Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:30, курсовая работа
В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, решение проблем в развитии потребительского рынка возложено на местные органы власти, от деятельности которых зависит создание благоприятных условий для развития потребительского рынка, наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары, услуги общественного питания, бытового обслуживания по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
1. Введение 3
2. История Вологды торговой 6
3. Приоритетные направления развития потребительского рынка 10
3.1. Торговля (розничная и оптовая) 11
3.2. Общественное питание 20
3.3. Сфера услуг 25
4. Механизмы реализации Стратегии 29
5. Система управления реализацией Стратегии 31
6. Ожидаемые результаты 33
7. Приложения 35
7.1. Целевые индикаторы Стратегии 35
7.2. STEP – анализ 36
7.3. SWOT – анализ 37
7.4. Аналитическая информация о состоянии потребительского рынка в городе Вологде 30
7.5. Инвестиционные проекты в торговле 63
Систематизировать всю совокупность факторов, влияющих на развитие потребительского рынка города, позволяет STEP-анализ, который предполагает изучение четырех основных компонентов: социального (Social), технологического (Technological), экономического (Economic), политического (Political) (приложение 2).
Рассматривая перспективы развития потребительского рынка, следует обратить снимание не только на традиционные, но и на нетрадиционные формы потребления, к числу которых относятся: встречи с друзьями, прогулки в парке, чтение книг, занятия спортом, слушание музыки и т.д. Сущность перечисленных видов удовольствий заключается в том, что они все тесно связаны с досугом человека и для своей реализации требуют наличия свободного времени. Досуг превращается в специфический рыночный фактор производства и потребления, имеющий свою цену и полезность. Свободное время капитализируется.
Таким образом, потребление
всей массы благ требует двух ресурсов:
денег и времени. Следовательно,
для стабильного роста
О наличии свободных
денег у жителей города Вологды
свидетельствуют депозиты, которые,
по сути, представляют собой отложенный
спрос. Он формируется по причине
невозможности его удовлетворен
Город является городом настолько, насколько житель может капитализировать свое свободное время. В Вологде возможность капитализации свободного времени рассчитана в основном на жителей со средним и выше среднего уровнями дохода. То есть одним из главных недостатков системы капитализации свободного времени является отсутствие внимания к сегментам рынка, отвечающим потребностям населения с разным уровнем доходов. Именно поэтому необходимо создать сеть объектов торговли и услуг, способных удовлетворить потребительский спрос всех слоев населения.
Превратить Вологду в областной и межрегиональный центр торговли и оказания всевозможных видов услуг населению означает дать возможность не только Вологжанам, но и гостям города эффективно использовать имеющиеся у них свободные ресурсы времени и денег. Эффективно как для города, так и для людей т.к. они смогут удовлетворить свои потребности не только в материальных, но и в нематериальных (духовных, интеллектуальных) благах.
Аналитическим инструментом, позволяющим обобщить состояние внутренней среды потребительского рынка г. Вологды (его силы и слабости), а также внешней (возможностей и угроз) является SWOT-анализ (приложение 3).
Отрасль торговли в Вологде играет важную социальную и экономическую роль не только на уровне города, но и на уровне Вологодской области в целом. В последние годы в сфере торговли города произошли кардинальные изменения: появилось большое количество торговых объектов, работающих по методу самообслуживания; розничные сети постепенно вытесняют из городской инфраструктуры рынки и одиночные магазины; увеличивается доля торговых и торгово-развлекательных центров в общем объеме торговой недвижимости.
Ведущим звеном потребительского рынка является торговля, так как она непосредственно затрагивает интересы населения. Оборот розничной торговли по Вологде в 2010 г. составил 26,7 млрд. руб., что на 18% выше, чем в 2009 г. (подробная аналитическая информация по каждому сегменту сферы потребительского рынка представлена в приложении 4).
На 1 января 2011 г. в городе Вологде функционировало 1465 стационарных магазина (из них 667 продовольственных и 798 непродовольственных), 721 торговый павильон, киоск и тонар, 3 рынка.
