Стратегия развития потребительского рынка муниципального образования «Город Вологда» на период до 2020 года «ВОЛОГДА ТОРГОВАЯ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, решение проблем в развитии потребительского рынка возложено на местные органы власти, от деятельности которых зависит создание благоприятных условий для развития потребительского рынка, наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары, услуги общественного питания, бытового обслуживания по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.

Содержание работы

1. Введение 3
2. История Вологды торговой 6
3. Приоритетные направления развития потребительского рынка 10
3.1. Торговля (розничная и оптовая) 11
3.2. Общественное питание 20
3.3. Сфера услуг 25
4. Механизмы реализации Стратегии 29
5. Система управления реализацией Стратегии 31
6. Ожидаемые результаты 33
7. Приложения 35
7.1. Целевые индикаторы Стратегии 35
7.2. STEP – анализ 36
7.3. SWOT – анализ 37
7.4. Аналитическая информация о состоянии потребительского рынка в городе Вологде 30
7.5. Инвестиционные проекты в торговле 63

Файлы: 1 файл

proekt_postan_strat_vol_torgov_str.doc

— 2.54 Мб (Скачать файл)

Администрация города Вологды

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

 

 

Стратегия развития потребительского рынка 

муниципального образования  «Город Вологда»   
на период до 2020 года

«ВОЛОГДА ТОРГОВАЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2011

 

Содержание

1. Введение 3

2. История Вологды  торговой 6

3. Приоритетные  направления развития потребительского  рынка  10

3.1. Торговля (розничная  и оптовая) 11

3.2. Общественное  питание 20

3.3. Сфера услуг 25

4. Механизмы  реализации Стратегии 29

5. Система управления  реализацией Стратегии 31

6. Ожидаемые  результаты 33

7. Приложения 35

7.1. Целевые индикаторы Стратегии  35

7.2. STEP – анализ 36

7.3. SWOT – анализ 37

7.4. Аналитическая информация о состоянии потребительского рынка в городе Вологде 30

7.5. Инвестиционные проекты в торговле 63

 

1. Введение

 

В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, решение проблем в развитии потребительского рынка возложено на местные органы власти, от деятельности которых зависит создание благоприятных условий для развития потребительского рынка, наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары, услуги общественного питания, бытового обслуживания по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.

Исходя из этого, в  отношении потребительского рынка  города должна формироваться и реализовываться  эффективная муниципальная политика, в которой четко сформулированы стратегические цели, направления, конкретные методы и способы работы, направленные на дальнейшее развитие потребительского рынка, повышение эффективности удовлетворения потребительского спроса, совершенствование форм и методов обслуживания.

Данный документ представляет собой Стратегию развития потребительского рынка на территории муниципального образования «Город Вологда» (далее – город Вологда) до 2020 года (далее - Стратегия), разработанную Администрацией города Вологды.

Стратегия является частью Стратегии комплексной модернизации городской среды муниципального образования «Город Вологда» на период до 2020 года «Вологда - комфортный город» (утверждена решением Вологодской городской Думы № 715 от 01.07.2011 года), построена на ее принципах, раскрывает и дополняет содержание пункта 2.13 «Вологда - торговая» и направлена на достижение главной цели комплексного развития - повышение качества жизни населения города Вологды, путем создания максимально комфортных условий для жителей, гостей и эффективно работающих компаний.

Стратегия также учитывает  положения Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России № 422 от 31 марта 2011 года.

Стратегия разработана  с учетом задач, стоящих перед  городом, основывается на комплексной  оценке тенденций и проблем развития потребительского рынка в регионе и определяет приоритеты его развития в городе Вологде. Стратегия затрагивает сегменты оптовой и розничной торговли товарами, общественного питания, сферы услуг.

Потребительский рынок  является неотъемлемым структурным  звеном экономики и при всей его важности для развития экономики города имеет не только экономическое, но и социальное значение. Роль и динамика потребительского рынка города Вологды зависит от его объема, структурной устойчивости потребления товаров, самообеспеченности, поставок с других регионов России, перспектив роста и развития в направлении, необходимом для расширенного воспроизводства.

Торговля и общественное питание являются важной составляющей внутреннего рынка и играют значительную роль, как в формировании общего экономического потенциала, так и в обеспечении потребностей населения города в товарах и услугах.

Разработанные положения  Стратегии основаны на анализе существующих статистических данных, обсуждений с  представителями отрасли торговли, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти, а также другими заинтересованными сторонами.

Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям  инновационного сценария развития экономики  России. За последние годы в Вологде введено большое количество торговых площадей, обеспеченность торговыми площадями превышает норматив по Российской Федерации и по странам Европы.

Миссия Стратегии: Вологда – центр изобилия.

Основная цель Стратегии - превратить Вологду в областной и межрегиональный центр торговли и оказания различных видов услуг населению, эффективно продвигающий на мировой рынок собственные товары и бренды.

На основании анализа развития потребительского рынка определены пять групп приоритетных задач, решение которых позволит достигнуть поставленную цель:

1. Развитие современных  форматов и совершенствование форм обслуживания сферы потребительского рынка, инновационное перевооружение действующих предприятий.

2. Содействие обеспечению ценовой и территориальной доступности товаров и услуг.

3. Содействие повышению культуры и качества обслуживания в сфере потребительского рынка.

4. Содействие в формировании в исторической (центральной) части города и на основных туристических маршрутах предприятий сферы потребительского рынка, продвигающих местную «брендовую» продукцию.

5. Совершенствование  нормативно-правового, организационного  и координационного обеспечения  сферы потребительского рынка.  Анализ и прогнозирование потребительского  рынка.

При определении дальнейшего вектора развития каждой из сфер потребительского рынка будут представлены направления, ориентированные на решение приоритетных задач.

Значения целевых индикаторов  Стратегии устанавливались на основе показателей, используемых в Стратегии  развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года и Стратегии комплексной модернизации городской среды муниципального образования «Город Вологда» на период до 2020 года «Вологда - комфортный город». Перечень целевых индикаторов представлен в приложении 1.

 

2. История Вологды торговой

 

Вологда - один из самых  древних городов России, ровесница  Москвы. Город исторический и современный, Вологда является административным, промышленным и культурным центром  Вологодской области. Кладовая русских традиций, родина удивительных ремесел и промыслов.

В истории города есть много ярких примеров того, что  Вологда являлась крупным торгово-купеческим центром. Развитие торговли сопровождалось периодами бурного развития и  спада. Основными факторами развития отрасли были географическое положение и общественный строй, который определял место торговли в системе общественных взаимоотношений.

Значительный период расцвета и укрепления Вологды связан с правлением Ивана IV Грозного. Прежде всего, город становится одним из важнейших транзитных центров во внешней торговле России с Англией, Голландией и другими западными странами по Беломорскому пути и в торговле с Сибирью по Сухоне и Вычегде. В Вологде был построен государев кладовой двор на берегу реки. Англичане открыли в городе свою торговую контору. В 1556 году из России отплыл в Англию первый русский посол – вологжанин дьяк Иосиф Непея. Открытие торговых отношений с заграницей послужило толчком к быстрому процветанию Вологды. Торговый агент Гасс в 1554 году писал о Вологде, что это «большой город в центре России, окружённый многими и хорошими городами; здесь изобилие хлеба и нет города в России, который бы не торговал с Вологдой».

Нашествие интервентов  отразилось на благополучии Вологды  очень тяжело, однако город в короткий срок восстановил своё место в экономической жизни государства. Во второй половине XVII века через Архангельский порт возобновилась торговля с заграницей. Голландец Корнелий де-Бруини, проезжавший в 1701 году через Вологду, нашёл здесь «торжище, наполненное всякими товарами» и назвал город «украшением русской страны».

Вологда XVII — начала XVIII веков не только административный центр, но и город через который шла  внешняя торговля Московского государства  с Западными странами. Это был  один из главных рынков торговли хлебом, солью, продуктами животноводства. Здесь развивались: переработка льна, кожевенное производство, переработка древесины, кузнечное дело. Из женских ремёсел было широко развито золотошвейное.

Овладев после победы над шведами выходом к Балтийскому морю, Пётр I сделал столицей государства Петербург. Как только сюда пошли корабли, последовал царский указ о запрещении заморского торга через Архангельск. Белое море на десятилетия теряет былое значение главного водного пути в Европу. Торговые люди, не находя сбыта товарам, переселялись в Петербург, Москву, Ярославль. При преемниках Петра I ограничения в торговле по Северо-Двинскому пути были отменены. В 40-х годах XVIII века снимаются таможенные пошлины на ярмарках, разрешается ввоз товаров из-за границы через Архангельск, упраздняются различные монополии. Заморские товары по Северной Двине хлынули в Вологду, а из неё – по другим городам. Восстановив торговое значение, Вологда превратилась в крупный центр ремесленного производства. В середине XVIII века здесь возникли первые мануфактуры. В 80-х годах XVIII века в Вологде насчитывалось уже около семидесяти ремесленно-промышленных предприятий.

