Сущность и функции государственных и муниципальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе государственных и муниципальных финансов, детальном федерального бюджета, выявлении проблем и нахождении их решения.
В соответствии с обозначенной целью, необходимо решить ряд задач курсовой работы:
1. Раскрыть в полном объеме теоретические основы формирования и функционирования государственных и муниципальных финансов;
2. Определить понятие федеральный бюджет РФ, его функциональное назначение
3. Проанализировать статьи доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за период 2001-2011 гг.
4. Рассмотреть особенности поступления и расходования средств федерального бюджета.

Файлы: 1 файл

chernovik_1.docx

— 99.17 Кб (Скачать файл)

Рассмотрев данные приложения 8, налоговые и неналоговые источники доходов, а именно, с точки зрения удельного веса, можно сделать вывод, что до 2004 года налоговые доходы составляли 70% федерального бюджета, начиная с 2005 года, доля неналоговых доходов возросла в два раза (с 30 до 60%), по причине увеличения поступлений от внешнеэкономической деятельности и от пользования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

2.2. Анализ расходов  федерального бюджета.

Анализируя расходы федерального бюджета, можно заметить, что с 2005 года их доля увеличилась в два  раза.

Начиная с 2005 года, расходы  на государственное управление и  местное самоуправление, так же, как и расходы на международную  деятельность, были объединены в расходы  на общегосударственные вопросы  и национальную экономику, доля которых  существенно возросла (в 5-7 раз больше прежних показателей).

Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга сохраняют  некоторую устойчивость в течение 11 лет. Наибольший показатель был зафиксирован в 2011 году, он составил 262,7 млрд. рублей, наименьший - в 2006 году, расходы в  этот период составили 143,1 млрд. рублей.

За исследуемый период, значительно выросли расходы  на национальную оборону. Рост отличался  стабильностью и положительной  динамикой, таким образом, разница  между 2011 и 2001 годом составила 1268,3 млрд. рублей. Увеличение обусловлено введением  новых военных реформ в Российской Федерации. Затраты производятся для  эффективного проведения изменений  и дальнейшего функционирования национальной обороны.

Расходы по статье «Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность» идут на борьбу с преступностью  и терроризмом, на предотвращение и  ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Динамика расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов в абсолютном выражении на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В связи с этим, за период с 2001 по 2011 год расходы с 148,9 млрд. рублей возросли до 1259,8 млрд. рублей, примерно в 10 раз.

Расходы на топливно-энергетический комплекс отличаются выраженной нестабильностью, имеют скачкообразные показатели. Так, за исследуемый период показатель колебался  от 4,8 млрд. рублей (в 2005 году), до 105,5 млрд. рублей (в 2002 году).  Это говорит  о нестабильном состоянии топливно-энергетического  комплекса, его не конкурентно способности  и необходимости в формировании мер и механизмов государственной  энергетической политики.

Необходимость государственной  поддержки сельского хозяйства  связано с обеспечением продовольственной  безопасности страны, но, не смотря на этот факт расходование средств, составляет 1/150 бюджетных расходов. Максимальный показатель за 11 лет составил 83,1 млрд. рублей, минимальный – 19,5 млрд. рублей.

Что касается расходов на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику, то в период с 2001 по 2005 год наблюдался слабый рост показателей, в 2006 году доля расходов увеличилась в 3 раза, в 2011 году расходы возросли до показателя равному 683,1 млрд. рублей, что больше показателя за 2006 год в 5 раз. Целью  увеличения финансирования является стремление к модернизации данных отраслей.

Выделение средств на жилищно-коммунальное хозяйство стало основательным, начиная с 2007 года. Это было вызвано  необходимостью повышения эффективности  работы предприятий ЖКХ, потребностью в улучшении качества предоставляемых  жилищно-коммунальных услуг. В период с 2008 по 2009 год произошли изменения  в показателях расходов, разница  составила, примерно 110 млрд. рублей. В  настоящее время производится бюджетная  поддержка, а именно, производится выделение  субсидий малоимущим слоям населения, ежегодные дотации субъектам  РФ на подготовку жилищно-коммунального  комплекса к осенне-зимнему периоду.

