Судебная система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Начавшиеся в Казахстане в начале девяностых годов прошлого столетия политические, социальные и экономические преобразования, явившиеся следствием приобретения республикой в 1990 г. статуса суверенного государства1, обусловили и формирование в этой связи своей национальной правовой системы, в том числе и системы судоустройства и судопроизводства. За прошедшие с того времени годы в судебной сфере произошли коренные изменения, свидетельствующие о становлении в государстве самостоятельной ветви государственной власти – судебной.

Файлы: 1 файл

Судебная власть Республики Казахстан.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Начавшиеся в Казахстане в начале девяностых годов прошлого столетия политические, социальные и  экономические преобразования, явившиеся  следствием приобретения республикой в 1990 г. статуса суверенного государства1, обусловили и формирование в этой связи своей национальной правовой системы, в том числе и системы судоустройства и судопроизводства. За прошедшие с того времени годы в судебной сфере произошли коренные изменения, свидетельствующие о становлении в государстве самостоятельной ветви государственной власти – судебной.

В системе правоохранительных органов Республике Казахстан суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви Государственной власти.

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организации. В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки.

Суд среди других органов  государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторые видах административных правонарушений.

В новой Конституции  РК, принятой на всенародном референдуме, в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной властей, нашла свое выражение в четком выделении. Разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию на свои функции и не может выполнять функции других властей.

Конституция Республики Казахстан (ст. 75) предусматривает, что отправление правосудия является особым видом государственной деятельности, самостоятельной государственной функцией, осуществлять которую во исполнение законов вправе только специально для этого предназначенные органы - суды. Передача функций правосудия другим органам антиконституционна и недопустима, т.е. в Казахстане нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели бы право рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела.

Правосудие не осуществляют различные квазисудебные органы типа кое-где, где сохранившихся товарищеских судов, создаваемые третейские суды, а равно действующие на постоянной основе Международный коммерческий арбитражный суд и т.д.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть суд как орган  судебной власти.

Исходя из поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

  1. рассмотреть судебную систему Республики Казахстан;
  2. разобрать принципы, задачи и функции судов и правосудия;
  3. рассмотреть влияние государственных интересов на судебную систему.

Актуальность. Несмотря на меры, принимаемые в отношении совершенствования организационных основ судебной власти и самого судопроизводства, которые привнесли в нее определенные позитивные

изменения, еще  рано говорить о том, что судебная реформа состоялась и все проблемы, связанные с формированием судебной власти во всех ее проявлениях, разрешены. Свидетельством этому является принятие Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 гг., составной частью которой являются положения, предусматривающие развитие судебно-правовой системы на основе преемственности и поэтапности (п. 3.2.).2

    Потому требуется еще значительное время для реализации конечной цели реформы – наличия в Казахстане реально сильной, авторитетной, независимой и профессиональной судебной власти, чтобы каждый судья и судейский корпус в целом стали носителями действительно правового (а не юридико-догматического) сознания, и, следовательно, носителями тех самых демократических ценностей, в числе которых наиважнейшая – верховенство права, признание прав, свобод и достоинства человека как высшей ценности3.

  Важно также указать на то, что Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» не регулирует в полном объеме вопросы организации судебной системы. В нем определены звенья судебной системы, их компетенция, правовой статус судей. Что касается регулирования вопросов внутренней организации судов, и, самое главное, непроцессуальных правоотношений как между самими звеньями и инстанциями, так и внутри каждого звена, то они остались вне правового регулирования. Тогда как необходимость в этом очевидна. Кроме того, нормативные акты, регламентирующие вопросы организации судебной системы не согласованы, порой находятся в противоречии друг с другом и с конституционными принципами организации судебной власти. В этой связи полагаю, что в этот закон необходимо внести изменения и дополнения, регламентирующие вопросы внутренней организации судебной системы, т. е. важно, чтобы этот закон носил комплексный характер.

Данная работа состоит  из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается  судебная власть в системе разделения властей. Вторая глава посвящена судебной системе РК, третья глава рассматривает влияние государственных интересов на судебную власть в Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ               ВЛАСТЕЙ

1.1Судебная власть, ее назначение и свойства

Судебная власть - это предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и гражданского судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решении. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть как  определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1 Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Правосудие в Республике Казахстан  осуществляется только судом. Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам.                                    Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке  судопроизводства, не могут быть рассмотрены  или взяты на контроль никакими другими  органами, должностными или иными лицами.

2 Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.

Каждому гарантируется  судебная защита от любых неправомерных  решений и действий государственных  органов, организаций, должностных  и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами республики.

Никто не может быть лишен  права на рассмотрение его дела с  соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым  и беспристрастным судом.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.

3 Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей.

Какое-либо вмешательство  в деятельность суда по отправлению  правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Обращения  по судебным делам, поданные вопреки  установленному порядку судопроизводства, а также по вопросам, не входящим в компетенцию суда, оставляются судом без рассмотрения или направляются в соответствующие органы.

Проявление неуважения к суду или судье влечет установленную  законом ответственность.

Судебные акты и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных актов и требований судьи влечет установленную законом ответственность.

На зданиях судов и в залах судебных заседаний устанавливается Государственный флаг Республики Казахстан и помещается изображение Государственного герба Республики Казахстан.

Судьи осуществляют правосудие в судейских мантиях, форма и описание которых утверждаются Президентом Республики Казахстан.4

В советский  период развития права назначение суда вытекало из целей и задач, провозглашаемых соответствующими партийными органами. Современный же этап развития общества и государства сделал необходимым пересмотр целей и задач, стоящих на современном этапе перед судебной властью — самостоятельной ветвью государственной власти, активно «оппозиционируемой» всеми исследователями двум другим — исполнительной н законодательной. Целесообразно провести краткий сравнительный анализ проблем, стоящих перед разными представителями судебной власти в Республике Казахстан на современном этапе, закреплённых в соответствующих процессуальных источниках.    Назначение судебной власти в международном праве. Следует отметить, что цели, стоящие перед судебной властью, формулируются в нормах международного права через понятие «право участников» судопроизводства. «право лиц», чьи права и обязанности являются предметом судебного рассмотрения. Например, ч. 1 ст. 6 «Право на справедливое судебное разбирательство» Конвенции о защите прав человека и основных свобод формулирует цели и задачи следующим образом:     «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона...». Поэтому, можно сказать, что цели, стоящие перед судебной властью согласно нормам международного права, вытекают из прав участников процесса.   Задачи, закреплённые в законодательстве Республики Казахстан. Действующая Конституция Республики Казахстан прямых задач, стоящих перед судебной властью, не выделяет. Однако Конституция Республики Казахстан устанавливает самостоятельность судебной власти, ст. 12, 13 - указывает на то, что обеспечение законных прав и свобод человека и гражданина являются высшей целью государства, а в ст. 76 - закреплен орган, обеспечивающий защиту этих прав и свобод в правовом государстве. В совокупности это позволяет сказать, что задачами судебной власти являются:

1 осуществление правосудия. Пояснений по поводу содержания термина «правосудие» основной закон не содержит, однако в толковании Ожегова этот термин звучит как деятельность судов, направленная на справедливое решение дела, спора. Следует заметить, что в данном случае и задача, и сама деятельность по достижению этой задачи совпадают, поэтому главная задача суда перекликается с его главной функцией. Таким образом, можно сделать вывод, что основной задачей судебной власти является сама деятельность судебных органов по осуществлению правосудия, которая является единственной и исключительной деятельностью этих органов;

2 обеспечение непосредственно действующих прав и свобод человека и гражданина. Это наиболее четко сформулированная в Конституции задача судебной власти Республики Казахстан.5

Во всех иных нормативных источниках цели и задачи, стоящие перед судебными органами, определяются в большей степени из полномочий самих судебных органов, однако по существу это вызвано не различиями в полномочиях судебных органов, а категориями рассматриваемых дел, т. е. особенностями применяемых норм соответствующего материального права.

Анализ остальных задач позволяет сказать, что они связаны в основном с результатами судебной деятельности, и их реализация зависит от выполнения двух вышеуказанных задач. В большей степени это даже не задачи, а назначение судебной власти, то есть то, ради чего она вообще существует в правовом государстве, а также та цель, которая может быть достигнута в ходе или по окончании ее деятельности.

Таким образом, основной задачей, разрешаемой судебной властью, является устранение правовых конфликтов в обществе. Выполнение этой задачи осуществляется всеми судебными органами, осуществляющими правосудие в Казахстане. Устранение правового конфликта в дальнейшем ведет к устранению и всех социальных конфликтов, либо к их «сглаживанию» в реальной действительности, что соответствует и задачам всего государства и государственной власти в целом.

Определенная сложность в исследовании функций судебной деятельности заключается в том, что сам термин «функция» употребляется неоднозначно. При изучении функции того или иного явления в качестве исходного берется латинское слово «functio» (совершение, исполнение), которое, к сожалению, не отражает сущность нужного нам вопроса. Обратимся к языкознанию для определения круга вопросов, которые необходимо осветить в данной части работы. Итак, толковый словарь русского языка дает несколько определении данного слова, но, опуская различные узкоспециальные пояснения, остановимся на нужном нам: «Обязанность, круг деятельности».

Информация о работе Судебная система РК