После отмены крепостного  права на Север стал проникать  капитализм. Постройка железных дорог, возникновение парового флота, расширение лесоразработок, кружевного промысла и маслоделия оказали своё влияние и на развитие экономики Вологды. В 1862 году на Сухоне появился первый пароход. В 1872 году открылось железнодорожное сообщение Вологды с Ярославлем, в 1898 году – с Архангельском, в 1905 году – с Петербургом и Вяткой. Как и раньше, город стал занимать видное место во внутренней торговле Российской империи.

В XIX - начале XX веков Вологда  становится и промышленным центром  Северо-Запада России. К концу XIX века в городе открываются полотняная фабрика, кожевенный, сахарные, канатные заводы. Появились и крупные государственные предприятия - главные мастерские Петербургско-Вятской железной дороги, паровозное и вагонное депо. В городе были построены электростанция, водопровод, телефонная станция. Развиваются и традиционные народные промыслы - прежде всего кружевоплетение.

В «советский» период развитие торговли и сферы услуг  возобновилось на плановой основе и  было направлено на достижение подушевых  нормативов обеспеченности населений товарами и услугами. Главными задачами руководства государства в этот период были индустриализация, приоритетное развитие промышленных производств и строительства, послевоенное восстановление экономики, освоение космоса, развитие военно-промышленного комплекса. Это отразилось на темпах развития торговли и бытовых услуг, которые значительно отставали от темпов развития других отраслей народного хозяйства. Новый период бурного развития торговли и сферы услуг начался в города в начале 90-ых годов XX века с началом формирования в России рыночных отношений и продолжается до настоящего времени.

В последние годы в  сфере торговли города произошли  кардинальные изменения: появилось  большое количество торговых объектов, работающих по методу самообслуживания; розничные сети постепенно вытесняют из городской инфраструктуры рынки и одиночные магазины; увеличивается доля торговых и торгово-развлекательных центров в общем объеме торговой недвижимости; активно развивается ресторанный бизнес.

Вологда сегодня - город с развитой многоотраслевой экономикой. Основой экономического процветания областной столицы стали промышленные предприятия. В городе сосредоточено почти все машиностроение и металлообработка области. Здесь производят высококачественные оптические приборы, как военного, так и гражданского назначения. Линзы, телескопы, бинокли, приборы ночного видения пользуются в России и за рубежом заслуженным спросом.

Станки и дорожные машины вологодского производства разрабатываются  по последнему слову техники. Во многих городах страны пассажиров возят троллейбусы и автобусы, изготовленные в Вологде. Знаменитые на всю Россию подшипники не раз получали призы на зарубежных промышленных выставках за свое исключительное качество.

Всемирную известность  Вологде принесли предприятия молочной промышленности. Вологодское масло. Его традиционные рецепты сохраняют мастера-технологи. Специалистов для молочных предприятий готовят в единственной на всю Россию молочно-хозяйственной академии. Молочные продукты из Вологды можно увидеть на прилавках магазинов обеих столиц. Подарочный вариант вологодского масла поставляется в дипломатические представительства страны.

Заслуженную известность  и широкое признание за высокую  художественность, декоративное богатство, совершенство техники исполнения снискало вологодское кружево. Традиции и секреты вологодских кружевниц спустя века остались неизменными.

Продукция вологодских  предприятий пользуется повышенным спросом не только в России, но и  за рубежом. Она экспортируется в Индию, Китай, Польшу, Финляндию, Англию и другие страны.

Таким образом, история  развития Вологды не просто неразрывно связана с развитием торговли в городе, а во многом ей определяется. На протяжении нескольких веков Вологда  являлась крупным торгово-купеческим центром. Сохранить и преумножить исторические традиции – задача современной сферы торговли.

 

3. Приоритетные направления развития потребительского рынка

 

Потребительский рынок  города Вологды, являясь крупной  составной частью экономики Вологодской  области, призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, а также качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории города.

Информация о работе Стратегия развития потребительского рынка муниципального образования «Город Вологда» на период до 2020 года «ВОЛОГДА ТОРГОВАЯ»