Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 12:26, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе государственных и муниципальных финансов, детальном федерального бюджета, выявлении проблем и нахождении их решения.
В соответствии с обозначенной целью, необходимо решить ряд задач курсовой работы:
1. Раскрыть в полном объеме теоретические основы формирования и функционирования государственных и муниципальных финансов;
2. Определить понятие федеральный бюджет РФ, его функциональное назначение
3. Проанализировать статьи доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за период 2001-2011 гг.
4. Рассмотреть особенности поступления и расходования средств федерального бюджета.
Рассмотрев данные приложения 8, налоговые и неналоговые источники доходов, а именно, с точки зрения удельного веса, можно сделать вывод, что до 2004 года налоговые доходы составляли 70% федерального бюджета, начиная с 2005 года, доля неналоговых доходов возросла в два раза (с 30 до 60%), по причине увеличения поступлений от внешнеэкономической деятельности и от пользования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
2.2. Анализ расходов федерального бюджета.
Анализируя расходы
Начиная с 2005 года, расходы на государственное управление и местное самоуправление, так же, как и расходы на международную деятельность, были объединены в расходы на общегосударственные вопросы и национальную экономику, доля которых существенно возросла (в 5-7 раз больше прежних показателей).
Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга сохраняют некоторую устойчивость в течение 11 лет. Наибольший показатель был зафиксирован в 2011 году, он составил 262,7 млрд. рублей, наименьший - в 2006 году, расходы в этот период составили 143,1 млрд. рублей.
За исследуемый период, значительно выросли расходы на национальную оборону. Рост отличался стабильностью и положительной динамикой, таким образом, разница между 2011 и 2001 годом составила 1268,3 млрд. рублей. Увеличение обусловлено введением новых военных реформ в Российской Федерации. Затраты производятся для эффективного проведения изменений и дальнейшего функционирования национальной обороны.
Расходы по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» идут на борьбу с преступностью и терроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Динамика расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов в абсолютном выражении на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В связи с этим, за период с 2001 по 2011 год расходы с 148,9 млрд. рублей возросли до 1259,8 млрд. рублей, примерно в 10 раз.
Расходы на топливно-энергетический
комплекс отличаются выраженной нестабильностью,
имеют скачкообразные показатели. Так,
за исследуемый период показатель колебался
от 4,8 млрд. рублей (в 2005 году), до 105,5 млрд.
рублей (в 2002 году). Это говорит
о нестабильном состоянии топливно-
Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства связано с обеспечением продовольственной безопасности страны, но, не смотря на этот факт расходование средств, составляет 1/150 бюджетных расходов. Максимальный показатель за 11 лет составил 83,1 млрд. рублей, минимальный – 19,5 млрд. рублей.
Что касается расходов на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику, то в период с 2001 по 2005 год наблюдался слабый рост показателей, в 2006 году доля расходов увеличилась в 3 раза, в 2011 году расходы возросли до показателя равному 683,1 млрд. рублей, что больше показателя за 2006 год в 5 раз. Целью увеличения финансирования является стремление к модернизации данных отраслей.
Выделение средств на жилищно-коммунальное
хозяйство стало основательным,
начиная с 2007 года. Это было вызвано
необходимостью повышения эффективности
работы предприятий ЖКХ, потребностью
в улучшении качества предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг. В период
с 2008 по 2009 год произошли изменения
в показателях расходов, разница
составила, примерно 110 млрд. рублей. В
настоящее время производится бюджетная
поддержка, а именно, производится выделение
субсидий малоимущим слоям населения,
ежегодные дотации субъектам
РФ на подготовку жилищно-коммунального
комплекса к осенне-зимнему
Положительная динамика расходов
бюджета наблюдается в
Расходы на межбюджетные трансферты
до 2005 года не направлялись, начиная
с 2005 по 2010 год, наблюдалась прогрессирующая
динамика роста показателя, в 2011 году
произошел резкий спад с 4135,9 млрд. рублей
до 651,3 млрд. рублей (в 6 раз), по причине
изменений в налоговом
На основе приложения 7 можно сделать выводы, что наибольший показатель абсолютного прироста наблюдался в период с 2004 по 2005, он составил 2434,2 млрд. рублей, это связано с увеличением расходов на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную экономику и межбюджетные трансферты. Напротив, самый наименьший показатель – минус 989,8 млрд. рублей, был зафиксирован с 2003 по 2004 год, по уже известным причинам.
Темп роста с 2001 по 2011 год варьируется от 5,2% до 179,7% (на основе данных приложения 9). Максимальный показатель наблюдался в 2004-2005 годах, минимальный - 2009-2010 годах. Причиной уменьшения темпа роста расходов в период с 2009 по 2010 объясняется посткризисной восстановительной ситуацией в стране, когда сумма расходов была значительна в последующий период. Причиной высоких показателей расходов в 2004-2005 годах послужили изменения в статьях финансирования, а именно - расходы на государственное управление и местное самоуправление, так же, как и расходы на международную деятельность, были объединены в расходы на общегосударственные вопросы и национальную экономику, доля которых возросла в 5-7 раз больше прежних показателей.
За основу анализа удельного веса, приложение 8, были взять основные статьи расходов, которые составляют значительную часть от итоговых показателей. Таким образом, затраты на национальную оборону в течение 11 лет составляли от 10 до 30 % общих затрат Федерального бюджета. Схожие показатели были получены в расчетах удельного веса расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, там он составил 10-25%. Наибольший показатель был зафиксирован при анализе расходов на социально-культурные мероприятия, удельный вес в период с 2004 по 2005 год составил 38%.
Таким образом, проанализировав
статьи доходов и расходов федерального
бюджета, можно сделать вывод, что
в период с 2001 года по 2011 существенно
увеличилась доля доходов от налогов
на добавленную стоимость, внешнеэкономической
деятельности, от имущества, находящегося
в государственной и
Рис. 1 Исполнение федерального бюджета российской федерации за 2001-2011 гг.
Сравнив показатели доходов и расходов с 2001 по 2011 год, начиная с 2008 года, наблюдается бюджетный дефицит (данное изменение наглядно видно на смещение графика доходов и расходов, Рис. 1). Причиной этому послужил мировой финансовый кризис. Тогда, как сумма доходов в 2008 году составляла 7408,8 млрд. рублей, расходы -8096,8 млрд. рублей. Разница между расходами и доходами составила 688 млрд. рублей. Начиная с 2009 года экономическое положение еще больше усугубилось: дефицит составил 4379,8 млрд. рублей, только по итогам 2011 года дефицит бюджета сократился в 2 раза.
В связи со сложившейся ситуацией, формируется вопрос о тенденциях дальнейшего развития и финансовом положении страны, какие меры необходимо предпринять, чтобы вернуться к прежнему состоянию федерального бюджета, т.е. профициту, дальнейшему финансовому развитию и как оградить экономику страны от подобных негативных воздействий.
2.3 Тенденции экономического
развития и стабилизации
После достаточно продолжительного
периода позитивного
Рассмотрим некоторые прогнозы экспертов по финансовому кризису в России:
Хазин М.Л., президент компании экспертного консультирования «Неокон»: «Кризис сильно изменит и уже начинает менять структуру цен, да и структуру потребления. И я не исключаю, что семьям и среднего достатка придется ограничивать потребление, будь то бензиновое или продовольственное».[21]
Ясин Е.Г., научный руководитель Высшей школы экономики, профессор: «В России есть возможность выбраться из этой ситуации быстро, может, за год, но с определенными потерями… У нас в торговле ограниченная роль. И в этом наше счастье, мы согласимся, что темпы экономического роста снизятся, а государственные расходы значительно сократятся, чтобы снизить инфляцию, то все проблемы будут решены».[22]
Делягин М.Г., директор Института проблем глобализации: « Я боюсь, что это надолго, и никто не знает насколько, большая часть бизнеса еще не поняла, что происходит». [19]
Линдон Ларуш, крупнейший американский экономист: «Невозможно дать простой прогноз, события могут развиваться по-разному. Например, крупные долларовые инвесторы, такие как Китай и другие страны, начнут менять валюту. В том числе и Россия будет пытаться налаживать более тесное сотрудничество с Европой и другими странами. Деньги будут выводиться из долларовой зоны. И это исключительно защитная мера — весь мир в курсе стремительного обвала доллара. Некоторые страны предпочтут комбинацию различных валют, а не только доллары». [20]
Для решения финансовых проблем
Президентом Российской Федерации
были поставлены задачи в Бюджетном
послании о бюджетной политике
в 2011–2013 годах, направлены на решение
проблем повышения
Бюджетная политика на 2011-2013
годы будет направлена, с одной
стороны, на восстановление экономики
после кризиса и решение
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:
1) использование бюджета
в качестве одного из
2) разработка и внедрение
инструментов поддержки
3) обеспечение долгосрочной
устойчивости и
4) повышение качества человеческого капитала;
5) повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
6) реализация Программы
повышения эффективности
В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.
В федеральном бюджете запланированы ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций, кроме того, предусмотрена индексация зарплат работникам бюджетной сферы и военнослужащим. Однако следует отметить слабую направленность социальной политики в поддержку нуждающихся граждан. В этой связи и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах в среднесрочной перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это позволит увеличить защищенность нуждающихся в поддержке государства.
Еще одним приоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.
Повышение страховых взносов на 2% принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.
Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики…
Общий объем ассигнований на поддержку культуры, кинематографии и средств массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах…
Среди приоритетов бюджетной политики - обеспечение национальной обороны на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (данная программа будет утверждена в течение 2010 года).
Предусмотренные в федеральном бюджете ассигнования обеспечат продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное и региональное значение.
Информация о работе Сущность и функции государственных и муниципальных финансов