Стратегия развития потребительского рынка муниципального образования «Город Вологда» на период до 2020 года «ВОЛОГДА ТОРГОВАЯ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, решение проблем в развитии потребительского рынка возложено на местные органы власти, от деятельности которых зависит создание благоприятных условий для развития потребительского рынка, наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары, услуги общественного питания, бытового обслуживания по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.

Содержание работы

1. Введение 3
2. История Вологды торговой 6
3. Приоритетные направления развития потребительского рынка 10
3.1. Торговля (розничная и оптовая) 11
3.2. Общественное питание 20
3.3. Сфера услуг 25
4. Механизмы реализации Стратегии 29
5. Система управления реализацией Стратегии 31
6. Ожидаемые результаты 33
7. Приложения 35
7.1. Целевые индикаторы Стратегии 35
7.2. STEP – анализ 36
7.3. SWOT – анализ 37
7.4. Аналитическая информация о состоянии потребительского рынка в городе Вологде 30
7.5. Инвестиционные проекты в торговле 63

Файлы: 1 файл

proekt_postan_strat_vol_torgov_str.doc

— 2.54 Мб (Скачать файл)

Для увеличения товарооборота предприятиям розничной торговли следует улучшать качественную составляющую торговой сети, а именно расширять ассортимент товара, улучшать качество обслуживания покупателей, обеспечить оптимальную ценовую политику, провести работы по улучшению парковок для транспорта, выкладке товаров, оснащению магазинов современным оборудованием.

Определяя направления  развития торговли, следует уделить  должное внимание развитию малого и  среднего бизнеса. В торговых сетях, как правило, ассортимент практически  полностью идентичен. С этой точки зрения покупателю безразлично, в какой из сетей совершать покупки. Но магазин должен быть чем-то большим, чем просто продукты, которые он продает. С этой позиции супермаркеты привлекают покупателей широким спектром оказываемых дополнительных услуг и возможностью интересного времяпрепровождения. Каждому небольшому магазину придется обратить внимание на определенную группу покупателей, они не могут быть для всех и для каждого. Посредственные магазины постепенно исчезнут. Магазин нужно делать уникальным. Уникальность может проявляться как в ассортименте, так и в необычном дизайне, в формате торговли и во всем, что может создать отличительные особенности. В этом случае развитие торговых сетей не будет препятствовать развитию небольших магазинов. Скорее наоборот – каждый из участников процесса торговли займет свою нишу.

В модернизации нуждается  торговля в центре города: она должна быть ориентирована на туристов, количество которых только за последние полгода  увеличилось на 60%. Необходимо организовать в центре города торговлю брендовыми товарами, а так же создать развитую сеть разнообразных предприятий общественного питания, в которых, том числе, будут представлены блюда традиционной русской кухни из местных продуктов.

Характерной особенностью современного этапа развития торговли является существенное повышение роли логистики. Это обусловлено целым рядом факторов, важнейшими из которых являются быстрый рост числа торговых точек и необходимость снижения внутренних издержек в условиях обострения конкуренции между сетевыми операторами и роста затрат на развитие сетей.

Основные проблемы

Позитивные количественные и качественные изменения на потребительском  рынке города не снимают ряда проблем.

  1. Уровень обеспеченности площадями современного формата недостаточный по сравнению с нормативом, определенным Стратегией развития торговли Российской Федерации
  2. Недостаточно сформирован имидж города как удобный торговый и туристический центр.
  3. Низкий уровень товарооборота. Одним из показателей, характеризующим развитие потребительского рынка, является оборот розничной торговли. Однако по этому показателю Вологда пока отстает от других городов России: товарооборот в расчете на 1 жителя составляет 86,17 тысяч рублей, тогда как в Казани – лидеру среди анализируемых городов – товарооборот на 1 жителя составляет 227,88 тысяч рублей.
  4. В Вологде имеет место нестационарная торговля, характеризующаяся низким качеством обслуживания, торговлей в неустановленных местах.
  5. Уровень обеспеченности предприятий потребительского рынка очень неоднороден по микрорайонам города, необходимо перераспределение торговли приоритетно в сторону Восточной части города и Заречья.
  6. Небольшое количество магазинов, приспособленных для маломобильных групп населения.
  7. Отсутствие предложения логистических услуг.

Направления развития торговли

Основная цель развития торговли в городе Вологде – позиционирование и развитие города как крупного межрегионального центра современных форм торговли.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

  1. Развитие современных форматов и совершенствованию форм обслуживания сферы потребительского рынка, инновационное перевооружение действующих предприятий:
  • содействие реализации инвестиционных проектов по строительству многофункциональных торговых комплексов, сочетающих несколько функций - торговую, развлекательную, офисную, спортивную;
  • приведение в соответствие с современными требованиями существующих розничных и оптовых предприятий;
  • содействие расширению и сегментированию продуктовых и непродовольственных сетей;
  • содействие развитию малого бизнеса, мелкорозничной торговли путем создания «уникальных магазинов», не ограничивая при этом развитие крупных торговых сетей;
  • создание условий для расширения емкости рынка товаров и услуг, в том числе за счет привлечения покупателей  из других городов;
  • формирование складской логистической инфраструктуры как базы для розничной и оптовой торговли.

2.Содействие в формировании  в исторической (центральной) части  города и на основных туристических  маршрутах предприятий сферы потребительского рынка, продвигающих местную «брендовую» продукцию:

  • содействие в формировании на основных туристических маршрутах и в исторической (центральной) части города зоны торговли местной брендированной продукцией, эксклюзивной продукцией, создании сувенирных, книжных и антикварных лавок.

3. Содействие обеспечению  территориальной и ценовой доступности товаров и услуг:

  • обеспечение ценовой доступности социально значимых групп товаров;
  • оптимизация сети нестационарной торговли путем ее переноса на организованные ярмарочные площадки, городской рынок, реконструкцией сооружений и перепрофилирования в «магазины у дома» и пункты оказания услуг;
  • развитие сферы розничной торговли на основе территориальной доступности для населения каждого микрорайона;
  • обеспечение доступа передвижения маломобильных групп населения на действующих и вводимых предприятиях торговли.

4. Содействие повышению  культуры и качества обслуживания в сфере потребительского рынка:

  • содействие повышению культуры обслуживания, подготовке и переподготовке кадров;
  • проведение конкурсов профессионального мастерства.

5. Совершенствование  нормативно-правового, организационного  и координационного обеспечения  сферы потребительского рынка.  Анализ и прогнозирование потребительского рынка:

  • совершенствование нормативно-правового обеспечения;
  • организация проведения отраслевых совещаний, семинаров, деловых встреч, «круглых столов»;
  • координационное обеспечение  деятельности предприятий  потребительского  рынка;
  • анализ и прогнозирование рынка товаров и услуг, маркетинговые исследования потребительских предпочтений населения.

3.2. Общественное питание

Анализ

Число объектов в структуре  предприятий общественного питания  за последние 4 года выросло более  чем в 2 раза (в 2006 году действовали 218 объектов, на 1 января 2011 года – 447 объектов). Всего посадочных мест на 1 января 2011 года - 26,4 тыс. Уровень обеспеченности жителей города посадочными местами на предприятиях общественного питания общедоступной сети согласно СНиП 2.07.01-89 составляет 40 посадочных мест на 1 тыс. жителей города. Превышение норматива по данному показателю наблюдается на протяжении ряда последних лет.

Особенностью современного этапа развития является тот факт, что организации общественного  питания открываются в комплексе  с культурно-досуговыми, лечебно-оздоровительными и торгово-развлекательными центрами.

Рестораны Вологды в  основном сконцентрированы в старинной  части города, в окрестностях отелей или в самих гостиницах. Наиболее известные городские рестораны: «Белладжио», «Винтаж», «Спасский», «Англитер», «Север», «Пиноккио»  и др. В настоящее время рестораны переняли европейский опыт по расширению спектра оказываемых услуг общественного питания, предлагая в дневное время бизнес-ланчи. Помимо ресторанов функционирует большое количество кофеен и баров («Каффа», «Мята», «Экспромт», «Шафран», «Зеленая волна» и др.), расположенных в различных районах города. Популярностью у вологжан  пользуются и рестораны восточной кухни («Восточный экспресс», «Киото», «Звезда Востока»). Особое место в сети занимают магазины кулинарии, реализующие населению готовую продукцию и полуфабрикаты, вырабатываемые предприятиями питания. Не менее важное место принадлежит сети организаций, обслуживающих определенный контингент по месту учебы и работы.

Так же стоит отметить тенденцию роста демократичных предприятий питания: пиццерий, кафе со средним чеком от 150 до 500 руб. (таких как «Огород, «Бульвар»), а также развитие узкоспециализированных предприятий – кофеен, баров, блинных. В городе действует несколько служб, оказывающих услуги по доставке продуктов питания на дом, заказанных в различных кафе и ресторанах города (например, «Голодный Гурман», «Наша служба доставки»).

