Теоретические основы законотворческого процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования выступает попытка теоретико-правового изучения и раскрытия сущности законотворческого процесса. Для достижения обозначенной цели требуется решить следующие исследовательские задачи:
- развернуто раскрыть понятие законотворческого процесса и его принципы;
- выделить и раскрыть виды законотворческой деятельности;
- проанализировать стадии законотворческого процесса в РФ.
- проанализировать актуальные проблемы законотворческой деятельности субъектов РФ и предложить пути их решения.

Файлы: 1 файл

1курсовая.docx

— 74.03 Кб (Скачать файл)

Однако принципы законотворчества должны обладать значительной устойчивостью  и стабильностью, носить фундаментальный  характер.

В зависимости от субъектов  законотворчество можно подразделить на такие виды, как:

    1. непосредственное законотворчество народа в процессе проведения референдума;
    2. законотворчество представительных органов государственной власти субъектов РФ;
    3. законотворчество Федерального Собрания РФ.

Принятие закона состоит  из нескольких последовательно следующих  одна за другой стадий, совокупность которых  называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства  в соответствии с установленным  Конституцией порядком.

Но в настоящее время  существует такая актуальная проблема, как лоббирование в представительных органах власти. С одной стороны, безусловно негативный аспект данного  явления проявляется, например, при  лоббировании откровенно преступных либо «антигосударственных» интересов (допустим, при ратификации международного договора, невыгодного для России). С другой же стороны, кулуарное решение  каких-либо вопросов, достижение договоренностей  зачастую может способствовать принятию наиболее верных и дальновидных решений, учитывающих ряд завуалированных  нюансов.

Сегодня в каждом субъекте Российской Федерации создается  собственная система формирования законодательной (представительной) государственной  власти. Однако региональное государственное  строительство еще не опирается  на четко сформулированные критерии, основанные на Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. Система формирования законодательной (представительной) государственной власти в субъектах Российской Федерации в настоящее время еще не стабилизировалась и не использует всех своих внутренних резервов для самосовершенствования.

Таким образом, еще раз  подчеркнем, что необходимо принятие специального закона направленного  на регулирование законодательного процесса. Несмотря на то, что законодательный  процесс в нашей стране уже  сложился важно придать ему форму  закона, тем самым консолидировать  положения, содержащиеся в толкованиях  Конституционного суда РФ, регламентах  обоих палат Федерального собрания РФ.

Законотворчество это  сложный процесс, который требует  четкого правового регулирования. И хотя в настоящее время существует большое количество правовых актов, регулирующих данную деятельность, эта  проблема по-прежнему остается актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

Правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета. - № 7. 21 января 2009 г.

2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5 - ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2004г. № 27. Ст. 2710.

3. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 9 марта 1998 г. №10. Ст. 1146.

4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-11 ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 16 февраля 1998 г. №7. Ст. 801.

5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 18 февраля 2002 г. №7. Ст. 635.

  1. Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации. - М., 2006. – 261 с.
  2. Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации. - М., 2007. - 245 с.

 

 

Монографии и  сборники:

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. - М., 1999. - С. 542.
  2. Васильев В.И. Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы Субъектов Российской Федерации. - М., 2001. – С. 388.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридич. вузов. – М.: Юриспруденция, - 1999. - 528 с.
  4. Исаков В.Б. Законодательный кодекс Российской Федерации (макет) // Подготовка и принятие законов в правовом государстве: Материалы международного семинара. - М. 1998. - С.517.
  5. Карпович В.Д. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации // Новая Правовая культура. - М.: Юрайт-М., 2002. - С.465.
  6. Ковачев Д.А. Проблемы конституционности права. - М., 2003. - С. 173
  7. Спасов Б.П. Закон и его толкование. - М.: Юрид. лит., 1986. - 217 с.
  8. Теория государства и права: Учебник для вузов. Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 616 с.
  9. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. - М., 2002. - С. 348.

Статьи:

  1. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. - 2007. № 2. - С. 24.
  2. Адарчева Л.С. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы // Журнал российского права. - 2000. № 3. - С. 45.
  3. Антонова Л.И. О стадиях правотворческого процесса в СССР // Правоведение. - 1966. № 1. - С. 198.
  4. Борискова И.В. Современный законодательный процесс Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. - 2007. № 4. - С. 19.
  5. Борсова Ж.П. Понятие законотворчества в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. - 2008. № 3. - С. 81.
  6. Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование. - 2004. № 2. - С. 154.
  7. Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы развития. Круглый стол // Советское государство и право. - 1992. № 10. - С. 24.
  8. Исаков В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации // Законодательство. - 1997. № 4. - С. 17.
  9. Кененов А.А, Чернобель Г.В. Логические основы законотворческого процесса // Правоведение. - 1991 № 6. - C. 77.
  10. Магомедова Е.А. К вопросу о правовых основах законотворчества в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. – 2007. № 2. - С. 123-125.
  11. Правотворчество / Под ред. А.В. Мицкевича. - М. 1974. – 284 c.

 

1 См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридич. вузов. М.: Юриспруденция. 1999. С. 16.

2 См.: Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета. 21 января 2009г.

3 См.: Теория государства и права: Учебник для вузов. Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательство НОРМА. 2000. С. 304.

 

4 См.: Спасов Б. Закон и его толкование. М. 1986. С. 84.

5 См.: Борсова Ж.П. Понятие законотворчества в современном государстве // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 3. С. 7

6 См.: Магомедова Е.А. К вопросу о правовых основах законотворчества в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2007. № 2. С. 123

7 См.: Кененов А.А, Чернобель Г.В. Логические основы законотворческого процесса // Правоведение. 1991 № 6. C. 71.

8 См: Кененов А.А., Чернобель Г.Т. Указ. Раб. С .74

См.: Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. № 2. С. 14

10 См.: Исаков В.Б. Законодательный кодекс Российской Федерации (макет) // Подготовка и принятие законов в правовом государстве: Материалы международного семинара. М. 1998. С. 419

11 См.: Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. № 2. С. 24.

12 См.: Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование. 2004. № 2. С. 154.

13 См.: Теория государства и права: Учебник для вузов. Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательство НОРМА. 2000. С. 534

14 См.: Борискова И.В. Современный законодательный процесс Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. 2007. № 4. С. 8

15 См.: Вестник КС РФ. 1996. № 3. С. 13

16 См.: Дубов И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. 1993. № 10. С. 34

17 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М. 2002. С. 348

18 См.: Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5. С. 28

19 См.: Курманов М.М. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральном законодательном процессе // Государство и право. 2004. № 10. С. 52-53

20 См.: Ибрагимова Ф.М. Сущность и особенности законотворчества в субъектах федеративного государства, Челябинск, 2006., С.127

21 См.: Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации. М. 2006. С. 204

22 См.: Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации. М. 2007. С. 205

23 См.: Салмина С.Г. Конституция Российской Федерации - правовая основа законодательной деятельности субъектов Российской.,СПб. 2006. С. 3

 

24 См.: Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 9 марта 1998 г. №10. Ст. 1146.

25 См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-11 ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 16 февраля 1998 г. №7. Ст. 801.

26 См.: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 18 февраля 2002 г. №7. Ст. 635.

27  См.: Правотворчество / Под ред. А.В. Мицкевича. М. 1974.С. 224.


Информация о работе Теоретические основы законотворческого процесса