Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:47, курсовая работа
Начавшиеся в Казахстане в начале девяностых годов прошлого столетия политические, социальные и экономические преобразования, явившиеся следствием приобретения республикой в 1990 г. статуса суверенного государства1, обусловили и формирование в этой связи своей национальной правовой системы, в том числе и системы судоустройства и судопроизводства. За прошедшие с того времени годы в судебной сфере произошли коренные изменения, свидетельствующие о становлении в государстве самостоятельной ветви государственной власти – судебной.
В таком случае под функциями судебной власти следует понимать ее обязанности диапазон полномочии и порядок работы соответствующих судебных органов, которые дополняют друг друга и не существуют друг без друга к основным функциям в таком случае следует отнести:
Правосудие - наиболее важная и объемная функция судебной деятельности, представляет собой деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и правовых вопросов по применению на основе закона, государственного принуждения к правонарушителям или оправданию невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушении, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.
Правосудие, как правовое понятие, характеризуется следующими признаками:
Рассмотренные признаки свидетельствуют о своеобразии, которое отличает правосудие от других функции судебной деятельности. Правосудие имеет место только тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для данного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв справедливое решение.
Судебный контроль - функция судебной деятельности, обусловленная правом граждан на судебную защиту и обжалование в суде решении и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и закрепленная Конституцией Республики Казахстан. Особенность судебного контроля заключается в том, что он осуществляется по инициативе физических и юридических лиц. Судебный контроль, осуществляемый органами судебной власти, является видом государственного контроля. Объективность информации, полученной при рассмотрении судом дела по жалобе, обеспечивается тем, что инициатором обращения в суд является гражданин или иное физическое или юридическое лицо, а не орган государственной власти или местного самоуправления. Суд (как орган государственной власти) не заинтересован в исходе дела, что обеспечивает объективный cбop информации для принятия решения.
Таким образом, судебный контроль - это конституционно закрепленная функция судебной деятельности, выражающаяся охране судами конституционной, обшей и хозяйственной юрисдикции, конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечении режима законности верховенства и прямого действия Конституции Республики Казахстан, осуществляемая в процессуальном порядке в целях восстановления и охраны законных прав и интересов человека и общества.
Конституционной контроль - функция судебной деятельности, занимающая особое положение в числе других функций судебной власти. Определяющее значение обусловлено: во-первых, целями создания (обеспечение верховенства Конституции Республики Казахстан, конституционно установленного разделения и баланса властей, защита прав и свобод личности); во-вторых, возлагаемыми на орган судебного конституционного контроля полномочиями; в-третьих, распространением его юрисдикции на орган законодательной и исполнительной власти; в-четвертых, постоянным осуществлением данной функции в своеобразной процессуальной форме.
В литературе выделяют различные виды конституционного контроля:
а) предупредительный и репрессивный:
б) абстрактный и конкретный:
в) материальный и формальный:
Таким образом, функции судебной деятельности - осуществление правосудия, судебный и конституционный контроль. Эти действия разрешают возникающие конфликты как внутри общества, так и между обществом и государством. Результат указанных действий - вынесение справедливого решения, требующее неукоснительного исполнения и соблюдения.
Осуществление всех выше перечисленных судебной властью и ведет к обращению ее именно в ветвь власти, полноценную и самодостаточную, которая в силах являться противовесом для двух иных политических ветвей власти в государстве.
1.2 Правосудие, его признаки и принципы
Судебная власть и правосудие - понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие - вид правоохранительной деятельности по рассмотрению разрешению судами уголовные и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.
Признаки правосудия:
- правосудие осуществляется только судом (судьей);
- правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.
Правосудие в Республике Казахстан строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Республики Казахстан и в конституционном законе «О судебной системе Республики Казахстан».
Характертеристика отдельных принципов правосудия:
1 Принцип законности - это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции Республики Казахстан, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами юридическими и физическими лицами и т. п.
В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РК. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий международному договору Республики Казахстан
2 Принцип соблюдения прав и свобод личности при осуществлении правосудия. Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя: право на жизнь и исключительный характер смертной казни; при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.); специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.д.); неприкосновенность жилья и особый порядок производства обыска; установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
3 Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судами учрежденными в соответствии с Конституцией РК и законом «О судебной системе Республики Казахстан» не допускается создание иных (в том числе чрезвычайных) судов.
4 Принцип независимости суда. Судьи независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием, без какого- либо влияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной и исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются: неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества; материальным и социальным обеспечением судей; право судей на отставку; жесткой регламентации проценты осуществления правосудия и т.д.
5 Принцип законности, компетентности и беспристрастия суда. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей полномочиями, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности. Обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда.
Беспристрастность суда обусловлена тем, что от участия в разбирательстве дела отстраняются судебные заседатели:
а) имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (друзья, родственники и т. п.);
б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи, адвокаты, эксперты и т. п.).
6 Равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение одинаковых обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель).
7 Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и законных интересов при осуществлении правосудия.
8 Право граждан на судебную защиту гарантирует судебную защиту прав и свобод личности от действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных организаций, которые могут быть обжалованы в суд.
9 Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а следователь, суд не вправе возлагать на него обязанности по доказыванию. Недоказанная виновность равняется доказанной невиновности.
10 Принцип открытого разбирательства дел. Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на судебном заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда.6
ГЛАВА 2. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Верховный суд Республики Казахстан
Судебная система Республики Казахстан составляет Верховный суд Республики Казахстан и местные суды. Образование специальных и чрезвычайных судов под любым названием не допускается.
К местным судам относят:
Также в Республики Казахстан могут создаваться специальные суды (военные, налоговые).
Все суды имеют печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и свое наименование.
Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается: принципом правосудия, установленные Конституцией, являются общими и едиными для всех судов и судей Республики Казахстан, обязательное исполнение на всей территории Республики вступивших в законную силу судебных актов, осуществление судебной власти в единых формах, применение действующего права. Финансирование судов происходит из республиканского бюджета.
Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный суд Республики Казахстан рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику, принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практике законодательства. В частности рассматривает судебные дела о государственной измене, совершенные в период исполнений своих обязанностей Президента Республики Казахстан, о преступлениях, совершенными лицами в период исполнения своих обязанностей Судьи Верховного суда Республики Казахстан, депутата Парламента Республики Казахстан, Генерального Прокурора Республики Казахстан, а также о преступлениях связанных с исполнением служебных обязанностей, совершенных членами Правительства Республики Казахстан, первыми руководителями центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, а равно первыми руководителями государственных органов, подчиненных непосредственно Президенту Республики Казахстан. Также рассматривает дела по апелляционным жалобам, протестам на не вступившие в законную силу приговоры, постановления областных и приравненных к ним судов. Верховный суд состоит из Председателя, председателей коллегий и судей их численность устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного суда, а органами Верховного суда являются: