Сущность и функции государственных и муниципальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе государственных и муниципальных финансов, детальном федерального бюджета, выявлении проблем и нахождении их решения.
В соответствии с обозначенной целью, необходимо решить ряд задач курсовой работы:
1. Раскрыть в полном объеме теоретические основы формирования и функционирования государственных и муниципальных финансов;
2. Определить понятие федеральный бюджет РФ, его функциональное назначение
3. Проанализировать статьи доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за период 2001-2011 гг.
4. Рассмотреть особенности поступления и расходования средств федерального бюджета.

Файлы: 1 файл

chernovik_1.docx

— 99.17 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Финансы – это система  порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с  перераспределением стоимости валового внутреннего продукта, а также  части национального богатства.

С возникновением государства  появилась финансовая система. Уже  при рабовладельческом строе  государство выполняло ряд социально—экономических  функций (таких, как содержание войска, охрана общественного порядка, строительство  зданий, дорог и т. д.) и пополняло  свою казну за счет налогов в денежной и натуральной формах. Слияние  денежной формы налога и функций  самого государства породило сущность государственных финансов.

Государственные и муниципальные  финансы есть совокупность регламентированных государством перераспределительных  денежных отношений по формированию и использованию денежных доходов, необходимых для выполнения им важных стратегических задач. Важным методологическим фактором является определение принципов  организации и функционирования государственных и муниципальных  финансов, позволяющее выявить направления  воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Цель курсовой работы заключается  в анализе государственных и  муниципальных финансов, детальном  федерального бюджета, выявлении проблем  и нахождении их решения.

В соответствии с обозначенной целью, необходимо решить ряд задач  курсовой работы:

1. Раскрыть в полном  объеме теоретические основы  формирования и функционирования  государственных и муниципальных  финансов;

2. Определить понятие  федеральный бюджет РФ, его функциональное  назначение

3. Проанализировать статьи  доходов и расходов федерального  бюджета  Российской Федерации  за период 2001-2011 гг.

4. Рассмотреть особенности  поступления и расходования средств  федерального бюджета.

5. Выявить проблемы и  найти решение.

Федеральный бюджет, как  субъект государственных и муниципальных  финансов - объект исследования работы.

Предметом исследования будет  являться федеральный бюджет РФ.

В курсовую работу входят: введение, содержание, 2 главы, заключение, библиографический  список и __ приложений. Первая глава - «Государственные и муниципальные финансы: сущность и функции» раскрывает теоретические  аспекты и сущность и функции  федерального бюджета РФ. Во второй главе - «Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации  за 2001-2011 гг. » анализируются статистические данные, происходит выявление проблемы, и рассматриваются пути ее решения.  

Выбор методов исследования курсовой сводился к анализу, сравнению  и синтезу.

  Данные исследования  могут применяться на практике  для формирования представлений  о государственных и муниципальных   финансах, в частности о федеральном  бюджете РФ, их функций и значимости, а также для исследования актуальной, на данной период, проблемы, что  способствует формированию общих  и детально углубленных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ.

1.1. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов.

Финансы как экономическая  категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязям между  финансами макроуровня и финансами  микроуровня. Финансы макроуровня, и, прежде всего государственный  и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих  целей экономического развития, поэтому  требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает  качественную определенность финансов. Распределение и использование  финансовых ресурсов в государстве  осуществляются в рамках интегрированной  системы управления финансовыми  потоками. Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Государственные и муниципальные  финансы выражают экономические  отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные  финансы функционируют в рамках финансовой системы государства  и являются ее центральным звеном.

Государственные и муниципальные  финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные  финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач. [2, с. 172-174]

Существует несколько  подоходов в определении государственных  и муниципальных финансов. Рассмотрим некоторые из них:

Александров И. М. определяет государственные финансы как  сферу денежных отношений по вопросу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанная с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использованием этих средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей, нужд обороны страны и государственного управления. Государственные финансы включают средства бюджетов, внебюджетных фондов, государственных кредитов и денежные средства государственных и муниципальных предприятий. [1, с. 16]

Тогда,как Александров И.М. определяет государственные финансы как сферу денежных отношений, Николаева Т.П.склонна к разделению понятий финансовые и денежные отношения. Поэтому разграничивает их в совем определении. Государственные финансы – это важная сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных, в основном, с процессом перераспределения национального дохода для выполнения экономической, социальной и политической функций государства. По экономической сущности государственные финансы представляют собой денежные отношения, возникающие по поводу формирования финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использования на затраты по расширенному  производству, нужд обороны и управления. [9, с.11]

Слепов В.А. дает определение муниципалным финансам как совокупности денежных фондов, формирование и распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления для реализации закрепленных за ними полномочий, сравнивая обязанности нижестоящих органов власти в странах с различным типом государственного устройства. Так,в унитарном государстве органы местного самоуправления полностью подотчетны центральному правительству. Их возможности по формированию и использованию финансовых ресурсов на своей территории жестоко ограничены центром. (Великобритания, Франция, Чехия, Венгрия, Польша и др.)… В федеративных государствах-обладают большей степенью самостоятельности,выражающейся в наличии у них закрепленных источников дохода. [13, c.214]

Бабич А.М. делает акцент на то, что муниципальные (или местные) финансы  являются совокупностью социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения, т.е. определяет муниципальные финансы как совокупность отношений, в отличие от Слепова В.А., который подразумевает под этим определением совокупность денежных фондов. [3, с.210]

Таким образом, под государственными и муниципальными финансами следует  понимать совокупность экономических  и денежных отношений, формирование  распоряжение которыми осуществляется государством и органами местного самоуправления, нацеленные на выполнение экономической, социальной и политической функций.

В определений функций  финансов существует схожесть, единомыслие  авторов,таких как Алехин Э.В., Подъяблонская Л.М., Александров И.М. Рассмотрим функции, которые выделяет Алехин Э.В.

Функции государственных  и муниципалных финансов:

1. Прежде всего это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой      рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

2) содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;

3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

2. Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национальною дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни. Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге — служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

3. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле.

В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

1) контроль за правильностью  и своевременным перечислением средств в     централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целевым  и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том,как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Широкое понимание контрольной  функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. [2 с. 25-28]

Не смотря на схожесть в  подходах авторов, Бабич А.М.  выделяет дополнительную функцию государственных и муниципальных финансов - это социальная функция. Государство поддерживает социальную справедливость и определенный уровень общественного благосостояния, гарантирует прожиточный минимум, соответствие роста заработной платы и производительности труда, обеспечивает занятость населения. Для реализации этой функции решающую роль играет финансово-экономический потенциал государства. Реализация этой функции связана с расширением спроса общественного сектора экономики. Механизмом реализации этой функции служат: система социальных трансфертов, социальные программы развития на федеральном, региональном и местном уровнях, системы государственной социальной защиты государственных минимальных социальных стандартов, адресной социальной помощи. [3 c. 253]

Информация о работе Сущность и функции государственных и муниципальных финансов