В сегменте розничной торговли города все большее развитие приобретает сетевая торговля - 19 % (от общей торговой площади). В Вологде работают порядка 36 торговых сетей. Наибольшая доля по специализации принадлежит продовольственным сетям - 56% (непродовольственным - 44%). Сложившаяся ситуация характеризуется масштабным распространением сетевого принципа создания крупных продовольственных магазинов, супермаркетов, осуществляющих продажу товаров методом самообслуживания с применением компьютерных касс и штрихового кодирования товаров. Внедрение современных технологий, форм и методов товарного обслуживания обусловило рост реализации товаров торговыми предприятиями и сокращение товарного оборота на рынках.
По количеству магазинов среди продовольственных сетей на первом месте сеть краснодарских дискаунтеров «Магнит» ЗАО «Тандер» (в городе насчитывается более 20 магазинов). Второе место занимает торгово-розничная сеть «Макси». В состав компании входят один гипермаркет «Мармелад», порядка 11 супермаркетов «Макси» и минимаркетов «Мини». Далее идут магазины ООО «Армез» под брендом «Лучик» (порядка 16 магазинов) и магазины ООО «Лоза» под брендом «Гурман» (около 16 магазинов).
Наряду с развитием
крупных продовольственных
Среди непродовольственных сетей лидирует «Десяточка» (порядка 15 магазинов), «Черная кошка» (около 12 магазинов), и «Континент» (4 магазина).
Наибольшая доля по торговой площади приходится на магазины, расположенные в торговых центрах (73% от общей площади), и на участников торговых сетей (18%).
Всего в городе функционирует порядка 45 торговых центров, которые делятся на две категории. К первой категории относятся торговые центры, масштаб которых можно охарактеризовать как «микрорайонный», ко второй – современные форматные торговые центры, активное строительство которых наблюдается в последнее время: ТРЦ «Мармелад», ТЦ «Оазис», ТЦ «Форум», ТРЦ «Панорама», ТЦ «Остров» и т.д. В сентябре 2011 года на Окружном шоссе открыл свои двери торгово-развлекательный центр «РИО» (компания «Ташир»). На сегодняшний день торговые площади, расположенные в торговых центрах современного формата составляют 25% от общего числа торговых площадей или 146 кв.м. на 1000 человек (продовольственная группа товаров). Стратегией развития торговли Российской Федерации определен ориентир обеспеченности современными форматами торговли к 2020 году в 60-80% или 300 кв.м. на 1000 человек (продовольственная группа товаров).
До 2014 года на территории муниципального образования «Город Вологда» частными инвестициями запланировано ввести в эксплуатацию 132 тыс. кв.м. торговых площадей современного формата, что позволит достичь запланированных показателей. Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в торговле, представлен в приложении 5.
Важной ступенью в продвижении изделий, которыми славится Вологодский край, стало открытие магазина «Вологодские продукты» в ассортимент которого вошли лишь товары, производимые в Вологде. Вологодское масло и молочные продукты, изделия кондитерской фабрики и вологодских хлебокомбинатов – эту и многую другую продукцию можно купить в новом магазине, который расположен в самом центре города. В этом же здании открылся ещё один магазин – вологодского льна и кружева. Таким образом, активно развивается торговля брендовыми вологодскими товарами.
В 2011 году для улучшения торгового обслуживания населения дополнительно разработана схема размещения мелкорозничных передвижных торговых объектов, состоящая из 113 площадок, в том числе 83 передвижных торговых точек (тонаров).
На развитие розничной торговой сети положительно влияет рост инвестиций (преимущественно частных), доля которых в данный сектор в 2009 г. составила 6,8% от общего объема инвестиций[1]. Это нашло свое проявление в росте обеспеченности населения торговыми площадями. По этому показателю Вологда уверенно опережает ряд других городов России. В среднем в Вологде приходится 1,32 квадратных метра торговых площадей в расчете на 1 жителя, что на 32% выше общеевропейского стандарта (1000 кв. м на 1 тыс. жителей) и почти в 3 раза выше норматива по Постановлению правительства Вологодской области №1447 от 13.12.2010 «О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов Вологодской области». Превышение норматива достигнуто в основном за счет увеличения площади непродовольственных магазинов.
