Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:47, курсовая работа
Начавшиеся в Казахстане в начале девяностых годов прошлого столетия политические, социальные и экономические преобразования, явившиеся следствием приобретения республикой в 1990 г. статуса суверенного государства1, обусловили и формирование в этой связи своей национальной правовой системы, в том числе и системы судоустройства и судопроизводства. За прошедшие с того времени годы в судебной сфере произошли коренные изменения, свидетельствующие о становлении в государстве самостоятельной ветви государственной власти – судебной.
Положение было исправлено, когда после ожесточенной борьбы были приняты 28 декабря 2004 г. два Закона:
1 О третейских судах;
2 О международном коммерческом арбитраже.
Третейские суды получили надежную правовую основу и стали развиваться быстрыми темпами.
На основе новых законов 5 января 2005 г. был создан Казахстанский международный арбитраж (КМА) или Kazakhstani international arbitrage (KIA), который за 4 года существования превратился в ведущий арбитражный (третейский) суд в Казахстане.
В настоящее время в Казахстане существует порядка 15 арбитражных (третейских) судов. Самыми известными из них являются:
1. Казахстанский Международный Арбитраж (КМА);
2. Международный Третейский Суд JUS;
3. Международный Арбитражный Суд при ТПП РК.
Казахстанский Международный Арбитраж (далее – КМА) является постоянно действующим арбитражным (третейским) институтом, который осуществляет рассмотрение споров не только по законодательству Республики Казахстан, но и согласно нормам права, выбранного сторонами разбирательства.
Казахстанский Международный Арбитраж имеет ряд существенных преимуществ перед судами общей юрисдикции и другими третейскими судами:
- профессиональная ответственность КМА застрахована на сумму 10 000 000 (десять миллионов) долларов США;
- международный состав арбитров;
- неукоснительное соблюдение норм применимого права в ходе арбитражного (третейского) разбирательства;
- быстрота и эффективность процесса;
- реальная исполнимость решений Казахстанского Международного Арбитража.
Не секрет, что при рассмотрении споров в государственных судах спорящие стороны зачастую сталкиваются с такими проблемами, как коррумпированность, недостаточный профессионализм судей, необоснованное затягивание рассмотрения спора и оказание давления на спорящие стороны.
Зачастую стороны, учитывая гласность судебных заседаний, привлекают средства массовой информации для освещения конфликтной ситуации. Все это не способствует должному урегулированию спора, а выражается в большем противостоянии сторон, которые вынуждены неоднократно обжаловать решения судов общей юрисдикции.
В отличие от судов общей юрисдикции КМА предлагает спорящим сторонам:
- беспристрастность и объективность при рассмотрении споров;
- конфиденциальность разбирательства;
- возможность выбора сторонами кандидатуры арбитров из списка арбитров суда либо выбора арбитра, который не входит в список арбитров КМА;
- быстрое и эффективное рассмотрение спора;
- точное и неукоснительное соблюдение норм законодательства РК или права, выбранного сторонами;
- принятие законного и обоснованного решения.
Кроме того, в последнее время, во всем мире все более широкое признание получает такой механизм альтернативного разрешения спора, как посредническое разбирательство. При посредническом разбирательстве посредник (медиатор) предлагает сторонам варианты взаимовыгодного разрешения спора, но не выносит обязательного для сторон решения. Посредническое разбирательство осуществляется в соответствии с Регламентом посреднического разбирательства КМА.
Согласно разработанным «Правилам администрирования арбитражных (третейских) разбирательств в соответствии с Регламентом ЮНСИТРАЛ» КМА может содействовать сторонам, выбравшим в качестве инструмента рассмотрения спора арбитраж ad hoc, в качестве компетентного органа или в предоставлении административных услуг секретарского, технического характера.
Качество арбитражного разбирательства зависит не только от тщательно проработанных процедурных механизмов, но и от квалификации Арбитров. Поэтому список Арбитров КМА состоит из ведущих казахстанских и международных специалистов в области права, которые являются признанными авторитетами не только в научных кругах, но и среди практикующих юристов.
Так, в настоящее время постоянно действующими Арбитрами КМА являются 88 высококвалифицированных специалистов, в том числе 44 иностранных эксперта в различных областях права из Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Нидерландов, Польши, России, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Сингапура, США, Франции, Чехии, Швеции и Японии.
