  индивидуальную за дела, подлежащие их компетенции или порученные им Председателем  Совета министров. Сейм выражает Совету министров вотум недоверия по предложению, внесенному не менее чем 46 депутатами и указывающему имя  нового кандидата в Председатели ("конструктивный" вотум недоверия). Если постановление Сеймом принято, Президент принимает отставку Совета министров, назначает избранного Сеймом Председателя и по его предложению - остальных членов Совета министров. Вотум недоверия может быть выражен  и министру.

Председатель Совета министров  может обратиться к Сейму с  просьбой о выражении правительству  вотума доверия.

Президент Республики по предложению  Председателя правительства производит изменения в его составе.

Председатель Совета министров  заявляет об отставке правительства  на первом заседании новоизбранного Сейма, а также в случае: 1) непринятия Сеймом постановления о вотуме доверия  Совету министров, 2) выражения Совету министров вотума недоверия, 3) отставки Председателя Совета министров.

 

 

Республика Беларусь - унитарное  демократическое социальное правовое государство (статья 1 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права  и обеспечивает соответствие им законодательства. Иностранные граждане и лица без  гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами  и исполняют обязанности наравне  с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11 Конституции).

Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент Республики Беларусь является главой государства. Он избирается на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения выборов определяется законами Республики Беларусь.

Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь — представительный и законодательный орган власти. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.

Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления, осуществляющий исполнительную власть в Республике Беларусь. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту и ответственно перед Парламентом.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам и осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд. Конституционный Суд даёт заключения о конституционности нормативных актов по предложениям Президента, Национального Собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда и Совета Министров Республики Беларусь.

Конституцией Республики Беларусь закреплен принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в рамках Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Конституция Республики Беларусь устанавливает ответственность государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а также ответственность гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Конституция гарантирует гражданам Республики Беларусь право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Основным Законом гарантируется также бесплатное общее среднее, профессионально–техническое образование. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Граждане имеют право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом. Конституция закрепляет право каждого гражданина на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод. Одна из основ осуществления демократии в республике — многообразие политических институтов, идеологий и мнений. На территории Республики Беларусь запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Республика Беларусь признает приоритет принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. В своей внешней политике Беларусь исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и из других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным. Республика Беларусь является частью мирового сообщества. Она признает Всеобщую декларацию прав человека, Устав ООН, Международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах, участвует в договоренностях в рамках ООН, ОБСЕ, во многих международных конвенциях.

В соответствии со статьей 9 Конституции территория Республики Беларусь делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Порядок же решения вопросов административно-территориального устройства нашего государства определяет Палата представителей Национального Собрания (п.2 ст.97 Конституции Республики Беларусь). Наряду с Конституцией, определяющей общие начала порядка установления и изменения административно-территориального устройства, в Республике Беларусь издан ряд нормативных актов. Среди них следует назвать Закон от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 года №468 «Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 1998 года №1238, которым утвержден ряд нормативных актов, направленных на реализацию вышеуказанного Закона, в том числе Порядок учета и регистрации административно-территориальных единиц Республики Беларуси и др.

Разумное, научно обоснованное деление территории государства  позволяет осуществлять в нем  эффективное управление, исходя из общегосударственных интересов  и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечить комплексное экономическое и  социальное ее развитие.

Административно-территориальное  деление территории Республики Беларусь как унитарного государства –  это деление территории Республики Беларусь на определенные части в  целях эффективной организации  государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан  Республики Беларусь (ст.1 выше названного Закона).

В соответствии с Законом (ст.2) административно-территориальное  устройство в Республике Беларусь основывается на принципах:

-  единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

-  сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

-  сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

-  осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;

-  равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;

-  включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

-  примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;

-  многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

-  гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.

Компетенция государственных  органов в области административно  территориального устройства определена Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном  делении и порядке решения  вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». Наиболее важные (основные) вопросы решает Президент  Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 8 Закона Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров  Беларуси и с учетом мнения местных  Советов депутатов:

-  образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;

-  присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения, а также районам города Минска;

-  принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанные с вопросами административно-территориального устройства;

-  относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах;

-  принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов г. Минска и городов областного подчинения;

-  объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 9 Закона Совет Министров Республики Беларусь:

-  представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;

-  устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц;

-  осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;

-  определяет порядок наименования и переименования предприятий, учебных учреждений, организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;

-  дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;

-  создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу.

Определенными полномочиями наделены также местные Советы депутатов  и исполнительно-распорядительные органы. Так, статьей 10 Закона предусмотрено, что областные Советы депутатов  с учетом мнения соответствующих  нижестоящих Советов депутатов:

-  вносят в Совет Министров предложения об изменении границ области, образовании и упразднении районов в области и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, изменении границ городов областного подчинения, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;

-  по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;

-  устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;

-  относят поселки городского типа к иным категориям населенных пунктов;

Информация о работе Сравнительный анализ унитаризма Польши и РБ