Сущность и функции государственных и муниципальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе государственных и муниципальных финансов, детальном федерального бюджета, выявлении проблем и нахождении их решения.
В соответствии с обозначенной целью, необходимо решить ряд задач курсовой работы:
1. Раскрыть в полном объеме теоретические основы формирования и функционирования государственных и муниципальных финансов;
2. Определить понятие федеральный бюджет РФ, его функциональное назначение
3. Проанализировать статьи доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за период 2001-2011 гг.
4. Рассмотреть особенности поступления и расходования средств федерального бюджета.

Файлы: 1 файл

chernovik_1.docx

— 99.17 Кб (Скачать файл)

Объединив подходы, можно  сделать вывод, что  государственные  и муниципальные финансы выполняют 4 основные функции: перераспределение, регулирование, контроль и социальную функцию.

 

1.2. Состав государственных и муниципальных финансов.

Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные  и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и  местного самоуправления денежными  средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и  другими законодательными актами.

Финансы государства структурно можно представить следующим  образом (рис. 1):

Государственные и муниципальные  финансы




Финансы органов местного самоуправления


Финансы федеральных органов власти


Финансы органов власти субъектов  РФ




Муниципальные бюджеты


Муниципальный кредит

Федеральный бюджет


Внебюджетные фонды

Государственный кредит

Региональные бюджеты


Внебюджетные фонды

Кредит субъектов РФ


 

 

 

 

Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов.  [5 с. 14]

Сущность государственных  и муниципальных финансов состоит  в том, что они охватывают ту часть  денежных отношений по поводу распределения  и перераспределения стоимости  созданного в обществе совокупного  продукта, которая в установленном  размере аккумулируется в руках  органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций. [14 с. 27]

Следовательно, формируются  государственные и местные финансы  с использование методов распределения  и перераспределения национального  дохода (с помощью налогов, налоговых  льгот и др.). Формами использования  централизованных фондов денежных средств  являются бюджетные и внебюджетные фонды, предназначенные для государственного регулирования экономики, удовлетворения социальных потребностей граждан, нужд обороны и государственного управления и для решения других экономических, политических и социальных задач. Роль государственных и местных финансов в общественном воспроизводстве заключается в создании условий для расширенного воспроизводства, как на макро -,так и на микроуровнях, а также реальном обеспечении потребностей расширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне (на уровне народного хозяйства в целом) и реализации социальных гарантий гражданам России в рамках Конституции Российской Федерации.

 

Федеральный бюджет является основным  инструментом перераспределения валового внутреннего продукта, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджетных отношений. [14 с. 35]

Куликов Н.И. акцентирует свое внимание на том, что федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.[7 с. 12]

В доходы федерального бюджета  зачисляются: собственные налоговые  доходы федерального бюджета, кроме  налоговых доходов, передаваемых в  виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы; собственные неналоговые доходы; доходы субъектов Российской Федерации, централизуемые в федеральном бюджете  для целевого финансирования централизованных мероприятий. В процессе исполнения  федерального бюджета в его доходы поступают средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Федерации  и другие безвозмездные перечисления.[16 с. 214]

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) – это региональный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. [11 с. 40]

Пашкевич Д.А. считает, что бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Каждый субъект РФ имеет свой собственный бюджет.

Аналогично федеральным  органам, органам государственной  власти субъектов РФ запрещено использование  иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ за исключением случаев, прямо предусмотренных положениями, закрепленными в Бюджетного кодекса РФ. [10 с. 134]

Доходы бюджетов субъектов  Российской Федерации формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования  местным бюджетам; доходов от использования  имущества, находящегося в собственности  субъектов Российской Федерации; доходов  от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении  органов государственной власти субъектов Российской Федерации; других неналоговых доходов в порядке  и по нормативам, которые установлены  федеральными законами и законами субъектов  РФ. [18 с. 186-187]

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных ресурсов для решения задач и функций, отнесенных к ведению органов местного самоуправления. [1 с. 14]

Широков А.Н. определяет местный бюджет как план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.