Казахстанский Международный Арбитраж установил партнерские отношения с ведущими арбитражными учреждениями различных стран. В их числе, Китайская внешнеторговая и арбитражная комиссия (CIETAC), Японская коммерческая арбитражная ассоциация, Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ, Корейский Совет по коммерческому арбитражу (KCAB), Международный Арбитражный суд Международной торговой палаты и другие.
24 сентября 2008 г. КМА заключил Соглашение о сотрудничестве с Национальной Экономической Палатой Казахстана «Союз «Атамекен» (далее – Союз «Атамекен»).
В ноябре 2006 года КМА совместно с НИИ частного права КазГЮУ провел первый в истории Казахстана Конгресс по международному арбитражу в рамках движения за объединение арбитражных учреждений стран Азиатского региона.
В конгрессе приняли участие представители Китайской внешнеэкономической и торговой арбитражной комиссии, Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной Палате Российской Федерации, Национального Арбитражного Суда Монголии, Корейского совета по коммерческому арбитражу, Японской коммерческой арбитражной ассоциации, Корейского комитета по внешнеторговому арбитражу, Международного арбитражного суда Международной торговой палаты, а также Комиссии ООН по праву международной торговли.
В рамках конгресса мы обменялись опытом функционирования коммерческих арбитражей и обсудили проблемы развития международного коммерческого арбитража в представленных странах. по итогам встречи была подписана Алматинская Декларация об усилении сотрудничества в области Международного Коммерческого Арбитража.
В 2007 году Казахстанский Международный Арбитраж при поддержке НИИ частного права КазГЮУ открыл Академию Арбитража – семинары для практикующих юристов, которые проводятся на бесплатной основе. Первый семинар в рамках Академии Арбитража состоялся в январе 2007 года.
Цель Академии Арбитража – предоставить практикующим юристам актуальную информацию о законодательстве Республики Казахстан в сфере международного коммерческого арбитража и третейских судов, его анализ, практику применения и другие аспекты, связанные с международным коммерческим арбитражем и третейскими судами в Республике Казахстан.
По окончанию каждого семинара участникам выдается сертификат НИИ частного права КазГЮУ и Казахстанского Международного Арбитража, подтверждающий участие в семинаре в области международного коммерческого арбитража и арбитражных разбирательств.
При поддержке Научно-исследовательского института частного права КМА регулярно проводит семинары в рамках Академии Арбитража по актуальным вопросам теории и практики арбитражного (третейского) разбирательства, цель которых заключается в предоставлении практикующим юристам актуальной информации о законодательстве Республики Казахстан в сфере международного коммерческого арбитража и третейских судов.
29-30 мая 2008 года Казахстанский Международный Арбитраж совместно с НИИ частного права КазГЮУ, Немецким общество по техническому сотрудничеству (GTZ), Юридической фирмой «AEQUITAS» и Юридической фирмой «Зангер» организовал и провел Международную научно-практическую конференцию «Государство и гражданское право», посвященную 85-летию со дня рождения видного казахстанского ученого-юриста, заслуженного деятеля науки Казахстана, доктора юридических наук, профессора Юрия Григорьевича Басина.
Конференция собрала более ста тридцати участников, включая ведущих цивилистов, представителей государственных органов и судов, практикующих юристов, а также преподавателей и соискателей из таких стран, как Германия, Россия, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Кыргызстан, Грузия и Казахстан.
В 2006 году КМА было рассмотрено два крупных дела в порядке третейского и арбитражного разбирательства, в 2008 году – шесть дел в рамках третейского разбирательства, одно – в рамках международного арбитражного. В настоящее время на стадии подготовки находятся два дела в порядке третейского и арбитражного разбирательства.
ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ НА СУДЕБНУЮ СИСТЕМУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Влияние государственных интересов на судебную систему Казахстана на разных исторических этапах.
«Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, это жизнь, права и свободы» - указано в Конституции Казахстана 1995 года. Это означает, что приоритетным интересом современного Казахстана является построение правового государства. С 1995
года именно этот фактор оказывает влияние на правовую систему нашего государствам в частности, на судебную систему страны.