Положительная динамика расходов бюджета наблюдается в социально-культурной сфере, начиная с 2001 года затраты  в данной сфере увеличились в 20 раз к 2011 году.  В состав финансируемых  социально-культурных мероприятий  входит: здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение, на науку, на культуру. Каждый из элементов носит значимый характер, является показателем благосостояния страны.

Расходы на межбюджетные трансферты до 2005 года не направлялись, начиная  с 2005 по 2010 год, наблюдалась прогрессирующая  динамика роста показателя, в 2011 году произошел резкий спад с 4135,9 млрд. рублей до 651,3 млрд. рублей (в 6 раз), по причине  изменений в налоговом законодательстве и увеличения ставки страхования. Снижение доли межбюджетных трансфертов в 2011 году по сравнению с предыдущими  двумя годами напрямую связано с  сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения  сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке  труда, а также в связи с  сокращением количества субсидий и  объемов финансовой помощи, предоставляемой  в данной форме межбюджетных трансфертов.

На основе приложения 7 можно сделать выводы, что наибольший показатель абсолютного прироста наблюдался в период с 2004 по 2005, он составил 2434,2 млрд. рублей, это связано с увеличением расходов на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную экономику и межбюджетные трансферты. Напротив, самый наименьший показатель – минус 989,8 млрд. рублей, был зафиксирован с 2003 по 2004 год, по уже известным причинам.

Темп роста с 2001 по 2011 год варьируется от 5,2% до 179,7% (на основе данных приложения 9). Максимальный показатель наблюдался в 2004-2005 годах, минимальный - 2009-2010 годах. Причиной уменьшения темпа роста расходов в период с 2009 по 2010 объясняется посткризисной восстановительной ситуацией в стране, когда сумма расходов была значительна в последующий период. Причиной высоких показателей расходов в 2004-2005 годах послужили изменения в статьях финансирования, а именно - расходы на государственное управление и местное самоуправление, так же, как и расходы на международную деятельность, были объединены в расходы на общегосударственные вопросы и национальную экономику, доля которых возросла в 5-7 раз больше прежних показателей.

За основу анализа удельного веса, приложение 8, были взять основные статьи расходов,  которые составляют значительную часть от итоговых показателей. Таким образом, затраты на национальную оборону в течение 11 лет составляли от 10 до 30 % общих затрат Федерального бюджета. Схожие показатели были получены в расчетах удельного веса расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, там он составил 10-25%. Наибольший показатель был зафиксирован при анализе расходов на социально-культурные мероприятия, удельный вес в период с 2004 по 2005 год составил 38%.

Таким образом, проанализировав  статьи доходов и расходов федерального бюджета, можно сделать вывод, что  в период с 2001 года по 2011 существенно  увеличилась доля доходов от налогов  на добавленную стоимость, внешнеэкономической  деятельности, от имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности. Также выросли показатели расходной части федерального бюджета, такие как расходы на национальную оборону, национальную безопасность и  правоохранительную деятельность, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику.

 

Рис.  1  Исполнение федерального бюджета российской федерации за 2001-2011 гг.

 

Сравнив показатели доходов  и расходов с 2001 по 2011 год, начиная  с 2008 года, наблюдается бюджетный  дефицит (данное изменение наглядно видно на смещение графика доходов и расходов, Рис. 1).  Причиной этому послужил мировой финансовый кризис. Тогда, как сумма доходов в 2008 году составляла  7408,8 млрд. рублей, расходы -8096,8 млрд. рублей. Разница между расходами и доходами составила 688 млрд. рублей. Начиная с 2009 года экономическое положение еще больше усугубилось: дефицит составил 4379,8 млрд. рублей, только по итогам 2011 года дефицит бюджета сократился в 2 раза.

В связи со сложившейся  ситуацией, формируется вопрос о  тенденциях дальнейшего развития и  финансовом положении страны, какие  меры необходимо предпринять, чтобы  вернуться к прежнему состоянию  федерального бюджета, т.е. профициту, дальнейшему финансовому развитию и как оградить экономику страны от подобных негативных воздействий.

2.3 Тенденции экономического  развития и стабилизации федерального  бюджета.

После достаточно продолжительного периода позитивного экономического развития страны, в 2008 году Россия столкнулась  с проблемными последствиями  глобализации, а именно с мировым  финансовым кризисом, последствия которого значительно сказываются до сих  пор.

Рассмотрим некоторые  прогнозы  экспертов по финансовому  кризису в России:

Хазин М.Л., президент компании экспертного консультирования «Неокон»: «Кризис сильно изменит и уже начинает менять структуру цен, да и структуру потребления. И я не исключаю, что семьям и среднего достатка придется ограничивать потребление, будь то бензиновое или продовольственное».[21]

Ясин Е.Г., научный руководитель Высшей школы экономики, профессор: «В России есть возможность выбраться из этой ситуации быстро, может, за год, но с определенными потерями… У нас в торговле ограниченная роль. И в этом наше счастье, мы согласимся, что темпы экономического роста снизятся, а государственные расходы значительно сократятся, чтобы снизить инфляцию, то все проблемы будут решены».[22]

Делягин М.Г., директор  Института проблем глобализации: « Я боюсь, что это надолго, и никто не знает насколько, большая часть бизнеса еще не поняла, что происходит». [19]

Линдон Ларуш, крупнейший американский экономист: «Невозможно дать простой прогноз, события могут развиваться по-разному. Например, крупные долларовые инвесторы, такие как Китай и другие страны, начнут менять валюту. В том числе и Россия будет пытаться налаживать более тесное сотрудничество с Европой и другими странами. Деньги будут выводиться из долларовой зоны. И это исключительно защитная мера — весь мир в курсе стремительного обвала доллара. Некоторые страны предпочтут комбинацию различных валют, а не только доллары». [20]

Для решения финансовых проблем  Президентом Российской Федерации  были поставлены задачи в Бюджетном  послании  о бюджетной политике в 2011–2013 годах, направлены на решение  проблем повышения эффективности  и конкурентоспособности экономики  России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных  инвестиций в процесс модернизации.

Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной  стороны, на восстановление экономики  после кризиса и решение важнейших  социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

В соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  Федеральному собранию Российской Федерации  основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:

1) использование бюджета  в качестве одного из важнейших  инструментов макроэкономического  регулирования;

2) разработка и внедрение  инструментов поддержки инноваций;

3) обеспечение долгосрочной  устойчивости и сбалансированности  пенсионной системы;

4) повышение качества  человеческого капитала;

5) повышение доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг;

6) реализация Программы  повышения эффективности бюджетных  расходов на период до 2012 года.

В ближайшее время бюджетная  политика должна быть главным образом  нацелена на восстановление стабильного  функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального  сектора, а также перестройку  предприятий на работу в новых  внешних и внутренних условиях при  безусловном исполнении принятых расходных  обязательств Российской Федерации.

В федеральном бюджете  запланированы ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате социальных пособий и  компенсаций, кроме того, предусмотрена  индексация зарплат работникам бюджетной  сферы и военнослужащим. Однако следует отметить слабую направленность социальной политики в поддержку нуждающихся граждан. В этой связи и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах в среднесрочной перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это позволит увеличить защищенность нуждающихся в поддержке государства.

Еще одним приоритетом  бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого  капитала, будут оставаться расходы  на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Повышение страховых взносов  на 2% принесет в систему обязательного  медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два  года.

Важнейшим приоритетом бюджетной  политики является поддержка образования  как основы инновационной экономики…

Общий объем ассигнований на поддержку культуры, кинематографии и средств массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие  три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах…

Среди приоритетов бюджетной  политики - обеспечение национальной обороны на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной  программы вооружения на 2011-2020 годы (данная программа будет утверждена в течение 2010 года).

Предусмотренные в федеральном  бюджете ассигнования обеспечат  продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное  и региональное значение.

Информация о работе Сущность и функции государственных и муниципальных финансов