Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:05, доклад
Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом.
Современным
инвариантом теократической
Патриархальная теория возникновения государства
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 дон.э.).
Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.
В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.
Суть
патриархальной теории в том,
что, по мнению ее авторов,
государство возникает по
Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:
- монарх является отцом всего народа;
- благосостояние
общества невозможно без
- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
- подданные
обязаны чтить короля и
К
достоинствам патриархальной
* способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
* культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостатком
теории является прямое
= в семье
существуют действительные
= монарх
- представитель публичной
= вряд
ли можно считать государство
прямым продолжением семьи еще
и потому, что оба эти института
зарождались постепенно и
Договорная теория возникновения государства
Теория
общественного договора или
Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;
Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;
А. Н. Радищев (1749
- 1802) - русский философ и писатель-
Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.
Суть
естественно-правовой теории в
том, что, по мнению ее
- первоначально
люди находились в
- каждый
преследовал только свои
- чтобы
этого не случилось, люди
- в результате
был создан институт
Теория
общественного договора имела
большое прогрессивное
= были
разрушены теологические и
= сделан шаг к созданию гражданского общества;
= фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;
= государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
= теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;
= согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
= в случае
нарушения государством своих
обязанностей народ может
Существенным
недостатком данной теории
- "общественный
договор" - скорее идеал, чем
реальная действительность; зачастую
государства возникали другими
путями - войнами, насилием и при наличи
- ни одно
государство не возникло на
основе договора между
- сам по себе
общественный договор между
- общество воспринимается
одномерно, как единое целое,
в то время как в реальной
действительности оно
Органическая теория возникновения государства
Органическая
теория возникновения
Суть органической
теории в том, что государство
возникает и развивается
- люди образуют государство, как клетки - живой организм;
- государственные
институты подобны частям
- между государствами,
как в живой среде, идет
Достоинствами органической теории является следующее:
• восприятие
государства как единого
• признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
• оригинальность теории.
Недостатками органической теории является следующее:
• прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
• сильное влияние дарвинизма;
• отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
Психологическая теория
Основоположником
психологической теории
Согласно
мнению сторонников
Под
этими свойствами
• желание
большинства населения быть
• желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
• способность
сильных личностей оказать
• желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.
Авторы
теории считают, что
Достоинства
психологической теории: отчасти
она справедлива. Стремление к
общению, доминированию,
Недостатки
психологической теории: данная
теория не учитывает другие
факторы, благодаря которым
Теория насилия
Теория
насилия как главного фактора
возникновения государства
Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938).
Причину
происхождения и основу
При
внутреннем насилии – в
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством: