Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:47, курсовая работа
Начавшиеся в Казахстане в начале девяностых годов прошлого столетия политические, социальные и экономические преобразования, явившиеся следствием приобретения республикой в 1990 г. статуса суверенного государства1, обусловили и формирование в этой связи своей национальной правовой системы, в том числе и системы судоустройства и судопроизводства. За прошедшие с того времени годы в судебной сфере произошли коренные изменения, свидетельствующие о становлении в государстве самостоятельной ветви государственной власти – судебной.
так же при Верховном суде образуется научно-консультативный совет и печатный орган - это совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по вопросам правоприменительной практики. Также обладает правом экспертной оценки научных работ, учебных и иных пособий, статей и публикаций, издаваемых судьями и работниками Верховного суда, а также другими учеными и практикантами, и дают по ним соответствующие заключения, отзывы и рекомендации. Научно-консультативный совет избирается пленарным заседанием по представлению председателя Верховного суда Республики Казахстан из числа ученых сроком на 3 года и состоит из 2 секций - по гражданско-правовым вопросам и по уголовно-правовым вопросам. Их работу обеспечивает секретарь Пленума верховного суда Республики Казахстан, который организует заседание, доводит до сведения руководство и принимает меры к их реализации.
Коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного суда возглавляется председателем коллегии, а надзорная коллегия - Председателем Верховного суда в соответствии с постановлением пленарного заседания Верховного суда Республики Казахстан численность суда в каждой коллегии по представлению Председателя Верховного суда установлена следующая численность судей:
Надзорная коллегия состоит из судей Верховного суда, избираемых тайным ежегодным голосованием на пленарном заседании большинством голосов от общего числа судей. А коллегия по гражданским и уголовным делам состоят из судей персонального состава, которые устанавливаются Председателем Верховного суда после обсуждения на пленарном заседании. Также Председателем Верховного суда могут создаваться специализированные составы.
Председатель Верховного суда является судьей наряду с выполнением обязанности судьи и выполняет следующие организационные работы:
организует рассмотрение судебных дел судьями, Возлагает надзорную коллегию, может председательствовать при рассмотрении судебных дел в коллегиях, созывает пленарные заседания Верховного суда и председательствует на них. Вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного суда по вопросам применения е судебной практике законодательства. Вносит на утверждение пленарного заседания Верховного суда кандидатуры секретаря пленарного заседания Верховного суда и членов научно-консультативного совета, в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии, кроме надзорной коллегии, утверждает план работы Верховного суда, координирует работу коллегии, осуществляет общее руководство аппаратом Верховного суда, утверждает структуру и штаты, ведет личный прием граждан и издает распоряжения.
Прежде всего, председатель Верховного суда представляет интересы судебной системы Республики с другими органами и иными ветвями государственной власти республики и международными организациями. Также представляет кандидата на должность руководителя уполномоченного органа Президенту Республики Казахстан, на основании заключений пленарных заседаний судов представляет кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда, председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии судьи Верховного суда, соответственно в Высший судебный совет или квалификационную коллегию юстиции с приложением на всех кандидатов, рассмотренных на пленарном заседании судов.
Квалификационная коллегия юстиции - это автономное, независимое учреждение формируемая из депутатов Мажилиса, судей, прокуроров, преподавателей юридических дисциплин и работников органов юстиции. Основными задачами, которых является - обеспечение качественного отбора и дача рекомендаций кандидатам на вакантные должности председателей и судей, районных и приравненных к ним судов, обеспечение независимости судей.
Также вносит предложение по усовершенствованию законодательства непосредственно Президенту Республики Казахстан, при возникновения основания вносит представления по вопросу прекращения полномочий председателей, председателей коллегий и судей судов республики, вносит представление Президенту Республики Казахстан о награждении судей государственными наградами и присвоения почетных званий по своему усмотрению присваивает судьям Республики Казахстан знания «Почетный судья» и утверждает положение о присвоении звании.
При временном отсутствии председателя Верховного суда его обязанности возлагаются на одного из председателей коллегии, а в случае отставки или досрочного прекращения полномочий, временное исполнение обязанности Председателя возлагается Президентом Республики Казахстан на одного из председателей коллегии Верховного суда.
Председатель коллегии Верховного суда является также как и председатель Верховного суда, судьей наряду с выполнением обязанности судьи Председатель коллегии Верховного суда осуществляет следующее: председательствует в судебных заседаниях коллегии, организует работу по ведению судебной статистики, изучению и обобщению судебной практики применения законодательства, обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного суда, представляет информацию пленарного заседания о деятельности коллегии, осуществляет другие полномочия, предусмотренные в рамках закона.
В случае временного отсутствия исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению председателя Верховного суда на одного из судей коллегии.
Пленарное заседание: устанавливает численный состав коллегии и избирает судей в состав надзорной коллегии, изучает судебную практику по итогам обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия, принимает нормативные постановления и дает разъяснения по применению судебной практики, заслушивает информацию председателей Верховного суда и руководителя уполномоченного органа, дает заключение в случае признания Президента Республики Казахстан недееспособным, обсуждает кандидатуры на вакантные должности председателя и председателя коллегии областного суда, председателя коллегии судьи Верховного суда и выносит заключение, утверждает секретаря пленарного заседания и состав научно-консультативного совета.
2.2 Областные суды Республики Казахстан
Областные и приравненные к ним суды образуются также как и городские суды, их структура в основном одинакова, там также общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа и на основании представления председателя этого суда.
Областной суд состоит из председателя, председателей коллегии и судей, их органами является: надзорная коллегия, коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, пленарное заседание суда. А в полномочия входит рассмотрение судебных дел отнесенные к его подсудности, также ведет судебную статистику и изучает судебную практику, осуществляет контроль за деятельностью администраторов судов области, и осуществляет другие полномочия предусмотренных в рамках закона. В частности рассматривает такие судебные дела, которые за совершение преступления предусматривают смертную казнь, а также дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим в состоянии невменяемости или заболевшим душевной болезнью после их совершения. Также рассматривает дела по апелляционным жалобам, протестам на не вступившие в законную силу приговоры, постановления областных и приращенных к ним судов.
Коллегия по гражданским и уголовным делам областного суда возглавляются председателями коллегий, а надзорная коллегия - председателем суда. Число судей в каждой коллегии устанавливается на пленарном заседании, надзорная коллегия состоит из числа судей данного суда, избираемых ежегодным тайным голосованием на пленарном заседании большинством голосов от общего числа судей. Также могут создаваться специализированные составы в коллегиях по уголовным и гражданским делам председателем суда.
Председатель областного суда является судьей и выполняет обязанности судьи. Он организует рассмотрение судебных дел судьями, возлагает надзорную коллегию вправе председательствовать при рассмотрении судебных дел в коллегиях, в необходимых случаях привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии, кроме надзорной коллегии, созывает пленарное заседание областного суда и председательствует на них. Возбуждает дисциплинарное производство в отношении председателей коллегии и судей областного суда, председателей и судей районных судов, издает распоряжения, осуществляет общее руководство канцелярией суда, ведет личный прием граждан, в случае временного отсутствия председателя коллегии возлагает исполнение его обязанностей на одного из судей коллегии.
На основании рекомендации пленарного заседания суда направляет в Квалификационную коллегию юстиции заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи.
В случае временного отсутствия председателя областного суда его обязанности по его распоряжению возлагаются на одного из председателей коллегий суда.
В случае отставки либо иного досрочного прекращения полномочий председателя областного суда его обязанности по решению уполномоченного органа возлагаются на одного из председателей коллегии суда.
Председатель коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: организует рассмотрение судебных дел судьями коллегии, председательствует на заседаниях коллегии, вносит председателю суда предложения по формированию в составе коллегии специализированных составов, организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, предоставляет информацию на пленарном заседание суда о деятельности коллегии.
В случае временного отсутствия председателя коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем суда на одного из судей коллегии.
Пленарное заседание областного суда проводит пленарные заседания по мере необходимости не реже двух раз в год и рассматривает на них: численные состав коллегии и избирает судей в состав надзорной коллегии. Обсуждает план работы суда, заслушивает информацию председателей коллегий обсуждает судебную практику, дает согласие уполномоченному органу назначение лица на должность администратора судов области и рассматривает кандидатуры на вакантную должность председателя районного суда после чего выносит результат, заслушивает отчет администратора судов области о его деятельности, также освобождение от должности администратора судов области рассматривает стажировки кандидатов на должность судьи представляет заключение в квалификационную коллегию юстиции заключение.
Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух треть голосов от общего числа судей областного суда.
2.3 Районные (городские) суды Республики Казахстан
Районные (городские) суды
Республики Казахстан образуются, реорганизуется,
упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению
уполномоченного органа согласованному
с председателем Верховного суда. Также Президентом Республики Казахстан может образовывать в нескольких административно-территориальны
Численность суда для районных судов утверждает также Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, а количество судей для каждого районного суда устанавливает уполномоченный орган на основании председателя суда.
Районный суд состоит из председателя и судей. Если в штатном расписании предусмотрен только один судья (односоставный суд), то на него возлагается обязанности председателя этого суда.
В районном суде создается канцелярия, ее штатная численность устанавливается администратором судов области по согласованию с председателем суда.
Районный суд является судом первой инстанции, они рассматривают все судебные дела отнесенные к подсудности и ведет судебную статистику, за исключением отнесенные подсудности областного и приравненного к нему суда, а также Верховного суда Республики Казахстан.
Председатель районного суда: является судьей и выполняет обязанности судьи, организует рассмотрение судебных дел судьями суда, ведет общее руководство канцелярией, ведет прием граждан, организует прохождение стажировки кандидатам на должность судьи, организует ведение и анализ судебной статистики, издает распоряжения и осуществляет другие полномочия предусмотреннные в рамках закона.
Стажировка - это изучение специфики работы в районном и приравненном к нему суду, приобретение необходимых практических и организаторских навыков для работы в должности судьи.
В случае временного отсутствия председателя районного суда по распоряжению председателя этого суда исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей этого суда.7
2.4 Казахстанский Международный Арбитраж
Арбитражные (третейские) суды в Казахстане впервые появились в 1993 году и развивались не очень быстро, но спокойно и планомерно.
В 1999 году с принятием Гражданского процессуального кодекса РК по третейским судам был нанесен жесткий удар, так как в ГПК не было предусмотрено принудительное исполнение решений третейских судов через государственные суды.