Сущность и функции государственных и муниципальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе государственных и муниципальных финансов, детальном федерального бюджета, выявлении проблем и нахождении их решения.
В соответствии с обозначенной целью, необходимо решить ряд задач курсовой работы:
1. Раскрыть в полном объеме теоретические основы формирования и функционирования государственных и муниципальных финансов;
2. Определить понятие федеральный бюджет РФ, его функциональное назначение
3. Проанализировать статьи доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за период 2001-2011 гг.
4. Рассмотреть особенности поступления и расходования средств федерального бюджета.

Файлы: 1 файл

chernovik_1.docx

— 99.17 Кб (Скачать файл)

Федеральный бюджет является важнейшим инструментом регулирующего  воздействия государства на экономическое  и социальное развитие, на состояние  отдельных звеньев финансовой системы. Он формирует базовые финансовые и экономические показатели, к  которым относятся: уровень бюджетных инвестиций или государственных капиталовложений, уровень оплаты труда в бюджетной сфере, объем доходов социальных групп населения, объем государственного долга, степень централизации бюджетной системы и уровень налоговой нагрузки на экономику, степень государственного вмешательства в экономику.

Важнейшими характеристиками федерального бюджета выступают  его доходы и расходы.

Доходы федерального бюджета - денежные средства, зачисляемые в бюджет на налоговой и неналоговой основах за счет безвозвратных поступлений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Доходы федерального бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами. Они имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций, и населения в бюджет. Эти платежи поступают в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций.

Бюджетные доходы, одной  стороны, являются результатом распределения  стоимости общественного продукта, а с другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.

Большое разнообразие экономических  отношений порождает множественность  видов доходов в хозяйстве. Доходы федерального бюджета существенно различаются по объектам получения, способам взимания, социальной и экономической значимости. В настоящее время в России сложились две основные группы бюджетных доходов: налоговые и неналоговые доходы.

По своему экономическому значению основными являются налоговые  доходы. Налоговые доходы представляют собой установленный бюджетным  и налоговым законодательством  перечень налогов и приравненных к ним платежей и сборов, которые  подлежат обязательному зачислению в доходную часть соответствующего бюджета на безвозмездной  основе.

Неналоговые доходы бюджета  представляют собой возмездные невозвратные поступления, зачисляемые в доходную часть бюджета целевым образом  в форме обязательных или добровольных платежей, не имеющих фискального  характера. В отличие от налоговых доходов, неналоговые источники являются результатом экономической и административной деятельности органов федеральной власти при осуществлении ими полномочий по управлению имуществом, при оказании платных услуг и внешнеэкономической деятельности.

Учитывая значительное воздействие  на объем и структуру доходов  федерального бюджета внешнеэкономических  факторов, а также сильную зависимость экономики от сырьевого сектора, с 2008 года, в доходах федерального бюджета отдельно планируются и рассчитываются нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. Первые учитывают перечисления от сырьевого сектора российской экономики и включают в себя поступления от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, а также вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты, природный газ. Ко вторым относятся все остальные доходы федерального бюджета, формирующиеся под воздействием внутренних экономических факторов.

Расходы федерального бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, направляемые  на финансирование полномочий органов федерального управления. Они имеют форму платежей, не подлежащих возврату, не создающих и не погашающих каких-либо финансовых требований.

По своей экономической  сущности расходы бюджета отражают отношения,  возникающие в процессе распределения централизованного  фонда денежных средств государства  и его использования по различным  назначениям. Их объем, и структура определяются типом проводимой государственной политики, стадией экономического цикла, внешней внутренней конъюнктурой, размером государственного сектора экономики, уровнем благополучия населения. Расходы федерального бюджета должны способствовать экономическому росту, выполнению социальных гарантий, стимулировать финансирование инвестиций.