Выделяют, как правило, два  вида бюджетов: текущий бюджет и  бюджет развития (инвестиционный бюджет). Текущий бюджет обеспечивает первоочередные нужды городского хозяйства. Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства. В зависимости  от сроков планирования финансовой деятельности выделяют три вида бюджетов: краткосрочный (1 год); среднесрочный (3 года); долгосрочный (свыше 5 лет)…

Основными источниками доходов, которыми располагают органы местного самоуправления, являются: местные  налоги и сборы; неналоговые поступления; доходы от собственной хозяйственной  деятельности; муниципальный кредит. Состояние городских финансов определяется следующими факторами: состоянием хозяйствующих  субъектов; ресурсами, расположенными на территории муниципального образования; объемом прав и полномочий, предоставленных  органам местного самоуправления государством; профессионализмом муниципальных  служащих. [17 с. 189-191]

Внебюджетные  фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и т.д. Мобилизация и использование средств фондов осуществляются в специфических формах и особыми методами. Отсюда их выделение в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Основными по размерам и  значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

К экономическим относятся  Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

Государственный кредит – еще одно самостоятельное звено государственных финансов, поскольку ему присущи не свойственные другим звеньям формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Главная форма экономических отношений в его рамках – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант.

Государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений  – финансов и кредита и несет  черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства и выполняет две функции – фискальную и регулирующую.

Объективная необходимость  государственного кредита обусловлена  опережающими темпами роста государственных  расходов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государство постоянно испытывает потребность в финансовых ресурсах. Доходы, предусмотренные бюджетом, как правило, далеко не покрывают сумм запланированных расходов. На покрытие бюджетного дефицита необходимы дополнительные средства. Для этого государство прибегает к заимствованиям. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.[8 с. 15-17]

Бородушко И.В., описывая понятие государственный кредит, указывает, что долговые обязательства Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в их собственности имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполнятся за счет средств соответствующего бюджета. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. [4 с. 150-151]

По экономическому содержанию государственные финансы разграничены на отдельные звенья организации  финансовых отношений, обусловленные  особенностями функционирования каждого  звена, различиями в методах распределения  и использования фондов денежных средств, особой ролью в финансовой системе страны. В Российской Федерации  к ним относятся: бюджет государства (федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ); государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования); государственный кредит… Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев государственных финансов государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальный процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

Наиболее важную роль в  государственных финансах играют федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Федерации. С их помощью в распоряжение государства  мобилизуются финансовые ресурсы. За их счет финансируются расходы государственных  органов власти федерального и субфедерального  уровней. [12 c. 301-302]

 

 

1.3.Федеральный бюджет как основной элемент государственных финансов.

Федеральный бюджет — центральное, стратегическое звено бюджетной системы Российской Федерации. Формирование эффективной бюджетной системы является неотъемлемой частью процесса развития государства, рыночной экономики и открытого общества. Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики имеют параметры федерального бюджета — объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность и другие показатели.[17 с. 140]

Федеральный бюджет представляет собой форму образования и  расходования денежных средств в  расчете на определенный период, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. С юридической точки зрения он является главным финансовым планом государства, имеющим силу закона после его утверждения Федеральным Собранием РФ.

По экономической сущности федеральный бюджет представляет собой  наиболее крупный централизованный фонд денежных средств в бюджетной  системе РФ, в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов национального хозяйства, осуществляется их перераспределение на социально-экономическое развитие страны в соответствии с приоритетами государственной политики. Перераспределение финансовых ресурсов через федеральный бюджет оказывает решающее воздействие на формирование  воспроизводственных пропорций (валового потребления  накопления) на всей территории страны, определяет финансовое благополучие регионов и, следовательно, обеспечивает устойчивый экономический рост и высокий уровень жизни населения, Федеральный бюджет формирует значительную часть конечного спроса в экономике, а также заметную долю доходов населения. Поэтому именно федеральному бюджету принадлежит важнейшая роль регулирования макроэкономических процессов.

Сущность федерального бюджета  проявляется в его функциях:

    • Формирование финансовой базы государства для финансирования программ общегосударственного значения;
    • Передача части налоговых и расходных полномочий на нижестоящие уровни бюджетной системы для реализации основных функций государства;
    • Создание предпосылок для увеличения инвестиций в отрасли и сферы экономики в соответствии с приоритетами государственной политики;
    • Реализация отдельных социальных гарантий граждан и финансирования  социальных проектов;
    • Предоставление информации о характере, приоритетах и основных инструментах бюджетной политики;
    • Обеспечение платежеспособности государства по своим обязательствам.

Информация о работе Сущность и функции государственных и муниципальных финансов