В последнее время  наметилась тенденция роста сети предприятий быстрого питания, которые  отличаются быстрым приготовлением и подачей блюд и их невысокой стоимостью.  Потенциальной угрозой развития крупных предприятий является сокращение доли малого и среднего бизнеса в общественном питании. Тем не менее, международный опыт показывает, что малые предприятия могут конкурировать за счет разнообразия кухни, уникальности оформления и дизайна, более высокой индивидуализации услуг. Потребитель сейчас ищет заведение, ориентированное лично на него.

Учитывая повышение  спроса населения на продукты питания  высокой степени готовности, в крупных продовольственных магазинах («Макси», «Золотой ключик», «Аллея» и др.) продолжают открываться кулинарные цеха по выработке и продаже через специализированные отделы кулинарной продукции, мучных изделий, полуфабрикатов.

Для удовлетворения спроса вологжан на услуги общественного питания в весеннее - летний период в городе ежегодно проводится работа по организации сезонных предприятий общественного питания – летних кафе, с современным индивидуальным дизайном, соответствующим санитарно-эпидемиологических нормативам, создающие особенную атмосферу уюта и гостеприимности.

Рассматривая  показатели оборота общественного  питания на душу населения по городам  СЗФО, можно увидеть, что наибольший оборот по итогам 2008 г. приходился на город федерального значения Санкт-Петербург – 9,1 тыс. руб., при этом г. Вологда находился на пятом месте (5,7 тыс. руб.), значительно уступая городам Мурманску (7,3 тыс. руб.) и Пскову (6,8 тыс. руб.). Отсюда следует, что сектор общественного питания имеет перспективы развития.

Анализируя  территориальное размещение предприятий, можно сделать вывод, что предприятия  общественного питания целесообразно  организовывать в Заречье и Восточной  части города, где доля от общего количества предприятий общественного  питания составляет 20% и 17% соответственно.

Планируя дальнейшее развитие предприятий общественного  питания следует помнить, что  рестораны, кафе, пиццерии и т.д. являются элементами городской среды. Современная  городская среда предстает перед  нами в постоянном движении, развитии и преобразовании. И по уровню развития предприятий общественного питания, качеству оказываемых услуг, разнообразной кухне можно судить об уровне развития города, о возможностях капитализации свободного времени, которыми этот город располагает.

Основные проблемы

Сложившаяся сеть организаций  и направления развития системы  питания г. Вологды не полностью  отвечают все более возрастающим потребностям населения и гостей города.

  1. Остается  невысоким  уровень внедрения новых технологий на основе использования прогрессивных форм обслуживания и современного оборудования.
  2. Недостаточно развита сеть общественного питания с национальной русской, вологодской кухней.
  3. Нехватка квалифицированных кадров, прежде всего поваров, технологов и кондитеров высшей категории. Такое же положение дел с кадрами и в других отраслях потребительского рынка сдерживает его развитие: профессиональных кадров либо нет, либо не хватает, но так или иначе имеющийся контингент, как правило, не обладает требуемым уровнем квалификации.
  4. Недостаточно обеспечивается территориальная и ценовая доступность для всех категорий граждан в быстром и качественном питании.

Направления развития

Цель - удовлетворение спроса жителей и гостей города в качественных услугах питания на основе современных  форм обслуживания, территориальной и ценовой доступности для всех категорий граждан, развития оказываемых предприятиями общественного питания комплекса культурно-развлекательных услуг.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

1. Развитие современных форматов и совершенствованию форм обслуживания сферы потребительского рынка, инновационное перевооружение действующих предприятий:

  • способствование совершенствованию форм обслуживания, в том числе за счет внедрения дополнительных типов предприятий.

2.Содействие в формировании  в исторической (центральной) части  города и на основных туристических  маршрутах предприятий сферы  потребительского рынка, продвигающих местную «брендовую» продукцию:

  • содействие открытию предприятий общественного питания с национальной русской кухней на основных туристических маршрутах, в том числе ресторана национальной кухни «Вологодская трапеза», в котором можно будет попробовать блюда традиционной русской кухни из местных продуктов.

3. Содействие обеспечению  ценовой и территориальной доступности  товаров и услуг:

  • содействие созданию в городе ресторанов и других предприятий общественного питания, в которых будет представлено меню на любой вкус;
  • содействие развитию предприятий быстрого питания, обеспечивающих удовлетворение спроса в недорогих, вкусных и полезных блюдах;
  • содействие развитию сети предприятий общественного питания путем сбалансированного распределения на территории Вологды;
  • обеспечение доступа передвижения маломобильных групп населения на действующих и вводимых предприятиях общественного питания.

Информация о работе Стратегия развития потребительского рынка муниципального образования «Город Вологда» на период до 2020 года «ВОЛОГДА ТОРГОВАЯ»