Относительно территориального размещения предприятий потребительского рынка города следует отметить, что наибольшее их количество расположено в Центральной и Западной части города Вологды, что обусловлено их выгодным местоположением и транспортным сообщением. При этом в некоторых микрорайонах города обеспеченность торговыми площадями достигается за счет объектов мелкорозничной торговли. В связи с чем одной из проблем является наличие диспропорции количества стационарных магазинов и объектов мелкорозничной торговли.
Таким образом, в целях более равномерного размещения объектов торговли по районам города, при дальнейшей планировке размещения предприятий потребительского рынка города Вологды, необходимо обеспечить приоритетное их размещение в Восточной части города и Заречье
Администрация города Вологды уделяет большое внимание поддержке социально незащищенных слоев населения. В социальном проекте «Городская дисконтная карта «Забота» принимает участие 157 предприятий и предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, организации общественного питания и сфере услуг. Для социально незащищенных категорий населения ими предоставляются скидки по карте «Забота» от 5% до 50% на продукты, товары, услуги. С начала реализации проекта (декабрь 2009 года) пользователи карты «Забота» (более 60 тыс. человек) сэкономили порядка 40 млн. руб.
В целях поддержки
населения и местных
Одним из направлений, способствующим облегчению совершения покупок, является развитие торговли и оказание различного рода услуг посредством сети Интернет – так называемые интернет-магазины и различные службы доставки. Большинство крупных магазинов города имеет свои сайты в сети Интернет с возможностью он-лайн заказа и доставки товаров на дом покупателю (например, магазины, реализующие бытовую технику, товары для детей и пр.). Покупать товары через Интернет становится все более удобным. В Вологде получили распространение Интернет-магазины по продаже одежды (Отто), бытовой техники (МТ-online) и косметических средств (AVON, Oriflame).
В 2011 году в городе активно стали появляться вендинговые автоматы.
В целом торговля в городе Вологде уверенно развивается: активно строятся и открываются новые магазины, что, в свою очередь, приводит к росту обеспеченности торговыми площадями. Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает пешеходную доступность товаров для населения, то есть возможность приобрести товар, затратив разумное время и другие ресурсы на получение доступа к нему.
В сегменте розничной торговли города все большее развитие приобретает сетевая торговля - 18 % (от общей торговой площади). Дальнейшее развитие торговли в городе Володе тесно связано с развитием торговых сетей.
В настоящее время торговля в городе Володе находится на этапе становления основных форматов, появления мультиформатных сетей. Уже в ближайшем времени следует ожидать активизации проникновения крупных ритейлеров: начнут формироваться федеральные игроки отрасли, региональные и местные сети будут организовываться в основном на базе оптовых или дистрибьюторских компаний. Самыми популярными форматами торговли станут дискаунтеры и гипермаркеты.
Торговые сети обычно размещают свои магазины в крупных торговых центрах. Супермаркеты в современном их виде уже прочно вошли в нашу жизнь. Магазины такого формата действительно очень удобны, особенно те, которые имеют просторные торговые залы, большую парковку для автомобилей и возможность вывоза тележки с купленным товаром непосредственно к своему авто. Поэтому и неудивительно, что такие торговые объекты пользуются заслуженной популярностью у людей. Прогулки в магазины превращаются в своеобразные развлечения. Супермаркеты практически становятся частью современной городской культуры.
Для пoкупaтеля современный
тoргoвый центр – это
Для дальнейшего развития розничной торговли в городе Вологде необходимо расширение и сегментирование продуктовых и непродовольственных сетей, в зависимости от месторасположения магазинов, формата торговли и от направленности для различных слоёв населения в зависимости от уровня доходов.