Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:47, курсовая работа
Начавшиеся в Казахстане в начале девяностых годов прошлого столетия политические, социальные и экономические преобразования, явившиеся следствием приобретения республикой в 1990 г. статуса суверенного государства1, обусловили и формирование в этой связи своей национальной правовой системы, в том числе и системы судоустройства и судопроизводства. За прошедшие с того времени годы в судебной сфере произошли коренные изменения, свидетельствующие о становлении в государстве самостоятельной ветви государственной власти – судебной.
Анализ действующего законодательства о судебной системе Республики Казахстан свидетельствует о том, что оно соответствует демократическим стандартам в области конституционного права. Так, в соответствии с Конституцией каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод; запрещено вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия; закреплены принципы правосудия, направленные на защиту основных прав человека; установлены гарантии судебного иммунитета.
Однако на практике деятельность судебной системы в Республике не всегда соответствует высоким идеалам законов. В наследство от советской системы нам досталось правовой нигилизм, правовая неграмотность населения, низкий уровень правосознания, отсутствие интереса к правовым идеям и отсутствие должного уважения к суду. Сроки рассмотрения дел в судах затягиваются по причинам того, что суды завалены делами, отсутствует необходимый штат помощников судей. Низкая заработная плата способствует порождению коррупции в рядах служителей закона. Нестабильность, несовершенство законодательства, недостаточно высокий квалификационный уровень судей также не способствуют вынесению судами своевременных и справедливых решений, соответствующих современным социально-экономическим реалиям Республики Казахстан
Но вместе с тем в Казахстане осуществляются поступательные шаги по реформированию судебной системы в целом. Среди них: имплементация правовых норм законодательств демократических (или признанных таковыми) государств мира в законодательство РК о судебной системе. В частности, закрепление нормы о рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей. В процессе разработки находится законопроект, касающийся практических аспектов введения суда присяжных в Казахстане. На рассмотрении Парламента РК находится проект Закона «О третейских судах».
Постепенное внедрение в судебную систему РК специализированных судов с целью более качественного рассмотрения дел в соответствующих отраслях экономики и права.
В статьях 2 и 3 Указа Президента «О судах и статусе судей в Республике Казахстан», имеющего силу конституционного закона, указано, что систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный Суд Республики и местные суды Республики (областные и приравненные к ним суды (Алматинский городской суд Военный суд войск Республики Казахстан), районные (городские), военные суды), учреждаемые законом. Никакой иной орган, должностное или иное лицо не вправе брать на себя функции суда
Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.
В Республике Казахстан может осуществляться специализация судов и создание в этих целях специализированных судов: хозяйственных, налоговых, семейных, по делам несовершеннолетних, административных и других. Специализированные суды имеют статус районного (городского) суда с распространением на них соответствующих положений вышеназванного Указа. Единство судебной системы Республики обеспечивается:
- финансированием всех судов за счет средств республиканского бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности судов Республике Казахстан можно прийти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своих первостепенных задач - зашиты конституционных основ общественного строя и прав граждан Республики Казахстан.
Действенность концепции правового государства достигается за счет идей, положенных в основу развития государственности в цивилизованном гражданском обществе. Отправной точкой для этого послужила практика господства права, закона в государстве как противовеса деспотии и произволу власти. Сам исходный принцип правового государства с давних пор заложен именно в гуманистических целях и функциях, которым должна быть подчинена вся его организация. Раскрытие названного принципа обеспечивается использованием трех известных классических концепций, дающих главные направления функционирования правового государства.
Развитые современные страны накопили опыт реализации указанных концепции, сложились представления о принципах, которые раскрывают сущность правового государства и должны закрепляться на конституционном уровне. Одними из важнейших среди них являются верховенство закона и независимость суда. Обеспечить его независимость - значит реализовать одну из основ правового государства. Судебная система - это тот государственный механизм, который в наибольшей мере создает гарантии для осуществления прав и свобод человека и гражданина. Создатели теории разделения власти придавали суду первостепенное и совершенно самостоятельное значение в обеспечении законности, справедливости и свободы при условии, если судебная власть не будет зависеть от других. Ныне есть все основания утверждать, что в Республике Казахстан судебная власть как самостоятельная ветвь выступает именно как власть, а не как простая сумма полномочий судебных органов, а это еще один пройденный нашой страной этап на пути к формированию правового государства.
Таким образом, изучив данную тему, использовав нормативные правовые акты, литературу ведущих правоведов можно сделать вывод, что в современных условиях в процессе изменения политико-правовой системы Республики Казахстан судебная власть все более отчетливо занимает собственное, независимое, равноправное положение е системе государственной власти. Судебная власть представляет собой систему органов, обеспечивающих защиту права и правосудия, причем каждый из элементов судебной системы имеет собственное функциональное предназначение.
На основании анализа Конституции РК и других законодательных актов, касающихся судебной системы, можно сделать ряд выводов:
1 Измененное название – «суды и правосудие» - в новой Конституции более точно отражает назначение судов и юридическую природу их деятельности - осуществлять одну из разновидностей государственной власти, а именно самостоятельную судебную власть
2 Суды учреждаются Конституцией и конституционным законом. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и как правило, определяется на конституционном уровне. Причем если перечень судов закреплен в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, так как для этого необходимо изменить Конституцию.
Возникающие в процессе предпринимательской, хозяйственной деятельности споры, вытекающие из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правонарушений в сфере управления, рассматривают Высший Арбитражный Суд РК, арбитражные суды областей, городские арбитражные суды.
П. 1 ст. 11 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., ратифицированный Казахстаном 4 мая 2008 г., предусматривает, что «каждое государство-участник должно принимать меры по укреплению честности и неподкупности судей и работников судебных органов и недопущению любых возможностей для коррупции среди них»9. Между тем имели и имеют место факты, когда принцип независимости судей оборачивается своей противоположностью. Наиболее ярко это проявляется в случаях, когда в законе имеются противоречия, пробелы и т. п. изъяны, позволяющие толковать их неоднозначно. Такие случаи в сочетании с невысоким профессионализмом определенной части судей, низким уровнем их правосознания и правовой культуры являются благодатной почвой для совершения ими не только судебных ошибок, но и коррупционных правонарушений. Поэтому особую проблему представляли, как и представляют в настоящее время, вопросы,
связанные не только с повышением профессионализма, но и с нравственным обликом судьи, его правосознанием.
Требует своего
совершенствования также
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Конституция Республики Казахстан, принятая на референдуме в 1995 г.
С изменениями, внесенными Законом РК от 07.10.98 г. № 284-1- Алматы, 2004 г.
2 Конституционный закон Республики Казахстан №132-II от 25 декабря 2000 г. «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»
3 Мами К.А. Становление и развитие судебной власти в Республике Казахстан. – Астана: « Елорда», 2001 г.
4 Алиев М.М. Суд и правоохранительные органы Республики Казахстан. – Алматы: «Жет Жаргы», 2003 г.
5 Сулейменова Г.Ж. Суд и судебная власть в Республике Казахстан – Алматы, 1999 г.
6 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан – Алматы, 1998 г.
7 Журсимбаев С.К. Правоохранительные органы Республики Казахстан – Алматы: «HAS», 2007 г.
8 Нысанбаев. Н.А. Судебная зашита прав человека в Республике Казахстан: Автореферат.- Алматы, 2001г.
9 Ибраева А.С. Теория государства и права: Учебное пособие. – Алматы, 2006 г.
10 Лазарев В. Общая теория права и государства. – Москва: «Юристъ», 2001 г.
11 Конституционный закон Республики Казахстан «О третейских судах» от 28 декабря 2004 года N22-III ЗРК
12 Сулейменова Г.Ж. Проблемы совершенствования судебной власти в Республике Казахстан: - Астана, 2009 г.
13 Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 г. // ВВС Казахской ССР. 1990. № 44. Ст. 408.
14 Указ Президента РК от 24 августа 2009 г. № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 года» // Казахстанская правда 27 августа 2009 г.
15 Краснов М. У судебной власти есть только один защитник – общество // Российская юстиция. 2003. № 6. С. 2.
16 Перспективы развития судебно-правовой реформы в Республике Казахстан; Сборник материалов круглого стола – Алматы, 2009 г.
17 Канафин Д.К. Перспективы совершенствования судебной системы и уголовно-процессуального законодательства в Республике Казахстан. – Астана, 2009 г.
18 Закон РК от 4 мая 2008 г. № 31–IV «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // ВП РК. 2008. № 6–7. Ст. 24.
19 Всеобщая Декларация прав человека: Принята и провозглашена резолюцией 217 А(Ш) Генеральной Ассамблеи от 10 дек. 1948 г. - М.: Права человека, 2006.
20 интернет: сайт http://www.arbitrage.kz/
1 Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 г. // ВВС Казахской ССР. 1990. № 44. Ст. 408.
2 Указ Президента РК от 24 августа 2009 г. № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 года» // Казахстанская правда. 2009. 27 августа.
3 Краснов М. У судебной власти есть только один защитник – общество // Российская юстиция. 2003. № 6. С. 2.
4 Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25.12.2000 г.
5 Конституция Республики Казахстан, принятая на референдуме в 1995 г. С изменениями, внесенными Законом РК от 07.10.98 г. № 284-1.
6 Журсимбаев С.К. Правоохранительные органы Республики Казахстан – Алматы: «HAS», 2007 г.
7 Алиев М.М. Суд и правоохранительные органы Республики Казахстан. – Алматы: «Жеті Жарғы», 2003 г.
8 Мами К.А. Становление и развитие судебной власти в Республике Казахстан. – Астана: « Елорда», 2001 г.
9 Закон РК от 4 мая 2008 г. № 31–IV «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // ВП РК. 2008. № 6–7. Ст. 24.