Структура расходов федерального бюджета отражает их классификацию  по основным направлениям государственной  деятельности. Основными являются расходы  на:

    • Общегосударственное управление (расходы на государственное и местное самоуправление, в том числе на содержание органов законодательной и исполнительной власти РФ, судебную систему, международную деятельность и др.);
    • Национальную оборону (расходы на содержание вооруженных сил, повышение их технического оснащения и мобильности и др.);
    • Национальную безопасность и правоохранительную деятельность;
    • Национальную экономику;
    • Охрану окружающей среды;
    • Образование;
    • Культуру, искусство, кинематографию, средства массовой информации;
    • Здравоохранение, физическую культуру и спорт;
    • Социальную политику;
    • Межбюджетные трансферты (расходы по предоставлению различных форм финансовой помощи).

Особой  группой расходов в федеральном бюджете являются расходы на обслуживание государственного долга. Эти расходы называются процентными, т.к. они связаны с выплатой текущих процентных платежей по совокупным долговым обязательствам органов федеральной власти. Высокая доля этих расходов в бюджете свидетельствуют о наличии значительного объема государственного долга и высокой стоимости его обслуживания.

В бюджете может сложиться  ситуация, когда расходы превышают  доходы, такое явление называется дефицитом бюджета. При наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Источниками финансирования бюджетного дефицита федерального бюджета  являются:

1) внутренние источники  в следующих формах: кредиты, полученные  от кредитных организаций в  валюте РФ; государственные займы,  осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени РФ; бюджетные  ссуды и бюджетные кредиты,  полученные от бюджетов других  уровней бюджетной системы; поступления  от продажи имущества, находящегося  в государственной собственности;  сумма превышения доходов над  расходами по государственным  запасам и резервам; изменение  остатков средств на счетах  по учету средств федерального  бюджета;

2) внешние источники в  следующих формах: государственные  займы, осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени РФ; кредиты  правительств иностранных государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленные  в иностранной валюте. [23]

Обратная ситуация называется профицитом бюджета (доходы больше расходов).

Федеральный бюджет занимает центральное место в бюджетной  системе страны. Как координирующий центр, он оказывает финансовую поддержку  региональным и местным бюджетам в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий и обеспечивает их сбалансированность.

Федеральный бюджет воплощает  в себе государственную казну, служит финансовой базой для реализации государственных функций на территории всей страны. Этим объясняется высокая  степень централизации денежных ресурсов в государственном бюджете  федерального уровня. [18 c. 197-204, 206-210]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ  И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО  БЮДЖЕТА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2001-2011 гг.

Во второй главе  проведем анализ доходов и расходов за период 2001 – 2011 гг. На основе теоретического и  практического исследований, проанализируем доходы и расходы, выделим наиболее значимые проблемы и обозначим пути их решения.

2.1.Анализ доходов  Федерального бюджета.

Для анализа доходной части  федерального бюджета Российской Федерации воспользуемся таблицей из приложения 6, источником данных которых является официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Чтобы проанализировать доходы и расходы со  стороны динамики, мы используем такие статистические показатели, как: абсолютный прирост, темп роста, удельный вес. Формулы расчета данных показателей представлены в приложении 3

Анализируя доходы федерального бюджета за период с 2001 по 2011 год, можно  заметить, что в с 2001 по 2008 год  шло стабильное увеличение доходной части бюджета, абсолютный прирост  за этот период составил 6298,9 млрд. рублей. Но после 2008 года произошли изменения  в экономике, в частности из-за кризиса 2008 года, в Налоговый кодекс были внесены изменения, предусматривающие  снижение налога на прибыль с 24 до 20 процентов, с целью облегчения налоговой  нагрузки в условиях кризиса. Впоследствии, в 2009 году доход от налога на прибыль  уменьшился в 4 раза, по сравнению с  предыдущим годом, а именно на 30 процентов, таким образом, абсолютный прирост  с 2008 по 2009 год сократился на 1376,4 млрд. рублей. Несмотря на это, начиная с последующего года экономическое положение России, заметно улучшилось -  к 2011 году доходы федерального бюджета составили 9319,1 млрд. рублей, что в 8 раз больше доходов начисленных за 2001 год и в 1,5 раза больше, чем в 2009 году.