Однако так было не всегда. Если проследить вкратце эволюцию развития правовой системы казахского государства в свете политической истории, то можно выделить взаимосвязь государственных интересов и судебной системы.
Испокон веков традиционным судебным институтом у казахов был суд биев, созданных в кочевом обществе коллегиальный орган по разрешению различных споров. Для суда биев как судебного института были характерны уважение к биям, авторитет мнения судьи, обязательность исполнения решения суда без дополнительной принудительной силы.
На наш взгляд, важными внутригосударственными интересами Казахского государства XV-XVIII веков были социальная стабильность, сохранение традиционной системы казахского общества, справедливое управление народом. Поскольку основной задачей биев было примирение тяжущихся сторон, достижение обоюдного согласия сторон в споре, а не вынесение какого-либо конкретного правильного решения судьей (бием). Суд биев удовлетворял потребности разрешения конфликтов в обществе того периода времени. Суд биев не являлся идеальным органом для разрешения тяжб, но сыграл важную роль в интересах казахского общества на определенном историческом этапе.
С присоединением Казахстана к России вековые традиции судопроизводства в Казахстане были постепенно разрушены. Так, в начале периода наряду с судами биев в Казахстане внедрялись общеимперские суды, причем полномочия первых и последних были четко разграничены.
Интересы царской России заключались в колонизации Казахского ханства, полном его подчинении Российской империи, что не замедлило сказаться и на правовой системе Казахстана, в том числе и на судебной системе. Авторитет судеей (биев) в народе резко упал, суды стали коррумпированными, стали выносить «заказные» решения, было утрачено уважение к суду как к общественному институту, нарушилась «стройность» судебной системы. Кроме того, принцип справедливости судебных решений, столь значимый в условиях огромной роли общественного мнения у казахов был уничтожен. С приходом к власти Советского правительства был обозначен новый этап в формировании судебной системы теперь уже советского Казахстана. С этого времени начался 70-летний период господства идеологии тоталитарного государства, когда в центре внимания государства находилось само же государство как политический институт.
Судебный произвол, вынесение решений без суда и следствия так называемыми «тройками», активное использование судьями в принятии решений абсурдных противоправных законов - вот далеко не полный список издержек судебной системы союзных республик в начале советского периода.
Принимаемые впоследствии новые конституции и законодательные акты не внесли существенных улучшений в судебные системы союзных республик, в том числе и в судебную систему Казахстана. Конъюнктурная судебная система, действовавшая под давлением государственного аппарата, отсутствие независимости судебной власти породили такие негативные явления, как публичные бракоразводные процессы, отсутствие состязательности судебного процесса, заниженный статус адвокатов (защитников), отношение к суду как к «ленцу», к учреждению, которого надо старательно избегать, а не уважать.
Страна, в которой судебная власть была подавлена тотальным государственным контролем, не могла обеспечить нормального функционирования судебной системы в интересах прав человека.
Наконец, с обретением суверенитета в 1993 году была принята первая Конституция независимого Казахстана. Впервые на конституционном уровне были закреплены принципы:
- приоритет прав человека, а не государства;
- принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную ветви) с использованием механизма «сдержек и противовесов»; признание права частной собственности. Последний раздел Конституции 1993 года был посвящен судебным гарантиям прав и свобод.
Необходимо отметить, что государственными интересами молодого суверенного государства было укрепление независимости и положения на международной арене. Это послужило закреплению в данной конституции прогрессивных правовых норм, которые дали старт демократическим началам в Республике Казахстан.
Однако время обнаружило в Конституции 1993 года недостатки, требовавшие внесения многочисленных изменений и дополнений в основной Закон РК переходного периода.8
3.2 Влияние государственных интересов на судебную систему Республики Казахстан на современном этапе.
В этой связи в 1995 году была принята новая Конституция Республики Казахстан. В процессе создания этого Основного закона был учтен международный опыт конституционно-правового строительства, были проанализированы правовые нормы Конституций развитых демократических государств мира. Кроме того, в 1998 году был принят Конституционный закон РК «О Внесении изменений и дополнений в Конституцию РК». В 2000 году был принят Конституционный закон «О судебной системе и статуса судей РК». Таким образом, в настоящее время в Казахстане создана полноценная нормативно-правовая база, регулирующая основы, структуру и полномочия судебных органов, правовой статус судей.