Тем не менее, в период с 2001 по 2011 год наблюдался рост доходов  от налога на добавленную стоимость, даже в период кризиса. Таким образом, за 11 лет сумма поступлений с 639,0 млрд. рублей возросла до 3528,8 млрд. рублей, разница составляет 550%. Это объясняется увеличением начислений по крупным налогоплательщикам, в том числе увеличением выручки из-за роста цены на нефть, ростом налога к уплате по предприятиям, являющимся налоговыми агентами, а также уменьшением суммы налога, заявленной к возмещению, снижением доли налоговых вычетов.

В поступлениях от акцизов  наблюдается слабая отрицательная  динамика, начиная с 2003 года. Причиной этому послужили внесенные в  главу, с 1 января 2003 года, «Акцизы» Налогового Кодекса РФ изменения. В результате начала действовать принципиально  новая схема обложения акцизами нефтепродуктов.… На тот период акцизы на нефтепродукты являлись одним из источников формирования федерального бюджета. Начиная с 2003 года, в связи с внесением изменений, предполагается более половины поступившей суммы акцизов на нефтепродукты оставлять в распоряжении субъектов Российской Федерации.

До 2004 года, включительно, года часть поступлений от налога на имущество поступала в федеральный бюджет, она составляла в среднем 1/1000 долю бюджета, начиная 2005 года, не учитывается в данных об исполнении бюджета.

Значительный скачок произошел  в показателях доходов от внешнеэкономической  деятельности – вырос в 90 раз. Объяснением  этому служит «втягивание» России в  международные экономические процессы, стремление к лидирующим позициям на мировом рынке.

Доходы целевых бюджетов, в соответствии с законодательством, в федеральном бюджете стали  учитываться, начиная с 2001 года, в 2010 году были исключены из него.

Увеличением количества предприятий, акции которых находятся в  федеральной собственности, и федеральных  государственных унитарных предприятий, перечисляющих дивиденды или  часть прибыли в федеральный  бюджет, увеличением количества объектов федеральной недвижимости, переданных в аренду, объясняется рост поступлений  в бюджет от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, показатели которого за 11 лет выросли  в 6,5 раз.

Снижение доли данных доходов  в федеральном бюджете (т.е., опережающий  рост общего объема доходов федерального бюджета по сравнению к данным доходам) в 2006-2007 годах объясняется  уменьшением количества объектов федеральной  собственности, приносящих доход - акционирование федеральных государственных унитарных  предприятий (с соответствующим  уменьшением количества федеральных  государственных унитарных предприятий, перечисляющих часть прибыли  в федеральный бюджет), продажей части акций акционированных  федеральных государственных унитарных  предприятий, а также продажей ранее  находившихся в федеральной собственности  пакетов акций.

Анализируя данные цепного абсолютного прироста, на основе приложения 7, можно сделать выводы, что наибольший показатель абсолютного прироста наблюдался с 2010 по 2011 год, он составил 2712,6 млрд. рублей, что является последствием стремительного роста доходов в после кризисное время, в сравнении с предыдущими годами, показатели которых были значительно меньше, за 2008-2009 года абсолютный прирост составлял минус 1376,4 млрд. рублей, за 2009-2010 – 574,1 млрд. рублей.

Показатели базисного темпа роста варьируются от 81,1% до 167,3%  в течение 11 лет. (На основе приложения 9) Т.е. в этот промежуток времени ни разу не наблюдалось увеличения доходов больше, чем в  2 раза, происходили спады, базисный темп роста был меньше 100%. Максимальный показатель был зафиксирован в  2001– 2002 годах, минимальный -2008-2009 (по причине кризисной ситуации в экономике страны). Не смотря на тот, факт, что в 2008-2009 годах Россия претерпевала значительные изменения в доходах (уменьшение на 20% по сравнению с предыдущим периодом), уже в 2010-2011 годах базисный темп роста составил 141,8%. Что говорит, о некотором процессе «реабилитации» российской экономики.

Информация о работе Сущность и функции государственных и муниципальных финансов